Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:47, контрольная работа
Социологическое исследование — это совокупность методологии, частных методик, способов и техники изучения социальных явлений в их конкретном состоянии, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Прикладное (конкретное социологическое) исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.
1. Понятие прикладного социологического исследования, его основные этапы
2. Понятие программы социологического исследования, ее основные разделы
3. Понятие проблемы, цели и задач исследования.
4. Понятие объекта и предмета исследования
5. Понятие и виды гипотез
6. Понятие генеральной совокупности и выборочной совокупности, виды построения выборочной совокупности, понятие репрезентативности выборки
7. Понятие первичной и вторичной информации, основные методы сбора первичной социологической информации (их краткое описание, сферы применения, достоинства и недостатки)
8. Понятия социологического инструментария
9. Понятие социологической анкеты, структура анкеты, основы логической структуры (композиции) анкеты
10. Виды анкетных вопросов
Социологическое исследование на тему: «Роль социальных конфликтов в жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом»
АНКЕТА
СТАТЬИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынка
Программа социологического исследования на тему:
«Роль социальных конфликтов в жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом»
Челябинск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие прикладного социологического исследования, его основные этапы
2. Понятие программы социологического исследования, ее основные разделы
3. Понятие проблемы, цели и задач исследования.
4. Понятие объекта и предмета исследования
5. Понятие и виды гипотез
6. Понятие генеральной совокупности и выборочной совокупности, виды построения выборочной совокупности, понятие репрезентативности выборки
7. Понятие первичной и вторичной информации, основные методы сбора первичной социологической информации (их краткое описание, сферы применения, достоинства и недостатки)
8. Понятия социологического инструментария
9. Понятие социологической анкеты, структура анкеты, основы логической структуры (композиции) анкеты
10. Виды анкетных вопросов
Социологическое исследование на тему: «Роль социальных конфликтов в жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом»
АНКЕТА
СТАТЬИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Понятие прикладного социологического исследования, его основные этапы
Социологическое исследование — это совокупность методологии, частных методик, способов и техники изучения социальных явлений в их конкретном состоянии, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Прикладное (конкретное социологическое) исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.
Социологическое исследование состоит из 4 взаимосвязанных этапов:
1. подготовительный (уточняется тема исследования, готовится программа, формируются исследовательские группы, составляются графики работ и т.д.)
2. полевой (сбор первичной информации). Это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в домах. Информация собирается путем опросов, анкетирования, анализа, эксперимента и т.д. Полевой, т.к. этап проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных.
3. подготовка к обработке и обработка информации. На этом этапе составляется программа обработки информации на ЭВМ. С ее помощью первичная информация трансформируется во вторичную в виде графиков, таблиц, уравнений и иных показателей для ее удобного последующего анализа.
4. анализ информации и подготовка итогов документов исследования. На этом этапе делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследований в виде отчетов, приложения к отчету и аналитической справки с выводами и рекомендациями.
Различают три основных вида социологического исследования:
1) пилотажное (разведывательное);
2) описательное;
3) аналитическое.
Пилотажное исследование — пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50-100 человек.
Описательное исследование более сложное, т.к. по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения — большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи, существующие между ними, провести сравнение и сопоставление.
Аналитическое исследование — самый углубленный вид социологического анализа. Цель его — выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.
От того, изучается предмет в статике или в динамике, различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовыми, панельными и лонгитюдными.
Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную группу — когорту) и исторические (когда состав когорт меняется).
Панельное исследование — это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность — сохранение выборки от одного исследования до другого.
Если моменты повторного исследования выбираются с учетом развития в течение длительного времени изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным.
Во время проведения всех исследований проводят т.н. социальный мониторинг — создание программ и баз данных при помощи ЭВМ.
2. Понятие программы социологического исследования, ее основные разделы
Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Исследовательской программой называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Программа социологического исследования состоит из 2 разделов: методологического и процедурного.
Методологический раздел включает в себя следующие аспекты:
1. Формулировка проблемы исследования. Проблема- это всегда то, что не изучено. Социальная проблема- это созданная самой жизнью противоречивая ситуация. Проблемы классифицируются по цели, носителю, масштабам распространения, времени действия противоречия и его глубине. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно. В итоге проблема позволяет получить новое знание предмете.
2. Указание цели исследования. Цель исследования всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.
3. Формулировка задач. Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они делятся на основные (ориентированные на выявление сущности проблемы) и дополнительные (касаются отдельных аспектов проблемы). Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, интересов заказчика и т.д. Формулирование задач очень важно, т.к. их постановка обяжет к соответствующему этим постановкам конструированию всех последующих компонентов программы.
4. Определение объекта и предмета исследования. Объектом являются конкретный фрагмент социальной реальности, который содержит противоречия или проблемную ситуацию (люди). Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Предмет – это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно необходим для решения задачи исследования.
5. Интерпретация основных понятий и терминов. Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.
6. Формулировка гипотез. Гипотезы исследования – это априорные (доопытные) предположения, истинность которых нужно в ходе исследования либо доказать, либо опровергнуть. Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого решения задач исследования, поэтому их не может быть меньше, чем задач. Выделяют гипотезу-основание и гипотезы-следствия, которые должны конкретизировать основную гипотезу. В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия. Для отработки гипотез проводят пилотажное, т.е. пробное, предварительное исследование.
Процедурный раздел программы предполагает следующие этапы:
1. Обоснование типа выборки и ее репрезентативности.
Необходимо определить понятия выборочной и генеральной совокупности. Генеральная совокупность- это все люди, территориально и по времени причастные к изучаемому объекту. Выборочная совокупность – это микромодель ген совокупности. Может исследоваться, но редко, объект целиком – сплошной опрос, но чаще исследования бывают выборочными, т.е. изучается выборочная совокупность. Выборка считается репрезентативной, когда она воспроизводит основных характеристики и свойства генеральной совокупности. Она также может быть нерепрезентативной - когда неизвестны пропорции существенных характеристик в ген совокупности или известно, что в выборке они не соблюдены.
Наилучшей моделью отбора считается вероятная (случайная выборка), в которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку, и для всех единиц изучаемой совокупности и для любых последовательностей таких единиц.
Процедура построения простой случайной выборки включает в себя следующие шаги:
1. Нужно получить полный список членов генеральной совокупности и пронумеровать этот список. Такой список называется основой выборки (список всех членов изучаемой совокупности).
2. Определить предполагаемый объем выборки, то есть ожидаемое число опрошенных
3. Извлечь из таблицы случайных чисел, сколько нам потребуется выборочных единиц. Если в выборке должно оказаться 100 человек, из таблицы берут 100 случайных чисел.
4. Выбрать из списка-основы те наблюдения, номера которых соответствуют выписанным случайным цифрам
Простая случайная выборка – это наглядное воплощение идеи случайного отбора.
Систематическая выборка по качеству близка к собственно случайной. При систематической (механической) выборке все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список, а из него, через равные интервалы, начиная со случайного, выбирают номера, отбирается соответствующее число респондентов.
Серийная выборка предполагает деление генеральной совокупности на ряд непересекающихся, сложных по изучаемому признаку (но максимально гетерогенных внутри себя) подмножеств (серий, групп, кластеров) и случайный отбор подмножеств, которые и подвергаются непосредственному обследованию. Выборка основана на первоначальном отборе кластеров и затем на изучении всех единиц внутри кластеров.
Стратифицированная выборка – это вероятностная выборка, при которой генеральная совокупность разбивается на однородные части – страты, таким образом, чтобы разброс значений признака внутри страты был минимальный, а затем из каждой страты производится систематический или простой случайный отбор.
Детерминированная (неслучайная) выборка – это выборка, единицы которой отобраны целенаправленно. Ее разновидности: стихийная, преднамеренная, квотная.
В стихийную выборку включаются максимально доступные для исследователя единицы наблюдения. Обычно это опросы «первого встречного». Для преднамеренной выборки отбираются именно те элементы, которые могут дать самую полную информацию об изучаемой генеральной совокупности.
Метод «снежного кома» - разновидность преднамеренной выборки. Его идея такова: первоначально идентифицированная небольшая группа членов интересующей социолога совокупности служит источником сведений о других членах, так что выборка постепенно разрастается вширь, подобно снежному кому, катящемуся с горы.