Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:52, контрольная работа
В работе поставлена цель – определить те механизмы государственного регулирования здравоохранением, которые позволят улучшить основные демографические показатели.
Для решения поставленной цели в работе использовались действующие нормативно-правовые акты, регулирующие систему здравоохранения в стране. Кроме того, на основании Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, рассмотрены основные направления государственного регулирования здравоохранения. В работе показано, что государственное управление здравоохранением осуществляется посредством такого механизма как реализация государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи.
Введение	3
1. Необходимость государственного управления здравоохранением в Российской Федерации	5
1.1. Основные принципы и основы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации	5
2.1. Обоснование государственного управления в системе здравоохранения в Концепции развития здравоохранения	8
2. Программы государственных гарантий предоставления медицинских услуг гражданам Российской Федерации	17
2.1. Становление формирования системы предоставления государственных услуг в системе здравоохранения	17
2.2. Принципы формирования государственных гарантий оказания населению медицинской помощи	20
Заключение	26
Список использованных источников	28
Рисунок 
1.2 Продолжительность жизни 
Тем не менее, продолжительность жизни в России остается низкой — на 6,5 лет меньше, чем в «новых» странах ЕС (европейские страны, вошедшие в ЕС после мая 2004 года), и на 12,5 лет меньше, чем в «старых» странах ЕС (европейские страны, входившие в ЕС до мая 2004 года) (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 Ожидаемая продолжительность жизни в России и странах Европейского союза
Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается очень высокой и составляет 13 лет. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин, которая по сравнению с 1990 годом возросла более чем на 40%.
Показатель 
ожидаемой продолжительности 
Таблица 1.3. Ожидаемая продолжительность жизни населения до 2030 года (лет)
Годы  | 
  Все население  | ||
мужчины и женщины  | 
  мужчины  | 
  женщины  | |
2010  | 
  69,4  | 
  63,4  | 
  75,4  | 
2011  | 
  69,9  | 
  63,9  | 
  75,9  | 
2012  | 
  70,2  | 
  64,2  | 
  76,1  | 
2013  | 
  70,5  | 
  64,6  | 
  76,3  | 
2014  | 
  70,7  | 
  64,8  | 
  76,5  | 
2015  | 
  70,9  | 
  65,0  | 
  76,6  | 
2016  | 
  71,1  | 
  65,3  | 
  76,8  | 
2017  | 
  71,4  | 
  65,6  | 
  77,0  | 
2018  | 
  71,5  | 
  65,8  | 
  77,1  | 
2019  | 
  71,7  | 
  66,0  | 
  77,2  | 
2020  | 
  71,8  | 
  66,2  | 
  77,3  | 
2021  | 
  72,2  | 
  66,5  | 
  77,6  | 
2022  | 
  72,4  | 
  66,8  | 
  77,9  | 
2023  | 
  72,6  | 
  67,0  | 
  78,0  | 
2024  | 
  72,8  | 
  67,2  | 
  78,1  | 
2025  | 
  73,0  | 
  67,5  | 
  78,4  | 
2026  | 
  73,2  | 
  67,7  | 
  78,5  | 
2027  | 
  73,4  | 
  67,9  | 
  78,7  | 
2028  | 
  73,5  | 
  68,1  | 
  78,7  | 
2029  | 
  73,6  | 
  68,3  | 
  78,7  | 
2030  | 
  73,7  | 
  68,5  | 
  78,7  | 
Значение данного показателя в существенной степени зависит от объема государственных расходов, выделяемых на оказание медицинской помощи и на здравоохранение в целом, а также от эффективности политики денежных доходов населения, развитости системы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня профилактической активности населения.
Качественная медицинская помощь основана на применении современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг, эффективность и безопасность которых (при конкретных заболеваниях или патологических состояниях) подтверждена в соответствии с принципами доказательной медицины.
Гарантированное обеспечение каждого гражданина Российской Федерации качественной медицинской помощью должно обеспечиваться следующими мероприятиями:
Государственные гарантии оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должны быть законодательно определены, включая:
В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации Правительство Российской Федерации должно принимать Программу государственных гарантий на три года, содержащую:
На основании утвержденной Правительством Российской Федерации ПГГ, субъекты Российской Федерации принимают территориальные программы государственных гарантий, в зависимости от финансовой обеспеченности, устанавливая собственные финансовые нормативы (не ниже установленных Правительством Российской Федерации), а также включая при необходимости дополнительные виды медицинской помощи.
Мониторинг реализации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи должен осуществляться на ежегодной основе, при этом информация о выполнении ПГГ в соответствующем году должна являться основой для формирования показателей государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на последующие периоды.
Финансовые показатели, должны быть увязаны с качественными:
удовлетворенность населения медицинской помощью;
смертность населения субъекта Российской Федерации, в том числе младенческая и материнская смертность, смертность населения в трудоспособном возрасте, смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, внешних причин, в результате дорожно-транспортных происшествий;
первичная заболеваемость 
основными социально-значимыми 
первичная инвалидность;
сбалансированность 
территориальной программы 
сроки ожидания гражданами медицинской и реабилитационной помощи по видам и условиям оказания.
При этом Программой государственных гарантий должны устанавливаться целевые значения указанных показателей и, при необходимости, дополнительные показатели с учетом приоритетов здравоохранения.
В рамках системы управления реализацией Программы государственных гарантий субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями должны быть предусмотрены механизмы финансового стимулирования достижения соответствующих показателей через предоставление дополнительных трансфертов из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, в случае невыполнения установленных контрольных значений законодательством Российской Федерации должны быть установлены соответствующие санкции и внедрен эффективный механизм применения этих санкций.
Этапы реализации Программы государственных гарантий:
2009 – 2010 гг. – разработка и принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и закона об обязательном медицинском страховании; создание системы мониторинга реализации программы государственных гарантий;
2010 – 2015 гг. – конкретизация государственных гарантий на основе стандартизации медицинской помощи; переход на планирование Программы государственных гарантий на три года с ежегодной корректировкой; паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС;
2016 – 2020 гг. – включение в подушевой норматив Программы государственных гарантий расходов инвестиционного характера, а также расходов на приобретение дорогостоящего оборудования.
Далее рассмотрим, каким образом осуществляется государственное управление здравоохранением с использованием механизма программ государственных гарантий оказания медицинской помощи.
 
В любом цивилизованном государстве определенный пакет медицинских услуг предоставляется гражданам на принципах социальной справедливости, вне зависимости от степени их участия в финансировании этих услуг.
В Советском Союзе проблема предоставления населению бесплатной медицинской помощи решалась за счет того, что государство формировало и финансировало на основе системы нормативов сеть государственных медицинских учреждений.
Такой подход упрощал планирование, но фактически лишал лечебные учреждения стимулов к эффективному расходованию средств. Персонал лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), получающий зарплату по утвержденным (и весьма низким) ставкам, почти не имел легальных стимулов к совершенствованию деятельности, к работе на конечный результат. Развитие здравоохранения шло по линии наращивания сети ЛПУ, преимущественно, стационаров.
Однако ресурсы, которые государство может предоставить для реализации своих обязательств, конечны и сегодня в России достаточно ограничены. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы эти ресурсы использовались наилучшим образом для обеспечения рациональных потребностей его граждан в медицинской помощи.
Одной из мер, обеспечивающей 
повышение эффективности 
Это закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в котором введено понятие минимального государственного социального стандарта, как пакета государственных и муниципальных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации. Таким образом, минимальные социальные стандарты закрепляют принципы социальной и географической справедливости при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В здравоохранении роль 
такого минимального социального стандарта 
выполняет Программа 
Субъекты Российской 
Федерации принимают 
В состав Территориальной 
программы государственных 
Изменения Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, создали достаточно прочную правовую основу для формирования муниципальных заказов-заданий. Так, статья 20 указанных Основ гласит, что: «Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи3«
В свою очередь, ст. 6,7 устанавливают, что к ведению субъектов РФ относится «…разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования». Наконец, в ст. 13 декларируется, что «Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей компетенции»
Информация о работе Реализация государственной политики в сфере здравоохранения