Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:10, реферат
Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.
Введение
1. Проблемы взаимоотношения молодежи и старшего поколения
2. Конфликт поколений: стабильность и изменчивость
3. Конструктивная функция конфликта поколений
Заключение
Список используемой литературы
Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которая важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой- «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важнейших социальных функций таких как:[4]
· воспитательная функция (социализация молодого поколения),
· функция духовного общения,
· социально-статусная функция (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),
· досуговая функция (взаимообогащение интересов),
· эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).
В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как с носителями идей прошлого, и как с авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает унижение достоинства, потерю уважения и как результат стремление оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством и в большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.
Таким образом,
старость можно рассматривать как
стабильный и устойчивый элемент
в жизни поколения, как основное
звено механизма
3. Конструктивная функция конфликта поколений
Конфликт между
молодежью и старшим поколением
является универсальной темой
Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.
Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин.
Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.
Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты, порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений.
Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние пожилых людей. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть как достойно и с почестями уходят из жизни старики и как достойно и уважительно провожают их дети. Ибо это«живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей.[5] Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ответственность каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.
Общество не может существовать без определенного уровня межпоколенческой преемственности. Преобразования порождают проблему противоречия преемственности и новых веяний у грядущих поколений. Это приводит к столкновению взглядов у молодого поколения и более старшего, которое обладает богатым культурным и социальным опытом, но порой не применимым в изменившейся социальной деятельности.
Непременным элементом любого развития является преемственность. Это момент, позволяющий сохранять устойчивость целого независимо от разрушений в его частях. От того, в каком тоне идет разговор между старшим поколением, передающими наследие, и молодежью, которая его принимает, зависит судьба общества и государства. Как правило, бунтует молодежь. Но в современном российском обществе именно старшее поколение стало инициаторами глобальной ломки. Преемственность нарушена. Сегодня ожидания «детей» не сбываются, уже им приходится расхлебывать кашу, которую заварили старшие. Горькая уникальность нашей ситуации в том, что точек соприкосновения, общего языка, одного взгляда на историю не имеют несколько поколений: деды и отцы, деды и внуки.
Нынешнее состояние межличностных связей вообще не укладывается в определение конфликта. Конфликт - это норма. Он разрешается с возрастом «детей». У нас было бы точнее говорить о разрыве поколений. И как следствие этого - резкое падение родительского авторитета в семье, учительского - в школе, преподавательского - в вузе, командирского - в армии, значительное увеличение конфликтов между младшими и старшими на межличностном уровне. Исследования показывают, что 65% пожилых считают, что молодежь враждебна ко взрослым, 67% молодых убеждены, что старшие настроены к ним враждебно, 7% опрошенных молодых людей определяют свое отношение к старшим словами «ненавижу», «презираю».[6] Тем не менее мы знаем немало случаев, когда дети содержат и кормят своих родителей, не вписавшихся в современную жизнь, другие помогают старшим овладевать той же компьютерной грамотой. «Дети» подставили плечо «отцам». Но подобные явления нельзя назвать массовыми, они достаточно редки, в сущности своей противоестественны, внутренне конфликтны и к гармонии не приведут. Ученик, поучающий учителя, ребенок, ставший кормильцем семьи, - это исключение из правил для традиционного общества. В нашей новейшей истории скорее происходит разделение между миром «отцов» и миром «детей». Они разлетаются, как галактики.
Явление это для нашего общества, вообще цивилизации исключительное, принципиально новое, необъясненное и незамечаемое, а потому особо опасное по своим последствиям, о которых можно только догадываться.
Главное, в чем проявляется разрыв поколений, - это не напряженные отношения между собой, а практически полное отсутствие культурного ядра, которое по законам преемственности должно быть передано от «отцов» и «дедов» к их «детям» и «внукам». В возникшем вследствие этого у «отцов» чувстве своей неполноценности, ущербности, чувстве взаимной ненужности, глубокого взаимного отчуждения, взаимной немоты и глухоты. Старшим нечего дать - младшим нечего взять. Молодое поколение поставлено перед необходимостью создавать заново слишком многое, если не все. Страны, которую создавало старшее поколение, нет; идеи и ценности, которые они исповедовали, отвергнуты; экономика, которую они самоотверженно строили, разрушена; наука в руинах; образование и культура осмеяны и т. д. Не работают не старые идеи и ценности. Все это очень опасно. Если молодое поколение не приемлет некие «генеральные» ценности, не может отделить в наследии полезное и опереться на это, то общество предельно замедляет темп своего развития, топчется на месте и (в зависимости от продолжительности этого периода) регрессирует, а то и деградирует. Оно, конечно, движется, но не вверх-вперед, а либо в сторону, либо вниз, либо назад-вниз.
Остановимся, на данных, касающихся межпоколенческих отношений, то есть отношений старшего поколения и молодежи. По данным доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2009 год «Разлома поколений не просматривается. Скорее демонстрируется умиротворенность, хотя и с некоторыми ассиметричными оттенками. Молодые в основном уважают, сочувствуют и выражают симпатию, тогда как старшие – сочувствуют с легким раздражением».[7] Как видно из доклада, несмотря на сложнейшие условия существования переходного периода в России конфликт поколений не слишком выражен, происходят процессы адаптации к глобальным изменениям. Что касается социального самочувствия молодых, то в докладе сказано – «Ориентированность на материальное потребление, пусть даже самого низкого уровня…». Распространение аномии, то есть рассогласования нравственных ценностей, нарастание неопределенностей в отношении того, что считать правильным, а что – нет. Сегодня просматривается размытость у части молодежи важных нравственных ценностей. Резко понизили свой статус в глазах российской молодежи такие ценности, как общественная справедливость, ответственность перед обществом, равенство, социальная терпимость, помощь ближнему, охрана природы и т.д. Тем не менее, молодежь сохраняет устойчивую ориентацию на знание, мудрость, устойчивые личные отношения, настоящую любовь, верную дружбу. Вот такой причудливый парадоксальный профиль молодого поколения вырисовывается сегодня. Сегодня важно понимать, что молодое поколение уже совсем другое и очень разное по своим интересам и ценностям, но как никогда сегодня ему требуется особая забота и внимание для наименее травмирующего и наиболее успешного вхождения во взрослую жизнь. И чтобы не прервалась времен связующая нить очень важно продвигать, открывать молодежи наилучшие образцы мировой культуры (и материальной в том числе), осуществляя по возможности равный доступ к знаниям. «Множество молодых людей просто не представляют, как можно строить планы на будущее, думать о завтрашнем дне… Для них все в значительной мере мимолетно, преходяще, поверхностно»[8]. Поэтому старшему и среднему поколениям нельзя терять связи с молодежью, нужно искать те ниши, те проблемы, в которых они могут быть полезны молодежи.
Может быть предложено два выхода из конфликтной ситуации.
В первом случае – создание общества с либеральными ценностями. В них человек – хозяин своей свободы, главное – урегулирование границ ее использования разными людьми законодательной нормой, четко определив права и обязанности сторон. В таком случае обязательства старшего поколения и молодежи сводятся к тому, чтобы соблюдать взаимную свободу, в основе которой – не единство, а наоборот, разрыв поколений. В западном обществе, где либеральные ценности – норма и господствует идея сильной атомарной личности – иной тип родительско-детских отношений. Развитая система ипотеки и кредитования отрывает повзрослевших детей от дома, а сеть домов для престарелых снимает с них обязанности по заботе за родителям. Возникшие в данном случае переживания и душевный дискомфорт разбирается с психоаналитиками и лечится психотерапевтами.
Информация о работе Проблемы взаимоотношения молодежи и старшего поколения