Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:10, контрольная работа
Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
1. Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе.
2. Основные ценности современной российской молодежи.
3. Практические задания.
4. Список литературы.
Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный университет
Кафедра
экономики
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по социологии
Тема 29:
Молодежь как социальная группа общества.
Исполнитель: студентка 2-го курса
заочного факультета
по специальности
«Экономика труда»
Группы: Этр-10
Трапезникова Надежда Александровна
Дом, адрес: Свердловская область г. Екатеринбург
Ул. Красных
борцов, 19 кв. 75
Екатеринбург, 2011
План.
Практические задания.
Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет.
Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира; 85 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу — цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.
Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.
Структура приема по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27 % от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические — 31 %, сельскохозяйственные — 4 %, экологические — 1 %, естественно-научные — 5 %, гуманитарные — 18 %, просвещения — 6 %, медицины — 3 %, культуры и искусства — 2 %.В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5 % от общего количества зачисленных на I курс.
По характеру труда в материальном производстве молодёжь распределилась следующим образом: 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодёжи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.
Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом.
В целом достаточно высок уровень образования молодёжи в материальном производстве. 61,6 % занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодёжи. фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определённое предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определённого возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.
Что касается привилегий, то я считаю это огромная помощь молодежи, ведь сейчас эта помощь особенно необходима в условиях постоянного роста цен практически на все. К имеющимся привилегиям я бы еще добавила бесплатный проезд всем студентам, скидки на перелеты и междугородние переезды.
Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Немецкий
социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил,
что молодёжь является своего рода
резервом, выступающим на передний
план, когда такое оживление
Молодёжь,
по мнению Мангейма, выполняет функцию
оживляющего посредника социальной
жизни; эта функция имеет своим важным
элементом неполную включенность в статус
общества. Этот параметр универсален и
не ограничен ни местом, ни временем. Решающим
фактором, который определяет возраст
половой зрелости, является то, что в этом
возрасте молодёжь вступает в общественную
жизнь и в современном обществе впервые
сталкивается с хаосом антагонистических
Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию.
Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, стиляги, в СССР и постсоветском пространстве — неформалы.
С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь? Каковы же предпочтения и приоритеты нынешнего молодого поколения? Что является основными ценностями современной российской молодежи? Эти вопросы являются одними из главных, потому что в России уже давно назрел «кризис» ценностной системы. Это проявляется в таких явлениях, как падение морально-нравственных норм, отсутствие четких правил и твердых принципов. А представления о ценностных ориентациях размыты.
Несомненно до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.
Ценности – это представление людей о значимых вещах, то, чему приписывают большее значение, определенные предпочтения. Какие же сейчас у молодежи предпочтения?
На мой взгляд, сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставит материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Материальное благополучие – это некий стимул жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным путем. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются – «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой».
В жизни люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семья же планируется уже после карьерного роста.
Отношение к дружбе и товариществу тоже терпит изменения. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к близким людям приобретает все более корыстный характер. Эгоистичный настрой «сам за себя» выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.
Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования и знаний. То есть в большинстве подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом – как средство получения новых знаний.
На формирование
этих ценностей влияют происходящие в
обществе экономические и социальные
изменения. Те приоритеты, которые раньше
казались незыблемыми, сменяются другими.
Появляются новые ценностные ориентации,
а значит разрушаются старые идеалы, традиции
и формулируется новый тип личности. Общество,
среда обитания с их стихийными, хаотичными,
неписанными требованиями и принципами
изменяют, часто просто уродуют взгляды
еще не до конца сформировавшейся личности,
зачастую неосознанно разрушая усилия
тех, кто пытается оказать на нее положительное
воздействие – родителей, учителей, всех
тех, кому небезразлична современная молодежь.
Список литературы