Реализация государственной политики в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

В работе поставлена цель – определить те механизмы государственного регулирования здравоохранением, которые позволят улучшить основные демографические показатели.
Для решения поставленной цели в работе использовались действующие нормативно-правовые акты, регулирующие систему здравоохранения в стране. Кроме того, на основании Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, рассмотрены основные направления государственного регулирования здравоохранения. В работе показано, что государственное управление здравоохранением осуществляется посредством такого механизма как реализация государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи.

Оглавление

Введение 3
1. Необходимость государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 5
1.1. Основные принципы и основы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 5
2.1. Обоснование государственного управления в системе здравоохранения в Концепции развития здравоохранения 8
2. Программы государственных гарантий предоставления медицинских услуг гражданам Российской Федерации 17
2.1. Становление формирования системы предоставления государственных услуг в системе здравоохранения 17
2.2. Принципы формирования государственных гарантий оказания населению медицинской помощи 20
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

1-Упр Соц сф.doc

— 666.00 Кб (Скачать)

Государственными услугами в системе здравоохранения являются услуги, предоставляемые гражданам бесплатно за счет средств бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов Очевидно, что медицинские услуги, предоставляемые гражданам бесплатно в рамках Территориальных программ государственных гарантий, соответствуют этому определению

Распорядителями бюджетных  средств являются, в частности, органы здравоохранения и, значит, главный  распорядитель бюджетных средств - руководитель местного самоуправления должен установить им задание на предоставление населению государственных, муниципальных медицинских услуг - муниципальный заказ-задание в свою очередь, руководитель органа здравоохранения должен установить подведомственным медицинским учреждениям планы-задания по предоставлению государственных муниципальных медицинских услуг4.

Данный подход узаконен Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программы государственных гарантий, утвержденными в 2001 г.

Таким образом, процесс  формирования муниципального заказа-задания оказывается встроенным в бюджетный процесс. Поэтому сроки формирования муниципального заказа-задания должны быть согласованы с бюджетным процессом, осуществляемым в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, поскольку полученные результаты используются при формировании бюджета субъекта РФ, муниципальных бюджетов и бюджета Территориального фонда ОМС.

2.2. Принципы формирования государственных гарантий оказания населению медицинской помощи

 

Само по себе принятие программ государственных гарантий оказания медицинских услуг населению отнюдь не гарантирует их полной реализации Более того, современный российский опыт, скорее, свидетельствует об обратном. Во многих случаях обязательства государства в сфере оказания населению бесплатной медицинской помощи оставались лишь декларациями о намерениях, а граждане были вынуждены оплачивать эту помощь частично или полностью из своего кармана. В результате медицинская помощь становилась все менее доступной широким слоям населения.

Возникает правомерный  вопрос, что же необходимо, чтобы обязательства государства по предоставлению населению государственных и муниципальных медицинских услуг были реальными. Каким образом следует осуществлять государственное управление в системе здравоохранения.

Ответ очевиден - это наличие  баланса между обязательствами  государства и выделяемыми для  их реализации средствами бюджетной  системы (бюджета и ОМС), а также обеспечение эффективного использования ресурсов в процессе выполнения этих гарантий

Поскольку финансовые средства всегда ограничены, а потребности  населения (В том числе и в медицинской помощи), как гласит один из основных постулатов экономической теории, в принципе безграничны, то встает вопрос - каким образом обеспечить этот баланс, каким образом осуществлять управление на государственном уровне.

Для его достижения необходимо выполнить ряд условий. Обязательства государства должны быть максимально конкретны и содержать, как минимум:

    1. перечень заболеваний и видов медицинской помощи, оказываемых населению бесплатно на всей территории страны (состав пакета гарантий); условия предоставления помощи,
    2. объемы помощи;
    3. затраты на ее оказание.

В перечень заболеваний  и видов медицинской помощи Программы государственных гарантий входят все виды традиционно оказываемой в российском здравоохранении плановой и неотложной медицинской помощи - исключения имеются только в сфере стоматологии, косметологии и т.д.

Помимо указанного перечня, стоимость программ государственных гарантий определяют:

    1. объемы медицинской помощи, которую государство планирует предоставить населению бесплатно
    2. размер финансовых затрат в расчете на единицу медицинских услуг, оказываемых в составе программы государственных гарантий.

В свою очередь, объемы помощи, которые планируется оказать бесплатно, зависят от заболеваемости населения, структуры медицинской помощи, а также условий ее предоставления.

Заболеваемость населения  есть величина достаточно постоянная и определяется она как объективными факторами, так и доступностью медицинской помощи. Как правило, чем выше доступность помощи, тем выше официально зарегистрированная заболеваемость населения. Для конкретной территории общий уровень заболеваемости, как правило, меняется достаточно медленно.

В российском здравоохранении традиционно существует многоуровневая система оказания медицинской помощи. Высший, клинический уровень оказания медицинской помощи представлен в субъектах РФ, в основном, областными, краевыми, республиканскими больницами. Это наиболее дорогой вид стационарной помощи и его целесообразно использовать для лечения в рамках государственных гарантий наиболее сложных случаев заболеваний. Имеются также стационары городского и сельского уровня, в которых стоимость лечения ниже и где целесообразно лечить наиболее массовые заболевания.

Таким образом, расходы государства на реализацию государственных гарантий во многом зависят от структурной эффективности системы оказания медицинской помощи.

Повышение структурной  эффективности медицинской помощи может быть обеспечено за счет оптимизации маршрутов движения пациентов в системе здравоохранения путем переноса лечения части больных с дорогостоящего стационарного на амбулаторный этап. Кроме того, необходимо предусматривать рациональный выбор уровня оказания медицинской помощи и оптимизацию сроков лечения больных на каждом этапе оказания помощи. Это требует проведения комплекса организационных мероприятий, обеспечивающих:

    1. интенсификацию лечебно-диагностического процесса в стационарах за счет внедрения новых организационных и медицинских технологий;
    2. развитие стационарозамещающих видов амбулаторной помощи - стационаров на дому, дневных стационаров, центров амбулаторной (однодневной) хирургии, служб долечивания;
    3. повышение эффективности деятельности участковой службы, врачей общей и семейной практики, включая профилактические мероприятия по предупреждению и раннему выявлению заболеваний;
    4. усиление преемственности между стационарным и амбулаторным звеном; использование рациональных схем оплаты медицинских услуг.

Повышение структурной  эффективности системы оказания медицинской помощи требует затрат на внедрение новых организационных и медицинских технологий, обучение персонала, переоборудование помещений и т. д. Это должно быть предусмотрено в целевых программах здравоохранения.

Как уже отмечалось, объемы медицинской помощи, которые планируется оказать населению бесплатно, зависят также от географической (транспортной) ее доступности, а также от условий предоставления помощи.

Структура и объемы медицинской помощи при реализации государственных гарантий в разрезе ее видов на федеральном уровне задаются нормативами объемов медицинской помощи Программы государственных гарантий, которые устанавливают плановые объемы предоставляемых населению бесплатно государственных, муниципальных медицинских услуг в расчете на 1000 населения (число койко-дней в стационарах, дней лечения в дневных стационарах и стационарах на дому, число врачебных посещений в амбулаторном звене, число вызовов скорой медицинской помощи).

На уровне субъектов РФ в Территориальных программах государственных гарантий указанные нормативы на основе методических рекомендаций уточняются с учетом демографической структуры населения, его потребностей в медицинской помощи и дифференцируются по профилям и уровням медицинской помощи в стационарах, врачебным специальностям в амбулаторном звене

В процессе разработки Территориальной  программы формируются муниципальные  заказы-задания на предоставление государственных, муниципальных медицинских услуг  в муниципальных образованиях, а  также планы-задания государственным  и муниципальным медицинским  учреждениям на предоставление этих услуг. В ходе этой работы и реализуются требования к повышению структурной эффективности системы оказания медицинской помощи.

Помимо объемов медицинской  помощи, стоимость реализации государственных  гарантий зависит от величины финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг, которая определяется локальной эффективностью деятельности медицинских учреждений

Установление нормативов финансовых затрат на единицу государственных (муниципальных) медицинских услуг программ государственных гарантий, определяющих требования к локальной эффективности медицинских учреждений, должно осуществляться с учетом анализа структуры финансовых затрат и степени загрузки мощностей медицинских учреждений

Схема структуры Программы  государственных гарантий приведена на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 Программа государственных гарантий обеспечения населения РФ бесплатной медицинской помощью

СМП – скорая медицинская  помощь

ДС – дневной стационар

 

 

 

 

 

Заключение

Демографическая ситуация в Российской Федерации уже стала одной из важнейших государственных задач. Особе место в решении вопросов, связанных с снижением заболеваемости, смертности и ростом продолжительности жизни занимает здравоохранение. Поэтому, в настоящее время государственное регулирование системы здравоохранения выходит на первый план. В рамках решения вопросов здравоохранения была принята программа «Здоровье» и продолжением этой программы явилась Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. Причем продолжение проекта Здоровье является первым этапом реализации Концепции.

Особенностью государственного регулирования здравоохранения  является то, что в этом случает  основные органы регулирования здравоохранения  определяют направления, перспективы развития здравоохранения, определяют объемы финансовых ресурсов направляемых в систему здравоохранения, а также осуществляют контрольные и надзорные функции. Но для успешного развития системы здравоохранения требуется дополнительное правовое обеспечение, что позволит в дальнейшем осуществить оказание медицинской помощи населению на более высоком уровне и в конечном итоге приведет к улучшению демографической ситуации в стране. В процессе дальнейшего государственного регулирования здравоохранения предполагается формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создание системы здравоохранения, позволяющей оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов разработанных государством, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

 

Список использованных источников

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.//Российская газета. 1993. 25 декабря.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)
    3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 27.12.2009)
    4. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
    5. Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (принят ГД ФС РФ 20.11.2009) на настоящий период времени. С течением времени принимается соответствующий закон
    6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 (ред. от 09.03.2010) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 26.04.2010)
    7. О проекте концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 года и плане мероприятий по ее реализации. Протокол №1 от 16.02.2005 г. Коллегия министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
    8. Проект «Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.»
    9. Айвазова М.В., Гудрус В.О. Предпосылки и принципы формирования многоуровневой системы медицинского страхования в Российской Федерации//Вестник ОМС. – 2011. № 6.
    10. Акопян А.С. Институты здравоохранения и проблемы неопределенности //Общественные науки и современность. 2009.  № 2.
    11. Зелькович Р.М., Исакова Л.Е., Шевский В.И. Формирование муниципальных заказов-заданий и планов-заданий медицинскими учреждениями на предоставление гражданам государственных медицинских услуг: Учебное пособие. Кемерово: Сибформс, 2009.
    12. Ковалевский М.А. Правовой статус территориальных фондов обязательного медицинского страхования и проблемы уплаты страховых взносов (платежей) органами  местного самоуправления. М.: Федеральнй фонд ОМС. 2010.
    13. Корчагин Ю.А. Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения/Ю.А.Корчагин. – Монография. – Воронеж: ЦИРЭ,2007.
    14. Национальный проект «Здоровье»: стратегия и перспективы. Фармацевтический вестник. № 14 (419) от 18 апреля 2010
    15. Семигин Г. Демография – главный национальный проект России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rodgaz.ru
    16. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для вузов – 6-е изд. – Изд-во «Academia». 2007.
    17. Тернов С.Ф., Малаховская М.В. Экономические причины государственного регулирования рынка медицинских услуг// Экономика здравоохранения. 2005. № 1.

Информация о работе Реализация государственной политики в сфере здравоохранения