Реализация государственной политики в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

В работе поставлена цель – определить те механизмы государственного регулирования здравоохранением, которые позволят улучшить основные демографические показатели.
Для решения поставленной цели в работе использовались действующие нормативно-правовые акты, регулирующие систему здравоохранения в стране. Кроме того, на основании Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, рассмотрены основные направления государственного регулирования здравоохранения. В работе показано, что государственное управление здравоохранением осуществляется посредством такого механизма как реализация государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи.

Оглавление

Введение 3
1. Необходимость государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 5
1.1. Основные принципы и основы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 5
2.1. Обоснование государственного управления в системе здравоохранения в Концепции развития здравоохранения 8
2. Программы государственных гарантий предоставления медицинских услуг гражданам Российской Федерации 17
2.1. Становление формирования системы предоставления государственных услуг в системе здравоохранения 17
2.2. Принципы формирования государственных гарантий оказания населению медицинской помощи 20
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

1-Упр Соц сф.doc

— 666.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Государственного и  муниципального управления

(кафедра)

Управление социальной сферой

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное  задание  

 

 

 

Реализация государственной политики в сфере здравоохранения. 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск  2013г.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие России невозможно без укрепления здоровья населения. Состояние здоровья граждан является не только одной из характеристик благополучия страны, но и непременным атрибутом планируемых изменений в экономике и социальной политике. Вывести страну в разряд ведущих мировых стран, могут только здоровые люди, ощущающие заботу о себе и своих детях государства, уверенные в завтрашнем дне. Здравоохранение России является именно той отраслью, которая может укрепить эту уверенность или вызвать разочарование в политике государства. Проводимы реформы здравоохранения очень часто использовались политиками в своих интересах, однако механизм предоставления медицинской помощи оставляет желать лучшего и в настоящий момент.

Все чаще слышатся призывы руководителей государства, политиков, ученых не только увеличивать финансовое обеспечение здравоохранения, но и проводить в отрасли реформы, направленные на совершенствование организации медицинской помощи, бережное и экономное использование ресурсов здравоохранения. В результате сейчас уже отменен единый социальный налог и готовится рост налоговых отчислений в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС), начиная с 01 января 2011 года.

Достичь эффективности государственного управления здравоохранением можно, изменяя организационные технологии, обязательно используя при этом данные о демографической ситуации и ее прогнозе, об экономических показателях деятельности лечебных учреждений, применяя комплексный подход к планированию деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), учитывающий многие факторы, в том числе состояние здоровья, доступность медицинской помощи, возможности интегрирования усилий по ресурсообеспечению.

Актуальность работы обусловлена возросшей необходимостью государственного регулирования системы  здравоохранения в Российской Федерации, в связи с тем, что в стране растет смертность, заболеваемость населения, а рождаемость остается на низком ровне и не покрывает естественной убыли населения.

В работе поставлена цель – определить те механизмы государственного регулирования здравоохранением, которые позволят улучшить основные демографические показатели.

Для решения поставленной цели в работе использовались действующие  нормативно-правовые акты, регулирующие систему здравоохранения в стране. Кроме того, на основании Концепции  развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, рассмотрены основные направления государственного регулирования здравоохранения. В работе показано, что государственное управление здравоохранением осуществляется посредством такого механизма как реализация государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи.

Работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

1. Необходимость государственного управления здравоохранением в Российской Федерации

1.1. Основные  принципы и основы государственного  управления здравоохранением в  Российской Федерации

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными  принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан1.

Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав  человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических  мер в области охраны здоровья  граждан;

3) доступность медико-социальной  помощи;

4) социальная защищенность  граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, предприятий,  учреждений и организаций независимо  от формы собственности, должностных  лиц за обеспечение прав граждан  в области охраны здоровья.

Задачами государственного регулирования здравоохранения в Российской Федерации являются:

1) определение ответственности  и компетенции Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации  по вопросам охраны здоровья  граждан в соответствии с Конституцией  Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование  в области охраны здоровья  граждан деятельности предприятий,  учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав  граждан, отдельных групп населения  в области охраны здоровья  и установление гарантий их  соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Основными нормативно-правовым актами, регулирующими государственное  управление здравоохранения в Российской Федерации являются следующие:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 27.12.2009)
  3. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 24.07.2009) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 28.11.2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (принят ГД ФС РФ 20.11.2009) на настоящий период времени. С течением времени принимается соответствующий закон
  5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 (ред. от 09.03.2010) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 26.04.2010)

 

Все эти и другие законы определяют механизм государственного регулирования здравоохранения  в Российской Федерации.

Основным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей и т.д. является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Данное министерство осуществляет координацию и контроль в системе здравоохранения в РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Дальнейшее развитие и реагирование системы здравоохранения  предполагается осуществлять на основе принципов, прописанных в Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. Кроме того, рассматривая систему государственного управления здравоохранением следует отметить, что основным механизмом такого регулирования является формирование программ-заказов на предоставление гражданам государственных медицинских услуг.

1.2. Обоснование государственного управления в системе здравоохранения в Концепции развития здравоохранения

 

Рассматривая особенности  государственного управления здравоохранением, следует отметить, что основным результатом  государственного регулирования системы предоставления населению медицинской помощи является сокращение смертности населения, рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости. Рассмотрим, что происходит в настоящее время в России именно по таким показателям, которые характеризуют эффективность системы здравоохранения и государственное управление данной отрасли. Рассмотрим демографические показатели, приведенные в Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года и данных Государственной статистки РФ. Основные данные о рождаемости и смертности в стране за 1990-2008 гг. представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1 Число родившихся и умерших в РФ (тыс. чел.)

Год

Родилось, тыс. чел.

Умерло, тыс. чел.

2000

1988,9

56

2001

1363,8

2203,8

2002

1266,8

2225,3

2003

1311,6

2254,9

2004

1397

2332,3

2005

1477,3

2365,8

2006

1502,5

2295,4

2007

1457,4

2303,9

2008

1479,6

2166,7

2009

1610,1

2080,4

2010

1713,9

2075,9


Примечание. Таблица составлена по данным ФСГС . http://www.gks.ru/

Сокращение численности  населения, начавшееся в 1995 году, продолжается. Однако темпы уменьшения численности населения в последние годы существенно снизились – с 700 тыс. человек ежегодно в период 2000–2005 годов до 213 тысяч человек в 2007 году. На рисунке 1.1 покажем изменение рождаемости и смертности населения в стране

Рисунок 1.1 Изменение рождаемости и смертности в РФ

 

По  состоянию на 1 октября 2008 года численность постоянного населения Российской Федерации составила 141,9 млн. человек, что на 116,6 тысяч человек меньше, чем на соответствующую дату 2007 года.

Снижение  темпов сокращения численности населения  обеспечено главным образом увеличением  рождаемости и снижением смертности. В 2007 году родились 1457,4 тыс. детей, что на 8,3% больше чем в 2006 году. Рост рождаемости за 10 месяцев 2008 года составил  7,7%. Коэффициент смертности (на 1000 населения) снизился в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, на 3,3%. За 10 месяцев 2008 года коэффициент смертности по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года не увеличился.

Показатель  материнской смертности на 100 000 родившихся живыми в 2007 г. снизился на 7,2% по сравнению с 2006г. Младенческая смертность на 1 000 родившихся живыми в 2007 г. снизилась на 7,8 % по сравнению с 2006 г. За 10 месяцев 2008г. по сравнению с соответствующим периодом 2007г. младенческая смертность снизилась на 8,3% и составила 8,8 на 1000 родившихся живыми.

В 2006 году, впервые за последние 7 лет, начала увеличиваться  ожидаемая продолжительность  жизни населения Российской Федерации (таблица 2.2).

Таблица 2.2 Ожидаемая продолжительность  жизни населения (лет)

Год

Ожидаемая продолжительность  жизни, лет

2000

69,19

2001

64,52

2002

65,34

2003

65,23

2004

64,95

2005

64,85

2006

65,27

2007

65,3

2008

66,6

2009

67,51

2010

67,88


По  сравнению с 2005 годом этот показатель вырос на 2,58 года – с 65,3 лет до 67,88 лет. В 2007 году ожидаемая продолжительность жизни увеличилась до 67,51 лет (рис. 1.2).

Информация о работе Реализация государственной политики в сфере здравоохранения