Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:27, курсовая работа
Всем хорошо известно, что каждый день нам приходится играть разные роли: друга, студента, покупателя. И в каждой роли мы ведем себя иначе. Это связано с тем, что для каждой ситуации мы создаем для себя определенный «сценарий» поведения с главной целью — хорошо смотреться, понравиться окружающим, завоевать их расположение
1. Введение.
1.1 Актуальность темы………………….…………………………….…………….....................
1.2 Программа исследования………………………………………………………….................
Основная часть.
1.3 2. Основные положения драматической теории Гофмана......................................................
2.1 Содержание драматической теории Гофмана.………………....…………..............................
2.2 «Порядок взаимодействия» в драматической теории Гофмана.………….............................
2.3 Театральные метафоры и аналогии, которые Гофман использует для объяснения своей теории.................................................................................................................................................
2.4 Концепция «управления впечатлениями».................................................................................
3. Применение драматической теории Гофмана на практике................................................
3.1 Рассмотрение драматической теории на примере социальных сетей...……….....................
3.3 Поиск примеров, подтверждающий теорию Гофмана, в массовой культуре........................
4. Заключение.........................................................................…………………………….............
5. Библиографический список…………………………………………………….…................
6. Приложение.………………………………………………………………………...............…..
1. Биографическая справка
РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени Д.И.Менделеева.
Институт проблем устойчивого развития
Кафедра социологии
По истории и теории социологии
Тема: Проблемы социального взаимодействия
в драматической теории И. Гофмана.
|
Выполнили: Студенты группы «ПР-33» Бочкарева Анна, Краснощекова Евгения, Панфилова Евгения. Научный руководитель Тюрина Ирина Юрьевна.
|
План
1. Введение.
1.1 Актуальность темы………………….…………………………….…………….
1.2 Программа исследования………………………………………………
Основная часть.
1.3 2. Основные положения драматической теории Гофмана.......................
2.1 Содержание драматической теории Гофмана.………………....…………........
2.2 «Порядок взаимодействия» в драматической теории Гофмана.…………..................
2.3 Театральные метафоры и аналогии, которые Гофман использует для объяснения своей теории........................
2.4 Концепция «управления впечатлениями»................
3. Применение драматической теории Гофмана на практике......................
3.1 Рассмотрение драматической теории на примере социальных сетей...………...................
3.3 Поиск примеров, подтверждающий теорию Гофмана, в массовой культуре......................
4. Заключение....................
5. Библиографический список…………………………………………………….…..
6. Приложение.…………………………………………………
1. Биографическая справка
1. 1. Введение.
1.1. Актуальность темы.
Всем хорошо известно, что каждый день нам приходится играть разные роли: друга, студента, покупателя. И в каждой роли мы ведем себя иначе. Это связано с тем, что для каждой ситуации мы создаем для себя определенный «сценарий» поведения с главной целью — хорошо смотреться, понравиться окружающим, завоевать их расположение. Казалось бы, это совершенно безобидное поведение, и нет ничего плохого в том, что всем нам хочется выглядеть чуть лучше, чем мы есть на самом деле. Однако безобидным это кажется только пока мы не назовем вещи своими именами. Если это не притворство, то что? А про притворство сказано и написано немало плохого. Высказывались по этому поводу многие известные люди, в том числе философ Ларошфуко, средневековый изобретатель и художник Леонардо да Винчи, экономист Джон Локк. И у этих великих умов, живших в разное время и проявивших себя в совершенно разных сферах, взгляд на притворство вполне однозначный:[1]
Ф. Ларошфуко:
«Мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед собой».
Леонардо да Винчи:
«В числе глупцов есть некая секта, называемая лицемерами, которые беспрерывно учатся обманывать себя и других, но больше других, чем себя, а в действительности обманывают больше самих себя, чем других».
Д. Локк:
«Притворство пытается исправить природные недостатки. Цель его - нравиться, но оно никогда ее не достигает».
Таким образом, притворство не одобряется никем из них, и более того, они считают, что притворщики обманывают больше себя, а не других.
И действительно, зачастую мы настолько увлекаемся игрой своих ролей, что забываем, кто мы есть на самом деле и кем нам нужно быть.
Еще одной проблемой «ролей и масок» является то, что мы можем потерять доверие к окружающим нас, даже самым близким, людям, если хотя бы однажды «поймаем» их на притворстве. Можем потерять доверие мы, а могут потерять его и к нам.
Поэтому, на наш взгляд, очень важно и интересно рассмотреть теорию Гофмана, который изучал проблемы подрыва взаимного доверия людей друг к другу. Также он рассматривал и то, что маски социальных актеров, в конце концов, прирастают к ним и становятся более подлинными, чем их истинные лица.
1.2. Программа исследования.
Целью написания нашей курсовой работы является интерпретация и понимание драматической теории Гофмана и применение ее на практике.
Задачи данного исследования:
1. Изучить первоисточники, в которых изложена драматическая теория Гофмана.
2. Выявить и систематизировать основные черты драматической теории Гофмана.
3. Рассмотреть проявление теории Гофмана на практике и привести подтверждающие ее примеры.
Объект исследовательской курсовой работы – это поведение людей.
Предмет исследования – изменение поведения людей в зависимости от конкретной роли и ситуации.
Гипотеза нашего исследования:
1. Драматическая теория Гофмана верно объясняет некоторые причины утраты взаимного доверия между людьми.
2. Положение драматической теории о том, что маски людей иногда «прирастают» к ним и становятся их истинными лицами, верно.
Основная часть.
2. Основные положения драматической теории Гофмана.
Ирвинг Гофман воплотил в социологической теории шекспировскую строфу: «Весь мир театр, и люди в нем актеры». Этот подход получил название: социодраматический. Он является версией символического интеракционизма и понимающей социологии. Основополагающие идеи этого направления были сформулированы И. Гофманом в его труде «Представление себя другим в повседневной жизни». В окончательном варианте теория была изложена ученым во втором издании «Представления себя другим в повседневной жизни, вышедшем почти одновременно в США и Великобритании».
Вклад драматической теории Гофмана с общую социологическую теорию состоит в том, что ученый понимал социальное «Я» не как собственность актора, а как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителями и публикой.
Об этом говорит и доктор философских наук, профессор, заведующий сектором Института социологии РАН Г. С. Батыгин:
«Вклад Гофмана в социологическую теорию заключается в описании повседневного поведения как совокупности надындивидуальных «социальных порядков» или ритуалов взаимодействия».
Такой же точки зрения придерживается и другой ученый - Александр Ковалев:
«Такая позиция [Гофмана] запрещает рассматривать и человеческое поведение как исключительно индивидуальное достояние, и его среду как застывшую систему общественных отношений или готовых норм, к которым индивид вынужден пассивно приспособляться».
Чтобы наиболее подробно рассмотреть и как можно точнее передать основное содержание драматической теории И. Гофмана, нам бы хотелось сначала выделить основные положения, по которым мы будем рассматривать эту концепцию.
Итак, на наш взгляд, важно осветить такие пункты, как:
Во-первых, суть драматического подхода, его содержание.
Во-вторых, «порядок взаимодействия» в драматической теории Гофмана.
В-третьих, чтобы понимать о чем говорит ученый, нужно знать,что он подразумевает под введенными им метафорами и терминами. Поэтому необходимо охарактеризовать терминологию, которую он использует для объяснения своей теории. Тем более, что у Гофмана присутствует большое количество театральных метафор и аналогий.
И, наконец, одной из важнейших сторон драматической теории является концепция «управления впечатлениями». Ее также нужно осветить.
2.1. Содержание драматической теории Гофмана.
В драматическом подходе Гофмана отражено его мнение, что социальное взаимодействие можно представить как непрерывную череду небольших драм, которые случаются с каждым человеком и где он, в качестве актера, играет сам себя. Любое повседневное событие по сути своей уже есть драматическое представление, поскольку люди, даже в кругу близких, постоянно надевают и снимают социальные маски, сами создают сценарии каждой следующей ситуации и разыгрывают ее по неписаным социальным правилам.
Подтверждение такому пониманию драматической теории можно увидеть у А. Ковалева:
«Гофман сосредоточился на «драматургических», или «театральных» проблемах участника микровзаимодействия, представляющего свою деятельность другим. Описание приемов управления впечатлениями, выработанных в данной относительно закрытой микросистеме, затруднений в этом деле, главных его исполнителей и исполнительских команд, организующихся на этой почве и т. д., и т. п. — все это Гофман выделяет в особый драматургический подход».[2]
Гофман пишет, что театр жизни имеет собственную драматургию.
«Даже в руках неопытных исполнителей сценарии могут ожить, потому что сама жизнь похожа на драматическое представление. Конечно, весь мир все-таки не театр, но определить чем именно он отличается от театра, нелегко».[3]
Драматургия Гофмана очень близка к символическому интеракционизму, в котором социальное взаимодействие мыслится как исполнение человеком разнообразных ролей. В зависимости от того, какую социальную маску надевает на себя человек, тем он и становится в данный момент.
«В известном на весь мир эксперименте П.Г. Цимбардо студентов всего на две недели превратили в узников и надзирателей, но они настолько вжились в свои роли, настолько стали преследовать, избивать и ненавидеть друг друга, что эксперимент, проводившийся в взаправдашней тюрьме, пришлось через неделю прекратить».[4]
Этот эксперимент символических интеракционистов показывает, что Гофман действительно многое перенял из их концепций. Ведь в его драматической концепции также подробно рассматриваются «роли» и их влияние на личность индивида.
Таким образом, можно сделать вывод, что теория Гофмна близка к символическому интеракционизму, в котором действия людей понимаются как исполнение ими разнообразных ролей. Гофман также считает, что социальное взаимодействие людей — это череда ежедневных драм, в которых исполнители играют определенные роли.
2.1.3.
Очень важной частью драматической теории Гофмана является понятие «порядок взаимодействия». Ученый выделяет «порядок взаимодействия» как самостоятельную область социологического исследования. Именно в выявлении системы, которая определялась бы «порядком взаимодействия», Гофман видит свою исследовательскую задачу.
«В принципе, основное, что он хочет узнать об этом «порядке», сводится к вопросу о том, какого рода впечатления от реальностей и случайностей всякого непосредственного социального взаимодействия способны разрушать впечатления, тщательно насаждаемые и воспитываемые в рядовых представлениях-спектаклях повседневной жизни».[5]
Таким образом, внимание Гофмана сосредоточено в основном на путях и причинах подрыва взаимного доверия людей к получаемым ими в ходе совместной деятельности впечатлениям.
Порядок взаимодействия по Гофману — это особая реальность, возникающей только в социальных ситуациях, где участники находятся в физическом присутствии друг друга и имеют возможность непосредственно реагировать на действия других. Следовательно, «порядок взаимодействия» надо понимать как взаимодействие людей лицом-к-лицу. Отсюда вытекает, что термин «социальное взаимодействие», употребляемый Гофманом, практически приравнен к «порядку взаимодействия», который, соответственно, также почти всегда означает взаимодействие лицом-к-лицу.
Как уже было сказано выше, «порядок взаимодействия» - это основная исследовательская задача Гофмана. Однако нужно определиться, что же конкретно в этой особой реальности взаимодействия интересует исследователя. Если рассматривать более узко его исследовательскую задачу, то мы увидим, что Гофман изучает не все без исключения аспекты «порядка взаимодействия», например, им не описывается конкретное содержание коммуникативной деятельности людей или ее ролевые функции в работающей социальной системе. Социолог сосредоточил свое внимание именно на возникающих в процессе социального взаимодействия проблемах — а именно на «драматургических», или «театральных» проблемах участника взаимодействия, представляющего свою деятельность другим.
Информация о работе Проблемы социального взаимодействия в драматической теории И. Гофмана