Принципы социологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробно рассмотреть и изучить принципы социологии управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................3

Глава I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие и система принципов управления................................................5
Сущность принципов социологии управления........................................10

Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Общие методологические принципы научного управления социальными процессами...........................................................................15
Специфические методологические принципы социального управления...................................................................................................16
Организационные принципы социального управления..........................17
Частные принципы социального управления...........................................19

Глава III. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ АНРИ ФАЙОЛЯ
3.1. Группировка принципов управления Анри Файоля....................................20
3.2. Характеристика принципов Анри Файоля...................................................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......................38

Файлы: 1 файл

андреева 4 курс курсач.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

1. Принцип порядка.  Порядок это неукоснительное  выполнение следующих двух требований: определенное место для всякой  вещи и всякая вещь на своем  месте, определенное место для  каждого лица и каждое лицо  на своем месте. Результатом  порядка должно быть уменьшение потерь материалов и времени.

2. Принцип стабильности (принцип постоянства состава  персонала). Высокая текучесть кадров  снижает эффективность организации.  Посредственный руководитель, который  держится за место, безусловно  предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

3. Принцип инициативы. Инициатива означает разработку  плана и обеспечение его успешной  реализации. Это придает организации  силу и энергию, повышает рвение  и деятельность работников. Руководитель, умеющий предоставлять инициативу своему персоналу, бесконечно превосходит руководителя, не умеющего это делать.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем  не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразовании, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно. Также Файоль отмечал, что применение принципов на практике - "это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры".

Отметим, что некоторые  приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении подведем основные итоги курсовой работы     

Любое управление - это  такая деятельность субъекта управления (управляющего - отдельного липа или  группы людей, - целого органа, социального  института), которая осуществляется со знанием дела, по определенным правшам, нормам и направлена на достижение тех или иных целей, т.е. управление всегда связано с людьми и представляет собой социальный феномен.

Все больше уделяется  внимания новациям в сфере управления, о наличии которых можно судить по таким основным признакам, как динамика затрат на научное обслуживание управления, подготовку и переподготовку персонала и техническое оснащение управленческого труда; по количеству предложений специалистов о мерах по совершенствованию условий для саморазвития социальной сферы как на макроуровне, так и на микроуровне. Можно сказать что инновационное развитие в сфере социального управления на уровне организации имеет наибольшую роль, т.к именно из микроуровней состоит такой макроуровень как государство. А основным конкурентным преимуществом любой организации является уникальное профессиональное ядро кадрового потенциала, который в наше время является самой важной тенденцией непреложного (для успешного предпринимательства, тем более в наше время рыночной экономики) закона, т.к приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие персонал. В свое очередь, данное обстоятельство резко повышает требования ко всей кадровой работе организации, изучение и построение которой базируется на основных понятиях, методах и способах исследуемых теорией управления. Интенсивные изменения в сфере человеческих ресурсов (в глобальном, региональном, национальном, демографическом, отраслевом, корпоративном, профессиональном и индивидуальном измерениях) приобретают воистину революционный характер, т.к специалисты в области управления делают радикальный сдвиг от сложившихся профессиональных ролевых стереотипов (администратора-бюрократа и управленца, придерживающегося реактивного стиля) к принципиально новым ролям: стратега, предпринимателя и маркетолога.

Важную роль в управлении сыграл А. Файоль. Уроки собственного опыта Файоль суммировал в перечне "Основных принципов менеджмента". Все разработанные им фундаментальные принципы Файоль разделил на структурные, процессуальные и результативные. К первой группе относятся разделение труда, власть и ответственность, централизация, единство руководства, единоначалие, скалярная цепь (иерархия). Принципы процесса - это дисциплина, вознаграждение, справедливость, подчиненность частных интересов общим и корпоративный дух. К принципам конечного результата Файоль относил порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициативу.

Однако даже специальное образование вряд ли поможет развить административные способности менеджера. Для наиболее эффективного управления от руководителя требуются такие качества, как интеллект, сдержанность, воля, чувство долга, решительность в принятии решений, способность управлять людьми и др. Обладающий вышеперечисленными качествами администратор представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.

Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию  современного состояния науки, а  также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

Между процессом развития системы управления и историей развития менеджмента нельзя ставить знака равенства. Как правило, история развития управленческой мысли опережает процесс совершенствования систем управления на практике. Вместе с тем между ними существует как прямая, так и обратная связь. С одной стороны, развитие управленческой мысли способствует совершенствованию системы управления, с другой -- практика управления, ее недостатки и погрешности дают дополнительный импульс для появления новых идей и концепций.

Успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям внешней среды.

Применение к процессу управления организацией ситуационного  подхода, позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленные цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Голиков В.Д. Социология управления. - М., 2008. – 538 с.
  2. Удальцова М.В. Социология управления. - М., 2006. – 456 с.
  3. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших  
    учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с.
  4. Общая социология. Хрестоматия/Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин.,Высш. Гик., 2006. - 783с.
  5. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. Теория управления. Учебник. Изд.2. М., 2005. – 342 с.
  6. Граждан В.Д., Теория управления. Учебное пособие. М., 2005. – 201 с.
  7. Кравченко А.И., Тюрина И.О., Социология управления. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2006. – 387 с.
  8. Матвеев В.В. Теория управления. Учеб. пособие. СПб.:, 2005. – 339 с.
  9. Князев А.Р. Теория управления. Минск, 2008. – 167 с.
  10. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 2007. – 85с.
  11. Шорин В.Г. Системный анализ и структуры управления. Знание, М., 2005. – 27 с. 
  12. Валова Д.В. Социальный менеджмент , Академия труда и социальных отношений, М.,2007. – 33 с.
  13. Файоль А., Тейлор Ф., Форд Г. и др. Из истории развития менеджмента. - М., 2009. – 789 с.
  14. Семенова И.И. История менеджмента, ЮНИТИ, М., 2008. – 403 с.
  15. Веснин В.Р. Основы менеджмента, Институт международного права и экономики им. Грибоедова, М., 2009. – 564 с.

Информация о работе Принципы социологии управления