Принципы социологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробно рассмотреть и изучить принципы социологии управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................3

Глава I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие и система принципов управления................................................5
Сущность принципов социологии управления........................................10

Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Общие методологические принципы научного управления социальными процессами...........................................................................15
Специфические методологические принципы социального управления...................................................................................................16
Организационные принципы социального управления..........................17
Частные принципы социального управления...........................................19

Глава III. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ АНРИ ФАЙОЛЯ
3.1. Группировка принципов управления Анри Файоля....................................20
3.2. Характеристика принципов Анри Файоля...................................................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......................38

Файлы: 1 файл

андреева 4 курс курсач.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

принцип иерархичности  и субординации. Иерархичность в  системе управления определяет расположение элементов, частей в порядке от высшего к низшему. Субординация рассматривается как подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, использование правил служебной дисциплины. Соблюдение иерархичности и субординации означает в системе управления недопущение перескакивания через иерархические ступени и нарушение взаимодействия между вышестоящими и нижестоящими органами и функциями.

 

2.4. Частные  принципы социального управления

 

Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовем некоторые из них:     

принципы хозяйственного расчета;     

принципы формирования потоков информации;     

принципы организации  заработной платы;     

принципы создания производственных бригад (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и  т.д.);

принципы формирования управленческих штатов и др.      

Среди частных принципов  могут быть и принципы «неформального»  управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. У японцев  это широкое идеологическое поле и отношения субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию[9,34]. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки типа:     

«В нашем отделе не принято опаздывать на работу»,     

«Принимаясь за работу, проверь  наличие статического электричества»,      

«Не делай замечания  подчиненному в присутствии третьего лица»,     

«Задания подчиненному выдавай только в письменном виде»,     

«Уходя, не оставляй документы  на столе» и т.д.

III. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ АНРИ ФАЙОЛЯ

 

3.1. Группировка принципов управления Анри Файоля

 

Школа Анри Файоля (1841- 1925) занимает отрезок  времени с 1920 по 1950 гг. Она заслуживает  особого внимания, так как его принципы управления более совершенны. Итак, Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

Родоначальником классической школы  считается Файоль, который в своих исследованиях исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

Основным трудом Файоля является его работа "Общее и  промышленное управление", написанная в 1916г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием А.К. Гастева.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два  организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий[10,65].

Файоль старался обосновать необходимость и возможность  создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.

Управлять, утверждал  Файоль, значит вести предприятие  к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

По мнению Файоля, администрирование  составляет часть управления, которое  включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

1) техническую и технологическую  (производство, изготовление, переработка);

2) коммерческую (закупка,  продажа, обмен);

3) финансовую (привлечение  капиталов и эффективное управление  ими); файоль управление менеджмент  персонал

4) охранную (охрана собственности  и физических лиц);

5)учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

6) административную (предвидение,  организация, распорядительство,  координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим  управлением. Однако далеко не все шесть  Групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. "Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции (первые пять из шести вышеперечисленных) оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал"[11,14].

Файоль рекомендовал использовать санкции как основной метод управленческого воздействия.

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени  успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

Заслуга Файоля заключается  в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

На основе выделения  основных функций в 1923г. Файоль дал  определение понятию "управление".

Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть - учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать - строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться - заставлять персонал надлежаще работать; координировать - связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать - заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему  управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения  эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников[12,21].

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1. Разделение труда.  Целью разделения труда является  выполнение работы, большей по  объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип, может  быть, применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2. Полномочия и ответственность.  Полномочия - это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью  понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана  с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина. Дисциплина  предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей  всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель[13,249].

4. Единоначалие (единство  распорядительства). Работник должен  получать распоряжения и указания  от своего непосредственного  руководителя. Кроме того, он должен  уважать авторитет руководителя.

Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в противоречие с  рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться  разным функциональным руководителям.

5. Единство направления  (дирекции). Каждая группа, действующая  в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: "Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель".

6. Подчиненность личных (индивидуальных) интересов - общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах - задачей руководителя является их примирение.

7. Вознаграждение персонала,  т. е. цена т оказываемых  услуг. Работники должны получать  справедливую зарплату за свой  труд. Это в одинаковой степени  относится и к рабочим, и  к управляющим.

8. Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.

Небольшие предприятия  имеют высокую степень централизации, а крупные - меньшую. Выбор правильного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов.

9. Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь - это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей низового звена). Склярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

Рациональная структура  управления организацией требует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей[13,257].

10. Порядок. Файоль  подразделял порядок на "материальный" и "социальный". Каждый работник  должен иметь свое рабочее  место, обеспеченное всем необходимым.  Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: "место - для всего и все на своем месте".

11. Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12. Стабильность рабочего  места дня персонала. Для предприятия  наиболее предпочтительными являются  работники, которые держатся за  свое место. Высокая текучесть  кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13. Инициатива. Проявление  предприимчивости и инициативы  не только руководителями, но  и всеми работниками предприятия.  Претворение в жизнь данного  принципа часто требует от  администрации "поступиться личным тщеславием".

14. Корпоративный дух.  Сила предприятия в гармонии ("единении") всех работников предприятия.  Файоль указывал на недопустимость  использования в управлении Принципа "разделяй и властвуй". Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Предложенная Файолем  классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого  процесса. Файоль подчеркивал универсальность  принципов управления, не ограничивая  их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике - это "трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры". Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии -администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

Информация о работе Принципы социологии управления