Роль государства в развитии системы социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

В мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская) модель. Она основывается на минимизации государственной собственности. И соответственно — абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий ("если ты живешь бедно, то ты caм в этом и виноват"). К первой модели ближе всего государство в США. В России эта модель настойчиво внедрялась сначала правительством Гайдара, а впоследствии — с некоторыми модификациями — правительством Черномырдина.

Оглавление

Введение
1. Место государства в социальном партнерстве
2. Роль государства в системе социального партнерства
3. Государство и консенсус в партнерских отношениях
4. Государство как выразитель общей воли народа
5. Социальное партнерство и регулирование безработицы
6. Государственный минимальный социальный стандарт
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

СОЦ. ПАРТНЕРСТВО.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

       Академия труда и социальных отношений

                            Кафедра  профсоюзного движения 

     Контрольная работа на тему: 

     «Роль государства в развитии системы  социального партнерства» 
 
 
 
 

                                                                         Выполнила студентка 4-курса

     форма обучения-заочная

     спец. Финансы и кредит

     (Банковское дело)

Тумгоева  Пятмат Р

                                                        Проверил____________ 
 
 
 

     МОСКВА 2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Место государства в социальном партнерстве

2. Роль государства в системе социального партнерства

3. Государство и консенсус в партнерских отношениях

4. Государство как выразитель общей воли народа

5. Социальное партнерство и регулирование безработицы

6. Государственный минимальный социальный стандарт

Заключение

Библиографический список 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская) модель. Она основывается на минимизации государственной собственности. И соответственно — абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий ("если ты живешь бедно, то ты caм в этом и виноват"). К первой модели ближе всего государство в США. В России эта модель настойчиво внедрялась сначала правительством Гайдара, а впоследствии — с некоторыми модификациями — правительством Черномырдина.

     Вторая  модель — социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности сильной социальной функции государства. Социально-ориентированное государство берет на себя целый ряд общенациональных функций, например, в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. Оно в большей степени защищает человека. Вторая модель характерна в основном для европейских, и в особенности для скандинавских стран: Израиля, Канады.

     Наиболее  концентрированное выражение социально — ориентированная модель развития получила в таком понятии как "социальное государство". Она заложена и в Конституции Российской федерации, где установлено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство имеет прямое отношение к социальному партнерству, т.к. именно социальное партнерство и предусматривает социально - ориентированную политику, проводимую государством.

     1. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ 

     Социальная  ответственность государства проявляется  в том, что оно выполняет ряд  важнейших социальных функций: корректирует стихийные процессы поляризации богатств, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает пере распределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев — в этом состоит существенное значение социального государства; определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;- обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам; создает минимальные необходимые условия для социального страхования.

     Выступая  как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции. Государство, например, принявшее на себя труд развивать предпринимательскую культуру, способно через средства массовой информации, искусство и другие каналы воздействия наглядно рекламировать предпринимательство как благо для общества. Если в обществе культивируется представление о том, что создание собственной фирмы — дело престижное и достойное, а на человека, создавшего собственное дело, смотрят с одобрением, желающих последовать его примеру найдется немало.

     Именно  государство, и только оно, объединяет всех граждан страны и способно (по этой причине) представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплять ее посредством законодательства и иных форм правотворчества, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы, вплоть до прямого принуждения.

     Государство едино и единственно олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно форму ("обруч") общества. Убери  государство — и развалится общество на конкурирующие и борющиеся между собой части, погрязнет в бесконечных спорах, выяснении отношений, утверждении каждым именно своей "правды" в кровавых столкновениях и даже в гражданских войнах. Ослабляя его регулирующую, законотворческую и правоохранительную функции, невозможно прийти к цивилизованному социально — ориентированному рынку. Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях: собственника, законодателя и арбитра (посредника). Государство продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально—трудовых отношений.

     Далее, роль государства заключается, в  частности, в разработке соответствующего трудового и социального законодательства. В настоящее время правовая база социального партнерства в России слаба. Развивая ее важно систематически внедрять нормы международного права, ратифицировать ряд конвенций МОТ, предусматривающих более льготные для работников и работодателей условия по сравнению с существующим российским законодательством. Государство должно отказаться от политического маневрирования и давления в отношении двух других партнеров в системе "трипартизма", передать последним полномочия, которые принадлежат объединениям работников и предпринимателей. Вмешательство государства в их отношения представляется целесообразным лишь в тех случаях, когда той или иной стороной трудовых отношений нарушается трудовое законодательство; когда обе конфликтующие стороны не могут выработать компромиссного решения; когда достигнутый компромисс наносит ущерб государственным интересам. 

     2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 

     Основные  составляющие политики государства  в сфере социального партнерства: согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне основных направлений социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости, мер по защите субъектов трудовых отношений; формирование и совершенствование механизмов и институтов, способствующих согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях; создание соответствующих органов, комиссий, призванных заниматься решением задач развития социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений; содействие расширению участия трудящихся в управлении предприятиями, отраслями производства, делами государства и общества; развитие и стимулирование переговорного характера процесса урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий; снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов посредством развития и совершенствования законоприменительной практики, примирительных и согласительных процедур.

     Социальность  государства в условиях формирования рыночной экономики и гражданского общества проявляется в том, что  оно берет на себя ответственность обеспечивать соблюдение индивидуальных свобод каждого гражданина и социальную защиту отдельных социальных групп и слоев. Формирование социального государства тесно взаимосвязано с развитием системы социального партнерства, которое способно значительно разгрузить государство от многих социальных функций. Многие частные фирмы и компании, например, заявляют, что им необходимы более тесные контакты с местными властными структурами для решения многообразных узкоспециализированных и социальных, проблем. В свою очередь, местные органы власти не против налаживания тесных взаимоотношений с миром частного бизнеса в развитии социальной сферы. Однако сложившаяся система разделения социальной ответственности, как правило, препятствует нормальным рабочим отношениям местных властей с частными, негосударственными предприятиями и организациями. В этой связи целевые программы государственной поддержки и развития предпринимательства могут стать надежной основой для осуществления многих конкретных проектов в экономической и социальной сферах.

     Объективные условия складываются таким образом, что властные структуры, развивая систему  социального партнерства, должны постоянно  совершенствовать технологии и механизм партнерских отношений. Как свидетельствует современная практика, наибольшее распространение в деятельности органов государственного управления получили заключения договоров, соглашений на основе достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития, путем согласования интересов различных групп, слоев и классов.

     Консенсус в партнерских отношениях проявляется  в следующих трех основных видах: позитивный, т.е. достаточный для предотвращения разрастания социальных конфликтов, недопущения массовых социальных волнений, войн; негативный, при котором довольно высок уровень недоверия между основными субъектами социального партнерства; неоднозначный и обоюдоострый, характеризуется устойчивой тенденцией роста социальных конфликтов, забастовок, массовых акций протеста. 
 
 
 
 

     3. ГОСУДАРСТВО И КОНСЕНСУС В ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 

     Ведущим фактором достижения консенсуса в партнерских  отношениях является соблюдение законности в действиях сторон, формирование у них способности и умения договориться между собой. Таким образом, речь идет по существу о согласовании позиций сторон при разработке и осуществлении всей экономической и социальной политики государства. В ситуациях, когда необходимо проведение срочных рыночных реформ, а в обществе отсутствует политическая стабильность, прочное трехстороннее согласие становится первоочередной потребностью. Достижение согласия в период реформ позволяет осуществить их в соответствии с коренными интересами общества и уменьшает вероятность того, что основная масса населения, поверив обещаниям противников реформ, пойдет за экстремистами левого или правого толка.

     Процесс согласования и защиты интересов  работников и работодателей, предпринимателей может осуществляться как непосредственно, путем организации взаимодействия органов государственного и муниципального управления с представителями профсоюзов и объединениями работодателей, так и опосредованно в результате обмена информацией, создания благоприятных условий для решения возникающих проблем, ведения переговоров и подписания коллективных договоров, соглашений.

     Опосредованный  характер взаимодействия органов государственной  власти с общественными объединениями выражается в том, что они, устанавливая связи, фактически напрямую в большинстве случаев не взаимодействуют с членами профсоюзов, работниками трудовых коллективов, всеми предпринимателями, работодателями. Поэтому органы государственного и муниципального управления должны постоянно иметь в виду, каков авторитет и влияние тех или иных профсоюзов, общественных объединений предпринимателей, их руководящих структур среди трудовых коллективов, работников отраслей, интересы которых они представляют.

     Органы  государственной власти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социального партнерства, выступают не только как посредники или арбитры, осуществляющие согласование интересов работников и работодателей, но и как собственники производственных мощностей, организаторы производственного процесса и как работодатели. По этому поводу продолжаются споры, дается различная оценка роли государства, властных структур в системе социального партнерства. Чем же должно заниматься государство? Выполнять роль медиатора (посредника) или участника и полноправного партнера в системе трудовых отношений? В рамках российской модели социального партнерства государство выполняет роли и работодателя, и посредника, в зависимости от удельного веса контрольного пакета акций на предприятии, в акционерном объединении или в отрасли.

     Отмеченные  обстоятельства во многом определяют возможности, границы деятельности и поведения как институтов государственного и муниципального управления, так и профсоюзов, и объединений работодателей, предпринимателей, в сфере взаимодействия с государством по различным проблемам политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Эти же обстоятельства надо учитывать при анализе основных направлений, целей и задач развития партнерских отношений на разных уровнях. У субъектов социального партнерства могут и должны быть как общие, так и отличные друг от друга цели деятельности, что не только естественно, но и жизненно необходимо для каждой из сторон партнерского взаимодействия. 
 
 
 

Информация о работе Роль государства в развитии системы социального партнерства