Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:52, контрольная работа
В работе поставлена цель – определить те механизмы государственного регулирования здравоохранением, которые позволят улучшить основные демографические показатели.
Для решения поставленной цели в работе использовались действующие нормативно-правовые акты, регулирующие систему здравоохранения в стране. Кроме того, на основании Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, рассмотрены основные направления государственного регулирования здравоохранения. В работе показано, что государственное управление здравоохранением осуществляется посредством такого механизма как реализация государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи.
Введение 3
1. Необходимость государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 5
1.1. Основные принципы и основы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 5
2.1. Обоснование государственного управления в системе здравоохранения в Концепции развития здравоохранения 8
2. Программы государственных гарантий предоставления медицинских услуг гражданам Российской Федерации 17
2.1. Становление формирования системы предоставления государственных услуг в системе здравоохранения 17
2.2. Принципы формирования государственных гарантий оказания населению медицинской помощи 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Рисунок
1.2 Продолжительность жизни
Тем не менее, продолжительность жизни в России остается низкой — на 6,5 лет меньше, чем в «новых» странах ЕС (европейские страны, вошедшие в ЕС после мая 2004 года), и на 12,5 лет меньше, чем в «старых» странах ЕС (европейские страны, входившие в ЕС до мая 2004 года) (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 Ожидаемая продолжительность жизни в России и странах Европейского союза
Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается очень высокой и составляет 13 лет. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин, которая по сравнению с 1990 годом возросла более чем на 40%.
Показатель
ожидаемой продолжительности
Таблица 1.3. Ожидаемая продолжительность жизни населения до 2030 года (лет)
Годы |
Все население | ||
мужчины и женщины |
мужчины |
женщины | |
2010 |
69,4 |
63,4 |
75,4 |
2011 |
69,9 |
63,9 |
75,9 |
2012 |
70,2 |
64,2 |
76,1 |
2013 |
70,5 |
64,6 |
76,3 |
2014 |
70,7 |
64,8 |
76,5 |
2015 |
70,9 |
65,0 |
76,6 |
2016 |
71,1 |
65,3 |
76,8 |
2017 |
71,4 |
65,6 |
77,0 |
2018 |
71,5 |
65,8 |
77,1 |
2019 |
71,7 |
66,0 |
77,2 |
2020 |
71,8 |
66,2 |
77,3 |
2021 |
72,2 |
66,5 |
77,6 |
2022 |
72,4 |
66,8 |
77,9 |
2023 |
72,6 |
67,0 |
78,0 |
2024 |
72,8 |
67,2 |
78,1 |
2025 |
73,0 |
67,5 |
78,4 |
2026 |
73,2 |
67,7 |
78,5 |
2027 |
73,4 |
67,9 |
78,7 |
2028 |
73,5 |
68,1 |
78,7 |
2029 |
73,6 |
68,3 |
78,7 |
2030 |
73,7 |
68,5 |
78,7 |
Значение данного показателя в существенной степени зависит от объема государственных расходов, выделяемых на оказание медицинской помощи и на здравоохранение в целом, а также от эффективности политики денежных доходов населения, развитости системы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня профилактической активности населения.
Качественная медицинская помощь основана на применении современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг, эффективность и безопасность которых (при конкретных заболеваниях или патологических состояниях) подтверждена в соответствии с принципами доказательной медицины.
Гарантированное обеспечение каждого гражданина Российской Федерации качественной медицинской помощью должно обеспечиваться следующими мероприятиями:
Государственные гарантии оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должны быть законодательно определены, включая:
В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации Правительство Российской Федерации должно принимать Программу государственных гарантий на три года, содержащую:
На основании утвержденной Правительством Российской Федерации ПГГ, субъекты Российской Федерации принимают территориальные программы государственных гарантий, в зависимости от финансовой обеспеченности, устанавливая собственные финансовые нормативы (не ниже установленных Правительством Российской Федерации), а также включая при необходимости дополнительные виды медицинской помощи.
Мониторинг реализации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи должен осуществляться на ежегодной основе, при этом информация о выполнении ПГГ в соответствующем году должна являться основой для формирования показателей государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на последующие периоды.
Финансовые показатели, должны быть увязаны с качественными:
удовлетворенность населения медицинской помощью;
смертность населения субъекта Российской Федерации, в том числе младенческая и материнская смертность, смертность населения в трудоспособном возрасте, смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, внешних причин, в результате дорожно-транспортных происшествий;
первичная заболеваемость
основными социально-значимыми
первичная инвалидность;
сбалансированность
территориальной программы
сроки ожидания гражданами медицинской и реабилитационной помощи по видам и условиям оказания.
При этом Программой государственных гарантий должны устанавливаться целевые значения указанных показателей и, при необходимости, дополнительные показатели с учетом приоритетов здравоохранения.
В рамках системы управления реализацией Программы государственных гарантий субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями должны быть предусмотрены механизмы финансового стимулирования достижения соответствующих показателей через предоставление дополнительных трансфертов из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, в случае невыполнения установленных контрольных значений законодательством Российской Федерации должны быть установлены соответствующие санкции и внедрен эффективный механизм применения этих санкций.
Этапы реализации Программы государственных гарантий:
2009 – 2010 гг. – разработка и принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и закона об обязательном медицинском страховании; создание системы мониторинга реализации программы государственных гарантий;
2010 – 2015 гг. – конкретизация государственных гарантий на основе стандартизации медицинской помощи; переход на планирование Программы государственных гарантий на три года с ежегодной корректировкой; паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС;
2016 – 2020 гг. – включение в подушевой норматив Программы государственных гарантий расходов инвестиционного характера, а также расходов на приобретение дорогостоящего оборудования.
Далее рассмотрим, каким образом осуществляется государственное управление здравоохранением с использованием механизма программ государственных гарантий оказания медицинской помощи.
В любом цивилизованном государстве определенный пакет медицинских услуг предоставляется гражданам на принципах социальной справедливости, вне зависимости от степени их участия в финансировании этих услуг.
В Советском Союзе проблема предоставления населению бесплатной медицинской помощи решалась за счет того, что государство формировало и финансировало на основе системы нормативов сеть государственных медицинских учреждений.
Такой подход упрощал планирование, но фактически лишал лечебные учреждения стимулов к эффективному расходованию средств. Персонал лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), получающий зарплату по утвержденным (и весьма низким) ставкам, почти не имел легальных стимулов к совершенствованию деятельности, к работе на конечный результат. Развитие здравоохранения шло по линии наращивания сети ЛПУ, преимущественно, стационаров.
Однако ресурсы, которые государство может предоставить для реализации своих обязательств, конечны и сегодня в России достаточно ограничены. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы эти ресурсы использовались наилучшим образом для обеспечения рациональных потребностей его граждан в медицинской помощи.
Одной из мер, обеспечивающей
повышение эффективности
Это закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в котором введено понятие минимального государственного социального стандарта, как пакета государственных и муниципальных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации. Таким образом, минимальные социальные стандарты закрепляют принципы социальной и географической справедливости при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В здравоохранении роль
такого минимального социального стандарта
выполняет Программа
Субъекты Российской
Федерации принимают
В состав Территориальной
программы государственных
Изменения Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, создали достаточно прочную правовую основу для формирования муниципальных заказов-заданий. Так, статья 20 указанных Основ гласит, что: «Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи3«
В свою очередь, ст. 6,7 устанавливают, что к ведению субъектов РФ относится «…разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования». Наконец, в ст. 13 декларируется, что «Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей компетенции»
Информация о работе Реализация государственной политики в сфере здравоохранения