Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:47, контрольная работа
Социологическое исследование — это совокупность методологии, частных методик, способов и техники изучения социальных явлений в их конкретном состоянии, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Прикладное (конкретное социологическое) исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.
1. Понятие прикладного социологического исследования, его основные этапы
2. Понятие программы социологического исследования, ее основные разделы
3. Понятие проблемы, цели и задач исследования.
4. Понятие объекта и предмета исследования
5. Понятие и виды гипотез
6. Понятие генеральной совокупности и выборочной совокупности, виды построения выборочной совокупности, понятие репрезентативности выборки
7. Понятие первичной и вторичной информации, основные методы сбора первичной социологической информации (их краткое описание, сферы применения, достоинства и недостатки)
8. Понятия социологического инструментария
9. Понятие социологической анкеты, структура анкеты, основы логической структуры (композиции) анкеты
10. Виды анкетных вопросов
Социологическое исследование на тему: «Роль социальных конфликтов в жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом»
АНКЕТА
СТАТЬИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В системе политических институтов должны быть предусмотрены также механизмы выражения социального недовольства и протеста, но в определенных рамках и формах, не создающих угрозу общественному порядку. Важная роль в этом должна принадлежать и средствам массовой информации. От их позиции зависит очень многое. Или в обществе будет формироваться установка на достижение согласия (консенсуса), или будут культивироваться вражда и создаваться образы врагов.
Возникший конфликт может свидетельствовать не только об объективных трудностях и нерешенных проблемах, о тех или иных социальных аномалиях, но и о субъективных реакциях на происходящее. Последнее не менее важно. Американские исследователи Роджер Фишер и Уильяме Юри отмечали в этой связи: «В конечном счете, однако, причиной конфликта является не объективная реальность, а происходящее в головах людей»1. Конечно, «происходящее в головах людей» отражает так или иначе объективную реальность и порождает соответствующие реакции. Но это отражение может быть как адекватным, так и неадекватным, что решающим образом воздействует на характер конфликта и даже на само его возникновение.
По существу, негативные субъективные реакции на происходящее, на те или иные события и процессы представляют социально-психологическую составляющую конфликта , могущую иметь самодовлеющее значение. Неадекватное отражение массовым сознанием происходящих в обществе перемен (например, характер и темпы экономических реформ), реакция на те или иные политические решения или спорные вопросы (например, отдавать ли Курилы Японии, оказать ли военную помощь Югославии в борьбе с агрессией НАТО) способны сами по себе вызвать конфликтную ситуацию и даже масштабный конфликт между активными группами населения и органами власти.
В данном случае конфликт будет выступать как своего рода предупреждение, требование, призыв внести изменения в предполагаемые действия, не допустить осуществления тех и J них, которые противоречат общенациональным интересам.
Конфликты в сфере межнациональных отношений часто свидетельствуют о состоянии национального самосознания, господствующих в нем стереотипах, предубеждениях, представлениях.
Конфликт сам по себе еще не выражает в полном объеме причины, его детерминировавшие, не указывает на социальные источники, его питающие и поддерживающие. Все это может стать понятным в результате научного анализа, специальных социологических исследований. Конфликт лишь побуждает к этому. Однако в ходе конфликта более ясно выражаются интересы и ценностные ориентации его участников, что само по себе чрезвычайно важно для выяснения всех причин и обстоятельств, породивших конфликт.
Социальный конфликт , имеющий значительные масштабы, оказывает поляризующее воздействие на общество (социальные слои и группы), как бы разделяя его на тех, кто участвует в конфликте , сочувствует ему, порицает его. На тех, кто участвует и сочувствует конфликту, последний оказывает консолидациейное воздействие, сплачивает и объединяет их. Происходит более глубокое уяснение целей, во имя которых разворачивается противоборство, «рекрутируются» новые участники и сторонники.
В той мере, в какой конфликт несет в себе конструктивное или деструктивное начало, способствует или препятствует разрешению противоречий, он может получить ту или иную оценку.
Конфликт, даже оказывающий позитивное воздействие, ставит вопрос о цене осуществляемых под его воздействием изменений. Какие бы цели ни провозглашались и как бы важны они ни были, но если для их осуществления приносятся в жертву человеческие жизни , возникает вопрос о нравственности такого конфликта , о его действительной прогрессивности.
Особенно это относится к межнациональным (межэтническим) конфликтам. Как бы значимы ни были для людей национальные ценности (а они имеют универсальное значение), цена в процессе их отстаивания оказывается довольно часто непомерной. И если даже конфликт и способствует консолидации собственной нации, ее самоутверждению и самоопределению, жертвы и разрушения, сопряженные с ним, перечеркивают его позитивное начало. Достаточно упомянуть такие «горячие точки» на карте бывшего Союза, как Сумгаит, Карабах, Тбилиси, Фергана, Сухуми, Приднестровье, Абхазия, Таджикистан, чтобы согласиться с таким утверждением.
Итак, роль социальных конфликтов неоднозначна. Их связь с общественной жизнью весьма разнообразна и многовариантна. Анализ каждого из них позволяет не только дать обстоятельную характеристику конкретному конфликту, но и отнести его к определенному классу (типу).
Гипотезы исследования:
1. Влияние конфликтов на психологию, поведение, деятельность как оппонентов, так и социального окружения разнообразно и многозначно.
2. В этом его функциональность. Под функцией конфликта понимается та роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям. Это влияние имеет двойственный и противоречивый характер, что связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку конфликту, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития, необходимо учитывать для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.
3. Общие конструктивные функции конфликта: устранение противоречия в функционировании коллектива; создание и поддержание баланса сил (в том числе власти); социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей; создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих; установление неформальной иерархии в группе или обществе; более глубокое познание участниками конфликта друг друга; снятие синдрома покорности у подчиненных; конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает "выпустить пар", разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность; диагностика возможных оппонентов; улучшение качества деятельности; повышение авторитета участника в случае его победы; активизация социальной жизни; обозначение нерешенных проблем; актуализация гуманистических ценностей; способствование сплочению группы перед внешней опасностью; в каждом конфликте заложен стимул для появления институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии (законодательная деятельность, принятые процедуры для решения споров, политические собрания для решения споров в войне слов, рынок для решения соперничающих интересов посредством сделок); движение к прогрессу (примеры из мировой истории - буржуазная революция) - Шуанат.
Конструктивная функция конфликта на личностном уровне: познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие; самопознание и коррекция самооценки; ослабление психической напряженности; способствование развитию личности; адаптация и социализация индивидов в группе; способ самоутверждения и самореализации; возможность избавиться от проблем, развитие личности.
Деструктивные функции конфликта на общем уровне: большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте; значительное ухудшение настроения участников, возможно болезни; насилие и гибель людей; разрушение межличностных отношений; нарушение системы отношений; увольнение сотрудников, ухудшение социально - психологического климата; ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины; представление о побежденных группах и людях как о врагах; снижение сплоченности группы; деструктивные функции на личностном уровне: ухудшение качества индивидуальной деятельности; в своих способностях, снижение самооценки; способствование социальной пассивности личности; потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.; разрушение целостности личности.
АНКЕТА
1. Ваш пол?
а) мужской
б) женский
2. Ваш возраст?
а) до 18
б) от 18 до 25
в) от 25 до 50
г) старше 50
3. Ваш род занятий?
а) учусь
б) работаю
в) совмещаю учебу и работу
г) сижу дома
4. Где вы учитесь?
а) в школе
б) в техникуме
в) в институте (университете)
г) другое________________________
5. Где вы работаете?
______________________________
6. С кем вы живете?
а) с родителями
б) один (а)
в) с мужем (женой)
г) с друзьями в общежитии
7. Где и с кем вы больше проводите времени?
а) дома с родителями
б) дома с мужем (женой)
в) на работе
г) с друзьями
8. Как часто у вас возникают конфликты с кем либо?
а) часто
б) иногда
в) редко
г) никогда
9. С кем чаще всего возникают конфликты?
а) с родителями
б) с мужем (женой)
в) с друзьями
г) другое________________________
10. Как вы обычно разрешаете тот или иной конфликт?
а) никак
б) ссоримся, пока кто-нибудь из вас не уступит
в) пытаюсь выяснить причину конфликта
г) другое________________________
11. Кто, по вашему мнению, чаще всего виноват в ваших ссорах?
а) незнаю
б) я
в) он (она)
г) обе стороны
12. Как часто вы смотрите телевизор?
а) всегда
б) иногда
в) редко
г) никогда
13. Что вы обычно смотрите?
а) фильмы, сериалы
б) спорт
в) новости
г) другое________________________
14. Как часто вы смотрите новости?
а) часто
б) иногда
в) редко
г) никогда
15. Какие новости вы обычно смотрите?
а) любые
б) политику
в) спорт
г) другое________________________
16. Как на вас влияют политические конфликты?
а) мне все равно
б) интересно наблюдать за ходом этих конфликтов
в) мне важно знать все политические конфликты
г) другое________________________
17. Участвуете или участвовали когда-нибудь вы в каких-либо акциях, забастовках, митингах и т.д.?
а) никогда
б) постоянно, при любом удобном случае
в) иногда
г) очень редко
18. Как вы считаете, вы конфликтный человек?
а) да
б) нет
в) незнаю
г) зависит от ситуации
19. Как вы обычно чувствуете себя после конфликта с родным человеком?
а) очень переживаю
б) мне все равно
в) хорошо, потому что конфликт разрешается сразу
г) обычно ни с кем не конфликтую
20. Как, по вашему мнению, те или иные конфликты влияют на жизнь человека?
а) незнаю
б) мне все равно
в) очень плохо
г) зависит от конфликта
21. Вмешиваетесь ли вы в чужие конфликты?
а) нет
б) если только не вижу в этом необходимости
в) всегда, когда нужна моя помощь
г) другое________________________
22. Как часто вам приходилось вмешиваться в чужие конфликты?
а) часто
б) иногда
в) редко
г) никогда
23. По какой причине вы обычно вмешиваетесь?
а) когда считаю, что нужна моя помощь
б) когда конфликт прямо или косвенно касается меня
в) когда конфликт касается моих родных
г) я никогда не вмешиваюсь
24. Есть ли среди ваших знакомых конфликтные люди?
а) есть
б) нет
25. Как много?
а) один
б) два
в) более
г) не считал(а)
26. Как часто вы с ними вступаете в конфликт?
а) довольно часто
б) иногда
в) редко
г) никогда
27. Кто чаще всего инициатор конфликта?
а) я
б) он (она)
в) никто