Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:52, контрольная работа
В работе поставлена цель – определить те механизмы государственного регулирования здравоохранением, которые позволят улучшить основные демографические показатели.
Для решения поставленной цели в работе использовались действующие нормативно-правовые акты, регулирующие систему здравоохранения в стране. Кроме того, на основании Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, рассмотрены основные направления государственного регулирования здравоохранения. В работе показано, что государственное управление здравоохранением осуществляется посредством такого механизма как реализация государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи.
Введение 3
1. Необходимость государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 5
1.1. Основные принципы и основы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 5
2.1. Обоснование государственного управления в системе здравоохранения в Концепции развития здравоохранения 8
2. Программы государственных гарантий предоставления медицинских услуг гражданам Российской Федерации 17
2.1. Становление формирования системы предоставления государственных услуг в системе здравоохранения 17
2.2. Принципы формирования государственных гарантий оказания населению медицинской помощи 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Государственными услугами в системе здравоохранения являются услуги, предоставляемые гражданам бесплатно за счет средств бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов Очевидно, что медицинские услуги, предоставляемые гражданам бесплатно в рамках Территориальных программ государственных гарантий, соответствуют этому определению
Распорядителями бюджетных
средств являются, в частности, органы
здравоохранения и, значит, главный
распорядитель бюджетных
Данный подход узаконен Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программы государственных гарантий, утвержденными в 2001 г.
Таким образом, процесс формирования муниципального заказа-задания оказывается встроенным в бюджетный процесс. Поэтому сроки формирования муниципального заказа-задания должны быть согласованы с бюджетным процессом, осуществляемым в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, поскольку полученные результаты используются при формировании бюджета субъекта РФ, муниципальных бюджетов и бюджета Территориального фонда ОМС.
Само по себе принятие программ государственных гарантий оказания медицинских услуг населению отнюдь не гарантирует их полной реализации Более того, современный российский опыт, скорее, свидетельствует об обратном. Во многих случаях обязательства государства в сфере оказания населению бесплатной медицинской помощи оставались лишь декларациями о намерениях, а граждане были вынуждены оплачивать эту помощь частично или полностью из своего кармана. В результате медицинская помощь становилась все менее доступной широким слоям населения.
Возникает правомерный вопрос, что же необходимо, чтобы обязательства государства по предоставлению населению государственных и муниципальных медицинских услуг были реальными. Каким образом следует осуществлять государственное управление в системе здравоохранения.
Ответ очевиден - это наличие баланса между обязательствами государства и выделяемыми для их реализации средствами бюджетной системы (бюджета и ОМС), а также обеспечение эффективного использования ресурсов в процессе выполнения этих гарантий
Поскольку финансовые средства всегда ограничены, а потребности населения (В том числе и в медицинской помощи), как гласит один из основных постулатов экономической теории, в принципе безграничны, то встает вопрос - каким образом обеспечить этот баланс, каким образом осуществлять управление на государственном уровне.
Для его достижения необходимо выполнить ряд условий. Обязательства государства должны быть максимально конкретны и содержать, как минимум:
В перечень заболеваний и видов медицинской помощи Программы государственных гарантий входят все виды традиционно оказываемой в российском здравоохранении плановой и неотложной медицинской помощи - исключения имеются только в сфере стоматологии, косметологии и т.д.
Помимо указанного перечня, стоимость программ государственных гарантий определяют:
В свою очередь, объемы помощи, которые планируется оказать бесплатно, зависят от заболеваемости населения, структуры медицинской помощи, а также условий ее предоставления.
Заболеваемость населения есть величина достаточно постоянная и определяется она как объективными факторами, так и доступностью медицинской помощи. Как правило, чем выше доступность помощи, тем выше официально зарегистрированная заболеваемость населения. Для конкретной территории общий уровень заболеваемости, как правило, меняется достаточно медленно.
В российском здравоохранении традиционно существует многоуровневая система оказания медицинской помощи. Высший, клинический уровень оказания медицинской помощи представлен в субъектах РФ, в основном, областными, краевыми, республиканскими больницами. Это наиболее дорогой вид стационарной помощи и его целесообразно использовать для лечения в рамках государственных гарантий наиболее сложных случаев заболеваний. Имеются также стационары городского и сельского уровня, в которых стоимость лечения ниже и где целесообразно лечить наиболее массовые заболевания.
Таким образом, расходы государства на реализацию государственных гарантий во многом зависят от структурной эффективности системы оказания медицинской помощи.
Повышение структурной эффективности медицинской помощи может быть обеспечено за счет оптимизации маршрутов движения пациентов в системе здравоохранения путем переноса лечения части больных с дорогостоящего стационарного на амбулаторный этап. Кроме того, необходимо предусматривать рациональный выбор уровня оказания медицинской помощи и оптимизацию сроков лечения больных на каждом этапе оказания помощи. Это требует проведения комплекса организационных мероприятий, обеспечивающих:
Повышение структурной эффективности системы оказания медицинской помощи требует затрат на внедрение новых организационных и медицинских технологий, обучение персонала, переоборудование помещений и т. д. Это должно быть предусмотрено в целевых программах здравоохранения.
Как уже отмечалось, объемы медицинской помощи, которые планируется оказать населению бесплатно, зависят также от географической (транспортной) ее доступности, а также от условий предоставления помощи.
Структура и объемы медицинской помощи при реализации государственных гарантий в разрезе ее видов на федеральном уровне задаются нормативами объемов медицинской помощи Программы государственных гарантий, которые устанавливают плановые объемы предоставляемых населению бесплатно государственных, муниципальных медицинских услуг в расчете на 1000 населения (число койко-дней в стационарах, дней лечения в дневных стационарах и стационарах на дому, число врачебных посещений в амбулаторном звене, число вызовов скорой медицинской помощи).
На уровне субъектов РФ в Территориальных программах государственных гарантий указанные нормативы на основе методических рекомендаций уточняются с учетом демографической структуры населения, его потребностей в медицинской помощи и дифференцируются по профилям и уровням медицинской помощи в стационарах, врачебным специальностям в амбулаторном звене
В процессе разработки Территориальной
программы формируются
Помимо объемов медицинской помощи, стоимость реализации государственных гарантий зависит от величины финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг, которая определяется локальной эффективностью деятельности медицинских учреждений
Установление нормативов финансовых затрат на единицу государственных (муниципальных) медицинских услуг программ государственных гарантий, определяющих требования к локальной эффективности медицинских учреждений, должно осуществляться с учетом анализа структуры финансовых затрат и степени загрузки мощностей медицинских учреждений
Схема структуры Программы государственных гарантий приведена на рис. 2.1.
Рисунок 2.1 Программа государственных гарантий обеспечения населения РФ бесплатной медицинской помощью
СМП – скорая медицинская помощь
ДС – дневной стационар
Демографическая ситуация в Российской Федерации уже стала одной из важнейших государственных задач. Особе место в решении вопросов, связанных с снижением заболеваемости, смертности и ростом продолжительности жизни занимает здравоохранение. Поэтому, в настоящее время государственное регулирование системы здравоохранения выходит на первый план. В рамках решения вопросов здравоохранения была принята программа «Здоровье» и продолжением этой программы явилась Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. Причем продолжение проекта Здоровье является первым этапом реализации Концепции.
Особенностью государственного регулирования здравоохранения является то, что в этом случает основные органы регулирования здравоохранения определяют направления, перспективы развития здравоохранения, определяют объемы финансовых ресурсов направляемых в систему здравоохранения, а также осуществляют контрольные и надзорные функции. Но для успешного развития системы здравоохранения требуется дополнительное правовое обеспечение, что позволит в дальнейшем осуществить оказание медицинской помощи населению на более высоком уровне и в конечном итоге приведет к улучшению демографической ситуации в стране. В процессе дальнейшего государственного регулирования здравоохранения предполагается формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создание системы здравоохранения, позволяющей оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов разработанных государством, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Информация о работе Реализация государственной политики в сфере здравоохранения