Реализация государственной политики в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

В работе поставлена цель – определить те механизмы государственного регулирования здравоохранением, которые позволят улучшить основные демографические показатели.
Для решения поставленной цели в работе использовались действующие нормативно-правовые акты, регулирующие систему здравоохранения в стране. Кроме того, на основании Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года, рассмотрены основные направления государственного регулирования здравоохранения. В работе показано, что государственное управление здравоохранением осуществляется посредством такого механизма как реализация государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи.

Оглавление

Введение 3
1. Необходимость государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 5
1.1. Основные принципы и основы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации 5
2.1. Обоснование государственного управления в системе здравоохранения в Концепции развития здравоохранения 8
2. Программы государственных гарантий предоставления медицинских услуг гражданам Российской Федерации 17
2.1. Становление формирования системы предоставления государственных услуг в системе здравоохранения 17
2.2. Принципы формирования государственных гарантий оказания населению медицинской помощи 20
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

1-Упр Соц сф.doc

— 666.00 Кб (Скачать)

Рисунок 1.2 Продолжительность жизни населения  страны, лет

Тем не менее, продолжительность жизни в России остается низкой — на 6,5 лет меньше, чем в «новых» странах ЕС (европейские страны, вошедшие в ЕС после мая 2004 года), и на 12,5 лет меньше, чем в «старых» странах ЕС (европейские страны, входившие в ЕС до мая 2004 года) (рис. 1.3).


Рисунок 1.3 Ожидаемая продолжительность жизни в России и странах Европейского союза

 

Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается очень высокой и составляет 13 лет. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин, которая по сравнению с 1990 годом возросла более чем на 40%.

Показатель  ожидаемой продолжительности жизни  является наиболее корректным измерителем уровня смертности и служит признанным индикатором качества жизни и здоровья населения. Значение показателя ожидаемой продолжительности жизни в России до 2030 года представлено в таблице 1.32

 

Таблица 1.3. Ожидаемая продолжительность  жизни населения до 2030 года (лет)

Годы 

Все население

мужчины и женщины

мужчины 

женщины 

       

2010

69,4

63,4

75,4

2011

69,9

63,9

75,9

2012

70,2

64,2

76,1

2013

70,5

64,6

76,3

2014

70,7

64,8

76,5

2015

70,9

65,0

76,6

2016

71,1

65,3

76,8

2017

71,4

65,6

77,0

2018

71,5

65,8

77,1

2019

71,7

66,0

77,2

2020

71,8

66,2

77,3

2021

72,2

66,5

77,6

2022

72,4

66,8

77,9

2023

72,6

67,0

78,0

2024

72,8

67,2

78,1

2025

73,0

67,5

78,4

2026

73,2

67,7

78,5

2027

73,4

67,9

78,7

2028

73,5

68,1

78,7

2029

73,6

68,3

78,7

2030

73,7

68,5

78,7


 

Значение данного показателя в существенной степени зависит от объема государственных расходов, выделяемых на оказание медицинской помощи и на здравоохранение в целом, а также от эффективности политики денежных доходов населения, развитости системы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня профилактической активности населения.

Качественная  медицинская помощь основана на применении современных технологий организации  и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг,  эффективность и безопасность которых (при конкретных заболеваниях или патологических состояниях) подтверждена в соответствии с принципами доказательной медицины.

Гарантированное обеспечение каждого гражданина Российской Федерации качественной медицинской помощью должно обеспечиваться следующими мероприятиями:

    1. конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
    2. стандартизация медицинской помощи;
    3. организация медицинской помощи;
    4. обеспечение лекарственными средствами граждан в амбулаторных условиях;
    5. осуществление единой кадровой политики;
    6. инновационное развитие здравоохранения;
    7. модернизация системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи;
    8. информатизация здравоохранения.

Государственные гарантии оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должны быть законодательно определены, включая:

    1. источники финансового обеспечения государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
    2. объем государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в части видов, порядка и условий оказания медицинской помощи;
    3. порядок оценки эффективности исполнения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
    4. ответственность за неисполнение показателей государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
    5. порядок разработки нормативных актов, конкретизирующих установленный законодательством Российской Федерации объем государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации Правительство Российской Федерации должно принимать Программу государственных гарантий на три года, содержащую:

    1. минимальный размер подушевого норматива финансового обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
    2. нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
    3. подушевые нормативы объемов медицинской помощи по видам;
    4. минимальные значения критериев оценки качества и доступности медицинской помощи.

На основании  утвержденной Правительством Российской Федерации ПГГ, субъекты Российской Федерации принимают территориальные программы государственных гарантий, в зависимости от финансовой обеспеченности, устанавливая собственные финансовые нормативы (не ниже установленных Правительством Российской Федерации), а также включая при необходимости дополнительные виды медицинской помощи.

Мониторинг  реализации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи должен осуществляться на ежегодной  основе, при этом  информация о выполнении ПГГ в соответствующем году должна являться основой для формирования показателей государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на последующие периоды.

Финансовые  показатели, должны быть увязаны с  качественными:

удовлетворенность населения медицинской помощью;

смертность  населения субъекта Российской Федерации, в том числе младенческая и  материнская смертность, смертность населения  в трудоспособном возрасте, смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, внешних причин, в результате дорожно-транспортных происшествий;

первичная заболеваемость основными социально-значимыми болезнями;

первичная инвалидность;

сбалансированность  территориальной программы государственных  гарантий по видам и объемам медицинской помощи в соответствии с установленными Программой нормативами;

сроки ожидания гражданами медицинской и реабилитационной помощи по видам и условиям оказания.

При этом Программой государственных  гарантий должны устанавливаться целевые  значения указанных показателей и, при необходимости, дополнительные показатели с учетом приоритетов здравоохранения.

В рамках системы управления реализацией Программы государственных гарантий субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями должны быть предусмотрены механизмы финансового стимулирования достижения соответствующих показателей через предоставление дополнительных трансфертов из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем, в случае невыполнения установленных контрольных значений законодательством Российской Федерации должны быть установлены соответствующие санкции и внедрен эффективный механизм применения этих санкций.

Этапы реализации Программы государственных гарантий:

2009 – 2010 гг. – разработка и принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и закона об обязательном медицинском страховании; создание системы мониторинга реализации программы государственных гарантий;

2010 – 2015 гг. – конкретизация государственных гарантий на основе стандартизации медицинской помощи; переход на планирование Программы государственных гарантий на три года с ежегодной корректировкой; паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС;

2016 – 2020 гг. – включение в подушевой норматив Программы государственных гарантий расходов инвестиционного характера, а также расходов на приобретение дорогостоящего оборудования.

Далее рассмотрим, каким образом осуществляется государственное  управление здравоохранением с использованием механизма программ государственных  гарантий оказания медицинской помощи.

 

 

 

2. Программы государственных гарантий предоставления медицинских услуг гражданам Российской Федерации

2.1. Становление формирования системы предоставления государственных услуг в системе здравоохранения

 

В любом цивилизованном государстве определенный пакет медицинских услуг предоставляется гражданам на принципах социальной справедливости, вне зависимости от степени их участия в финансировании этих услуг.

В Советском Союзе  проблема предоставления населению  бесплатной медицинской помощи решалась за счет того, что государство формировало и финансировало на основе системы нормативов сеть государственных медицинских учреждений.

Такой подход упрощал  планирование, но фактически лишал лечебные учреждения стимулов к эффективному расходованию средств. Персонал лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), получающий зарплату по утвержденным (и весьма низким) ставкам, почти не имел легальных стимулов к совершенствованию деятельности, к работе на конечный результат. Развитие здравоохранения шло по линии наращивания сети ЛПУ, преимущественно, стационаров.

Однако ресурсы, которые государство может предоставить для реализации своих обязательств, конечны и сегодня в России достаточно ограничены. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы эти ресурсы использовались наилучшим образом для обеспечения рациональных потребностей его граждан в медицинской помощи.

Одной из мер, обеспечивающей повышение эффективности использования  ресурсов, является переход от содержания государством сети бюджетных учреждений к финансированию пакетов государственных и муниципальных услуг.

Это закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в котором введено понятие минимального государственного социального стандарта, как пакета государственных и муниципальных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации. Таким образом, минимальные социальные стандарты закрепляют принципы социальной и географической справедливости при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В здравоохранении роль такого минимального социального стандарта  выполняет Программа государственных  гарантий обеспечения населения Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, принятая Правительством Российской Федерации. Предусмотрено, что финансирование этой программы осуществляется за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Поэтому в состав Программы государственных гарантий входит Базовая программа ОМС.

Субъекты Российской Федерации принимают Территориальные  программы государственных гарантий, которые не могут быть ниже минимального социального стандарта. Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования Территориальных программ государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью утверждаются на федеральном уровне.

В состав Территориальной  программы государственных гарантий в качестве ее неотъемлемой части входят муниципальные заказы-задания на предоставление государственных, муниципальных медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях муниципальных образований.

Изменения Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, создали достаточно прочную правовую основу для формирования муниципальных заказов-заданий. Так, статья 20 указанных Основ гласит, что: «Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи3«

В свою очередь, ст. 6,7 устанавливают, что к ведению субъектов РФ относится «…разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования». Наконец, в ст. 13 декларируется, что «Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей компетенции»

Информация о работе Реализация государственной политики в сфере здравоохранения