Принципы социологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробно рассмотреть и изучить принципы социологии управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................3

Глава I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие и система принципов управления................................................5
Сущность принципов социологии управления........................................10

Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Общие методологические принципы научного управления социальными процессами...........................................................................15
Специфические методологические принципы социального управления...................................................................................................16
Организационные принципы социального управления..........................17
Частные принципы социального управления...........................................19

Глава III. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ АНРИ ФАЙОЛЯ
3.1. Группировка принципов управления Анри Файоля....................................20
3.2. Характеристика принципов Анри Файоля...................................................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......................38

Файлы: 1 файл

андреева 4 курс курсач.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Принципы составляют качественную основу управления. Их использование  оказывает большое влияние на эффективность деятельности осуществляющих управление субъектов. Принципы в основном формулируются на базе анализа реальной практики управления и отражают его закономерности[4,94].

Система принципов управления – это совокупность определённых принципов управления, избираемых, исходя из сущности, назначения, типологии, целей и закономерностей управления, а также, исходя из положительного опыта управленческой деятельности. Система принципов управления для каждой отрасли формируется индивидуально.

Учитывая вышесказанное, представляется целесообразным рассмотреть принципы управления в органах внутренних дел. Об этом и пойдёт речь далее в данной работе.

 

1.2. Сущность  принципов социологии управления

 

Принципы управления - это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.     

Принципы составляют основополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессов  управления, подчиняющихся определенным законам. Они так же объективны, как и законы, которые в них отражаются.     

Принципы управления отличаются высокой стабильностью  во времени. Однако это не исключает  гибкости их применения в различных  конкретных условиях.     

Экономика общества, организации  в своем развитии проходит различные этапы, отягчающиеся масштабами и структурой, технической оснащенностью и формами организации, уровнем образования и культуры работающих. Учет этого динамизма в изменении значимости отдельных принципов управления - показатель экономической культуры, эрудиции и квалификации специалистов, руководителей производства.     

Принципы управления - наиболее сознательная форма использования  объективных законов общества в  практике управления. Поскольку управление складывается из двух основных факторов - стихийного и сознательного управления - научный уровень управления достигается за счет сокращения действий стихийного фактора. Сократить действие стихийного фактора можно путем постоянного социологического изучения тенденций и закономерностей прохождения общественных процессов и их влияния на социальное управление. Владение информацией о действии внешних социальных условий и факторов на систему управления позволит выработать научный подход к управлению, основанный на объективных закономерностях.

Принципы социологии управления - исходные основополагающие требования, которыми руководствуется субъект социального управления. В принципах социального управления выражены необходимые основания деятельности органов управления и самоуправления, руководящих кадров, т.е. субъектов управленческих отношений. Принципы социального управления синтезируют в себе социальные законы и конкретные подходы к их реализации на практике. Если законы социального управления выражают существенные отношения между объектом и субъектом управления, то принципы социального управления исходя из этих отношений устанавливают основные правила построения и действия субъекта и объекта управления.

По содержанию принципы социального управления - это основные исходные, руководящие установки, нормы деятельности по упорядочению системы социальных отношений, управлению социальными явлениями и процессами[5,273]. Принципы социального управления обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой деятельности в различных подразделениях системы управления, взаимную их согласованность и общую направленность на реализацию намеченных целей. На основе принципов социального управления организуется процесс управления, т.е. научно обоснованная упорядоченность действий по осуществлению управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого воздействия. Среди принципов социального управления ведущими являются принципы объективности, системности, комплексности, конкретности, основного звена, адресности, законности.

Принцип объективности в социальном управлении - требование учета закономерностей развития объекта управления в процессе осуществления его целей. Особенностью принципа объективности является то важное обстоятельство, что следование этому принципу предопределяет действенность применения всех других принципов управления (системности, комплексности, конкретности и других). Основу использования принципа объективности составляют как общественные, так и естественные науки. Социологические исследования - важнейшее условие реализации принципа объективности в социальном управлении.

Принцип системности в социальном управлении - требование объединения (при соответствующей дифференциации) отдельных взаимообусловленных видов управленческой деятельности на основе общей цели. Принцип системности в социальном управлении поэтому предполагает тесно связанные, осуществляемые в рамках одной направленности действия различных органов управления. Это означает не обычную координацию посредством согласования, а соединение действий в целостную целевую программу, в которой отдельные органы управления, их задачи выступают как взаимозависимые элементы, наделенные своим местом и ролью в ходе осуществления управленческого процесса.

Принцип комплексности в социальном управлении - требование в каждом достаточно сложном социальном явлении, подвергающемся управленческому воздействию, учитывать все аспекты явления: экономические, социальные, политические, духовные, психологические и другие. Принцип комплексности выражает особую сторону реализации системного подхода в управлении - не только организационную полноту и целостность, но и необходимую полноту охвата всех сторон явления.

Принцип конкретности в социальном управлении - требование соответствия социального управленческого воздействия действительным, настоящим, особым свойствам его объекта. По отношению к социальным явлениям это означает необходимость учета его реальных потребностей и интересов, существующих отношений с другими явлениями. Так, при реализации управленческого решения принцип конкретности означает соответствие исполнительской задачи качествам исполнителя: социально-демографическим, социально-психологическим и другим. Такое соответствие обеспечивает активное включение работника в достижение цели управленческого решения.

Принцип основного звена в социальном управлении - принцип организации процесса социального управления; требование, состоящее в определении коренной, главной задачи среди комплекса взаимосвязанных задач - экономических, социальных, политических, духовных, от решения которой в основном зависит реализация целей управления. Для нахождения основного звена в социальном управлении необходимо выявить главную причинную связь, характеризующую качественную специфику социальной системы, ее сохранение, динамику развития. Основное звено - это то звено, которое цементирует систему, объединяет, интегрирует ее в единое целое, обеспечивает ее успешное функционирование, совершенствование[6,112].

Принцип адресности в социальном управлении - принцип организации процесса управления; требование к реализации управленческого решения, в соответствии с которым оно предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление за ними вполне определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели. Нарушение требований принципа адресности в социальном управлении приводит к появлению неопределенности в отношениях исполнителей и руководителей, снижению их ответственности, возможности реализовать свой особый интерес в ущерб общему, к отклонению в целевой направленности управленческого процесса.

Принцип законности в социальном управлении - обязательное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Принцип законности - конституционный принцип политической системы общества, государственного строя, системы управления.      

Социологический подход к принципам управления предполагает выделение среди них четырех  основных типов принципов:     

общие методологические принципы управления социальными процессами;      

специфические методологические принципы управления, выведенные из социологии;      

организационные принципы социального управления;     

частные принципы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1. Общие методологические принципы научного управления социальными процессами

 

 

 Общими  методологическими принципами научного управления мы называем принципы, в  соответствии с которыми можно рассматривать  все социальные процессы управления вне зависимости от общественного  строя, социальной системы.     

К общим методологическим принципам мы отнесли:     

конкретно-исторический подход;     

системность;     

комплексность;     

сочетание общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов  с государственными и групповыми;      

социальный детерминизм;     

взаимосвязь и взаимообусловленность  управленческого воздействия и  управляемых процессов;     

самодвижение, саморазвитие, саморегулирование управляющей  и управляемых систем;     

ориентация на прогрессивную  перспективу[7,103].     

Принципы системности  и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении.      

Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического  периода развития общества.     

Принцип социального  детерминизма определяет первичность  решения задач, связанных с социальным положением, социальной защищенностью  и т.п. людей в управлении процессами.      

Управленческая система, если в ней не действует принцип саморазвития и саморегулирования, обречена, т. к. в нем не работают источники и движущие силы.     

Успешно функционирующей  может быть лишь самосовершенствующаяся система, ориентированная на социальный прогресс.

 

2.2. Специфические  методологические принципы социального управления

 

 

 Если  общие методологические принципы научного управления социальными процессами отражают больше междисциплинарный  подход, то специфические методологические принципы связаны с социологическим  аспектом выделения принципов. К  ним можно отнести:     

объективность;     

адресность и конкретность;      

преемственность;     

единство социальных целей, задач и средств;     

научность[7,107].     

Принципы научности, объективности  и конкретности требуют учета  в управлении объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных условиях.     

Без принципа преемственности  пришлось бы при любом отклонении, перестройке, коррекции работы системы  каждый раз формировать новое  системообразующее интегральное звено  системы, восстанавливать взаимосвязь с ним всех других звеньев, а так же связи с внешней социальной средой и т.п.     

Каждая цель в системах управления очерчена своим кругом задач, для решения которых требуются  вполне определенные средства. Любое  несоответствие и этой цепочке приведет к отклонению от запрограммированного результата, неэффективности и ненадежности работы системы.

 

2.3. Организационные  принципы социального управления

 

Организационными мы назвали принципы потому, что они  определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта. В литературе по управлению чаще всего именно организационные принципы считают основными:     

принцип демократического централизма, позволяющий сочетать плановое централизованное начало в  управлении с широкой демократией, использованием инициативы масс, передовых коллективов;     

принцип основного звена, отыскание из множества задач  основной задачи, решение которой  позволяет решить весь комплекс вопросов управления;     

территориально-отраслевой принцип, согласно которому в управлении необходимо сочетать административно-территориальный подход с отраслевым;     

принцип единства хозяйственного и политического руководства;     

принцип плановости;     

принцип обеспечения  единства материального и морального стимулирования труда;     

принцип экономичности  и эффективности управления;     

принцип единоначалия и  коллегиальности, сочетающий строгое  подчинение трудовой группы распоряжениям  руководителя, всю полноту ответственности  руководителя за результаты работы доверенного ему участка, когда каждый работник отвечает за свой участок работы с широким привлечением членов трудового коллектива к обсуждению проблем организации. Единоначалие предполагает также установление и поддержание строгой дисциплины в организации. Коллегиальность проявляется не только в принятии решений с участием широких масс трудящихся в управлении организацией, но и в четком их исполнении. Коллегиальность должна сопровождаться установлением личной ответственности каждого за порученное дело;     

принцип единства требований (по горизонтали  и вертикали; к себе, коллегам, подчиненным  и руководителям; к действию всех элементов системы);     

принцип оптимальности (оптимальное  сочетание централизации и децентрализации; оптимальное сочетание различных стилей управления - демократического, либерального и авторитарного; оптимальное сочетание формальных и неформальных функций и т.п.);     

принцип реальной эффективности  и доминирования социального  эффекта[8,98].     

Важнейшая задача любого управления - обеспечение, наиболее полное удовлетворение потребностей, субъекта при наименьших затратах ресурсов: людских, материальных, энергетических, духовных. И тогда источник противоречия и развития системы управления смещается в сторону оптимальности взаимодействия между субъектом и объектом, либо в сторону преобладающего социального аффекта - сохранения человеческих ресурсов, их более полного воспроизводства, совершенствования, защищенности, оздоровления труда, отношений по поводу управления. Суть принципа - выбор наиболее эффективного и данных конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т.п.;     

Информация о работе Принципы социологии управления