Молодежь как социальная группа общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:10, контрольная работа

Краткое описание

Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Оглавление

1. Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе.
2. Основные ценности современной российской молодежи.
3. Практические задания.
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

социология тема 29.doc

— 76.00 Кб (Скачать)
 
 

Министерство  образования Российской Федерации

Уральский государственный университет

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по социологии

Тема 29: Молодежь как социальная группа общества. 

   
 
 

Исполнитель: студентка 2-го курса

заочного  факультета

по специальности

«Экономика труда»

Группы: Этр-10

Трапезникова  Надежда Александровна

Дом, адрес: Свердловская область г. Екатеринбург

Ул. Красных борцов, 19 кв. 75 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2011

План.

  1. Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе.
  2. Основные ценности современной российской молодежи.
  3. Практические задания.
  4. Список литературы.
 

    Практические  задания.

  1. Объясните, почему молодежь быстрее адаптируется к изменениям в социальной жизни.
  2. Должны ли быть привилегии у молодежи как социальной группы? Если да, то какие?
  3. Какой на ваш взгляд должна быть социальная политика государства в отношении молодежи?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

     Возрастные  рамки, позволяющие относить людей  к молодёжи, различаются в зависимости  от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет.

     Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира; 85 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу — цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.

     Каждый  второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

     Структура приема по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27 % от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические — 31 %, сельскохозяйственные — 4 %, экологические — 1 %, естественно-научные — 5 %, гуманитарные — 18 %, просвещения — 6 %, медицины — 3 %, культуры и искусства — 2 %.В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5 % от общего количества зачисленных на I курс.

     Работающая молодежь в отличие от молодёжи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодёжи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодёжь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.

     По  характеру труда в материальном производстве молодёжь распределилась следующим образом: 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодёжи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.

     Лишь  немногим более двух процентов молодых  людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом.

     В целом достаточно высок уровень  образования молодёжи в материальном производстве. 61,6 % занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодёжи. фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определённое предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определённого возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.

     Что касается привилегий, то я считаю это  огромная помощь молодежи, ведь сейчас эта помощь особенно необходима в  условиях постоянного роста цен  практически на все. К имеющимся привилегиям я бы еще добавила бесплатный проезд всем студентам, скидки на перелеты и междугородние переезды.

     Молодёжь  в значительной части обладает тем  уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно  отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом  стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

     Немецкий  социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно  новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

     Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию  оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

     Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию.

     Молодёжь  как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, стиляги, в СССР и постсоветском пространстве — неформалы.

     С какими ценностями и установками  молодые люди вступают в жизнь? Каковы же предпочтения и приоритеты нынешнего  молодого поколения? Что является основными  ценностями современной российской молодежи? Эти вопросы являются одними из главных, потому что в России уже давно назрел «кризис» ценностной системы. Это проявляется в таких явлениях, как падение морально-нравственных норм, отсутствие четких правил и твердых принципов. А представления о ценностных ориентациях размыты.      

Несомненно  до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности: любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, любовь к искусству, добро, справедливость, милосердие, уважение к старшим. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство, эгоизм, стремление к власти (если власть становится высшей ценностью). И вследствие возникновения этого противостояния у молодого человека возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Формируется новое представление и отношение к истинным ценностям.     

Ценности  – это представление людей  о значимых вещах, то, чему приписывают  большее значение, определенные предпочтения. Какие же сейчас у молодежи предпочтения?      

На мой  взгляд, сейчас молодые люди на одну из первых позиций ставит материальное благополучие. То есть предпочтение отдано не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Материальное благополучие – это некий стимул жизненной активности. Причем, цель зарабатывания денег может достигаться любым доступным путем. А такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным» и «чистая совесть важнее благополучия» уходят в прошлое, и остаются – «ты – мне, я – тебе», «успех – любой ценой».     

В жизни  люди во главу угла ставят независимость и карьеру, достижение высокого статуса. Семья же планируется уже после карьерного роста.     

Отношение к дружбе и товариществу тоже терпит изменения. Верные друзья, надежные товарищи остаются в детстве. Отношение к  близким людям приобретает все  более корыстный характер. Эгоистичный настрой «сам за себя» выше гуманных отношений, взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи.      

Также продолжает стремительно падать ценность умственного труда, образования  и знаний. То есть в большинстве  подрастающее поколение стремится получить любое образование с минимальными усилиями – лишь бы получить диплом. Образование рассматривается в первую очередь как возможность получить хорошее место работы, а уже потом – как средство получения новых знаний.     

На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения. Те приоритеты, которые раньше казались незыблемыми, сменяются другими. Появляются новые ценностные ориентации, а значит разрушаются старые идеалы, традиции и формулируется новый тип личности. Общество, среда обитания с их стихийными, хаотичными, неписанными требованиями и принципами изменяют, часто просто уродуют взгляды еще не до конца сформировавшейся личности, зачастую неосознанно разрушая усилия тех, кто пытается оказать на нее положительное воздействие – родителей, учителей, всех тех, кому небезразлична современная молодежь. 
 
 
 
 
 

Список литературы

  1. С.Г. Плукин Ценностные ориентации. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.
  2. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.
  3. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.
  4. Фонд общественное мнение. Общероссийский опрос молодежи от 18-23 июля 2002 года (100 населенных пунктов 44 субъекта РФ 1500 респондентов). Принципы и ценности молодежи //http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702.
  5. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования проведённого с 15 июня по 10 сентября 2007 года // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt.
  6. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.
  7. Фонд имени Питирима Сорокина. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt.
  8. Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80.
  9. Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34.

Информация о работе Молодежь как социальная группа общества