Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:58, контрольная работа
В мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская) модель. Она основывается на минимизации государственной собственности. И соответственно — абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий ("если ты живешь бедно, то ты caм в этом и виноват"). К первой модели ближе всего государство в США. В России эта модель настойчиво внедрялась сначала правительством Гайдара, а впоследствии — с некоторыми модификациями — правительством Черномырдина.
Введение
1. Место государства в социальном партнерстве
2. Роль государства в системе социального партнерства
3. Государство и консенсус в партнерских отношениях
4. Государство как выразитель общей воли народа
5. Социальное партнерство и регулирование безработицы
6. Государственный минимальный социальный стандарт
Заключение
Библиографический список
Академия труда и социальных отношений
Кафедра профсоюзного
движения
Контрольная
работа на тему:
«Роль
государства в развитии системы
социального партнерства»
форма обучения-заочная
спец. Финансы и кредит
(Банковское дело)
Тумгоева Пятмат Р
МОСКВА 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Место государства в социальном партнерстве
2. Роль государства в системе социального партнерства
3. Государство и консенсус в партнерских отношениях
4. Государство как выразитель общей воли народа
5. Социальное партнерство и регулирование безработицы
6. Государственный минимальный социальный стандарт
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
В мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая — так называемая либеральная (монетаристская) модель. Она основывается на минимизации государственной собственности. И соответственно — абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе самовыживания, формирования личности — независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий ("если ты живешь бедно, то ты caм в этом и виноват"). К первой модели ближе всего государство в США. В России эта модель настойчиво внедрялась сначала правительством Гайдара, а впоследствии — с некоторыми модификациями — правительством Черномырдина.
Вторая модель — социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности сильной социальной функции государства. Социально-ориентированное государство берет на себя целый ряд общенациональных функций, например, в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. Оно в большей степени защищает человека. Вторая модель характерна в основном для европейских, и в особенности для скандинавских стран: Израиля, Канады.
Наиболее
концентрированное выражение
1.
МЕСТО ГОСУДАРСТВА В
СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
Социальная
ответственность государства
Выступая
как субъект социального
Именно государство, и только оно, объединяет всех граждан страны и способно (по этой причине) представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплять ее посредством законодательства и иных форм правотворчества, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы, вплоть до прямого принуждения.
Государство
едино и единственно
Далее,
роль государства заключается, в
частности, в разработке соответствующего
трудового и социального законодательства.
В настоящее время правовая база социального
партнерства в России слаба. Развивая
ее важно систематически внедрять нормы
международного права, ратифицировать
ряд конвенций МОТ, предусматривающих
более льготные для работников и работодателей
условия по сравнению с существующим российским
законодательством. Государство должно
отказаться от политического маневрирования
и давления в отношении двух других партнеров
в системе "трипартизма", передать
последним полномочия, которые принадлежат
объединениям работников и предпринимателей.
Вмешательство государства в их отношения
представляется целесообразным лишь в
тех случаях, когда той или иной стороной
трудовых отношений нарушается трудовое
законодательство; когда обе конфликтующие
стороны не могут выработать компромиссного
решения; когда достигнутый компромисс
наносит ущерб государственным интересам.
2.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В
СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЕРСТВА
Основные
составляющие политики государства
в сфере социального
Социальность государства в условиях формирования рыночной экономики и гражданского общества проявляется в том, что оно берет на себя ответственность обеспечивать соблюдение индивидуальных свобод каждого гражданина и социальную защиту отдельных социальных групп и слоев. Формирование социального государства тесно взаимосвязано с развитием системы социального партнерства, которое способно значительно разгрузить государство от многих социальных функций. Многие частные фирмы и компании, например, заявляют, что им необходимы более тесные контакты с местными властными структурами для решения многообразных узкоспециализированных и социальных, проблем. В свою очередь, местные органы власти не против налаживания тесных взаимоотношений с миром частного бизнеса в развитии социальной сферы. Однако сложившаяся система разделения социальной ответственности, как правило, препятствует нормальным рабочим отношениям местных властей с частными, негосударственными предприятиями и организациями. В этой связи целевые программы государственной поддержки и развития предпринимательства могут стать надежной основой для осуществления многих конкретных проектов в экономической и социальной сферах.
Объективные условия складываются таким образом, что властные структуры, развивая систему социального партнерства, должны постоянно совершенствовать технологии и механизм партнерских отношений. Как свидетельствует современная практика, наибольшее распространение в деятельности органов государственного управления получили заключения договоров, соглашений на основе достижения консенсуса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития, путем согласования интересов различных групп, слоев и классов.
Консенсус
в партнерских отношениях проявляется
в следующих трех основных видах:
позитивный, т.е. достаточный для предотвращения
разрастания социальных конфликтов, недопущения
массовых социальных волнений, войн; негативный,
при котором довольно высок уровень недоверия
между основными субъектами социального
партнерства; неоднозначный и обоюдоострый,
характеризуется устойчивой тенденцией
роста социальных конфликтов, забастовок,
массовых акций протеста.
3.
ГОСУДАРСТВО И КОНСЕНСУС
В ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Ведущим фактором достижения консенсуса в партнерских отношениях является соблюдение законности в действиях сторон, формирование у них способности и умения договориться между собой. Таким образом, речь идет по существу о согласовании позиций сторон при разработке и осуществлении всей экономической и социальной политики государства. В ситуациях, когда необходимо проведение срочных рыночных реформ, а в обществе отсутствует политическая стабильность, прочное трехстороннее согласие становится первоочередной потребностью. Достижение согласия в период реформ позволяет осуществить их в соответствии с коренными интересами общества и уменьшает вероятность того, что основная масса населения, поверив обещаниям противников реформ, пойдет за экстремистами левого или правого толка.
Процесс согласования и защиты интересов работников и работодателей, предпринимателей может осуществляться как непосредственно, путем организации взаимодействия органов государственного и муниципального управления с представителями профсоюзов и объединениями работодателей, так и опосредованно в результате обмена информацией, создания благоприятных условий для решения возникающих проблем, ведения переговоров и подписания коллективных договоров, соглашений.
Опосредованный характер взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями выражается в том, что они, устанавливая связи, фактически напрямую в большинстве случаев не взаимодействуют с членами профсоюзов, работниками трудовых коллективов, всеми предпринимателями, работодателями. Поэтому органы государственного и муниципального управления должны постоянно иметь в виду, каков авторитет и влияние тех или иных профсоюзов, общественных объединений предпринимателей, их руководящих структур среди трудовых коллективов, работников отраслей, интересы которых они представляют.
Органы государственной власти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социального партнерства, выступают не только как посредники или арбитры, осуществляющие согласование интересов работников и работодателей, но и как собственники производственных мощностей, организаторы производственного процесса и как работодатели. По этому поводу продолжаются споры, дается различная оценка роли государства, властных структур в системе социального партнерства. Чем же должно заниматься государство? Выполнять роль медиатора (посредника) или участника и полноправного партнера в системе трудовых отношений? В рамках российской модели социального партнерства государство выполняет роли и работодателя, и посредника, в зависимости от удельного веса контрольного пакета акций на предприятии, в акционерном объединении или в отрасли.
Отмеченные
обстоятельства во многом определяют
возможности, границы деятельности
и поведения как институтов государственного
и муниципального управления, так и профсоюзов,
и объединений работодателей, предпринимателей,
в сфере взаимодействия с государством
по различным проблемам политической,
экономической, социальной и духовной
жизни общества. Эти же обстоятельства
надо учитывать при анализе основных направлений,
целей и задач развития партнерских отношений
на разных уровнях. У субъектов социального
партнерства могут и должны быть как общие,
так и отличные друг от друга цели деятельности,
что не только естественно, но и жизненно
необходимо для каждой из сторон партнерского
взаимодействия.
Информация о работе Роль государства в развитии системы социального партнерства