Принципы социологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является подробно рассмотреть и изучить принципы социологии управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................3

Глава I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПОВ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Понятие и система принципов управления................................................5
Сущность принципов социологии управления........................................10

Глава II. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Общие методологические принципы научного управления социальными процессами...........................................................................15
Специфические методологические принципы социального управления...................................................................................................16
Организационные принципы социального управления..........................17
Частные принципы социального управления...........................................19

Глава III. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ АНРИ ФАЙОЛЯ
3.1. Группировка принципов управления Анри Файоля....................................20
3.2. Характеристика принципов Анри Файоля...................................................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......................38

Файлы: 1 файл

андреева 4 курс курсач.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

Файоль выделил важнейшие  принципы: единство командования и  руководства. По мнению Файоля, для  достижения определенной цели должны быть соответствующая программа  и единый руководитель. Нарушение  этого принципа приводит к неправильному  разграничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

Особое внимание Файоль уделил составлению прогноза и плана. Он указал на необходимость краткосрочного и долгосрочного планирования в  каждой организации, а также на необходимость планирования в национальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей  или меньшей степени в знании принципов административной деятельности.

Таковы основные положения  административной школы Файоля. Главным  в ней Файоль считал сам метод  анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руководящих  кадров, решительно выступая против существующей системы, опирающейся на инженерные дисциплины. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управленческих работников может быть достигнуто по мере продвижения их по служебной лестнице.

Файоль ставил задачу - научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их "воли" в одном, строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на "тщательное изучение и научное экспериментирование".

Особое внимание школа  Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли следующие:

* здоровье и физические  качества;

* ум и интеллектуальные  способности;

* моральные качества (сдержанность, воля, настойчивость,  решительность в принятии ответственных решений, чувство долга и );

* хорошее общее образование;

* способность управлять  людьми (предвидение, умение разработать  план действий, организаторские  способности, умение воздействовать  на людей для выполнения поставленных  целей, искусство общения, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);

* знание всех наиболее  важных функций и направлений  деятельности предприятия;

* подлинная компетентность  в деятельности конкретного предприятия[14,167].

Принципы Файоля условно можно разделить на три группы (таблица 1.). Первая группа, состоящая из шести принципов, закладывает фундамент в создании организации и проектировании ее структуры, это так называемые структурные принципы. Вторая группа принципов нацелена на оптимизацию организационных процессов и являются процессными принципами. Третья - определяет желаемые характеристики организации.

 

Таблица 1. - Группировка принципов Файоля

Структурные принципы

Принципы процесса

Принципы конечного  результата

 

Разделение труда

Справедливость

Порядок

 

Единство цели и руководства

Дисциплина

   

Соотношение централизации  и децентрализации

Вознаграждение персонала

Стабильность

 

Власть и ответственность

Единство команд

   

Цель

Подчинение главному интересу

Инициатива

 

Принцип единства распорядительства

     

Предложенная Файолем  классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого  процесса. Файоль подчеркивал универсальность  принципов управления, не ограничивая  их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике - это "трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры". Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

3.2. Характеристика принципов Анри Файоля

Структурные принципы лежат  в основе создания системы взаимосвязанных  задач, прав и ответственности. Организаторские  функции включают дробление задач  на более мелкие подзадачи, перегруппировку  этих задач во взаимосвязанных подразделениях, назначение руководителя каждого подразделения и передачу ему прав и ответственности и, наконец, соединение подразделений цепью целевых команд. Рассмотрим более подробно каждый из основных принципов организации управления.

1. Принцип разделения  и специализации труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы). Согласно Файолю, разделение и специализация труда - естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством специализации сокращается число объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника. Как отмечал Файоль, специализация рассматривается как лучшее средство использования индивидуумов и групп людей. В то же время разделение труда имеет свои пределы, которые не могут быть превышены. Такие методы упрощения труда, как стандарты работ и исследование в действии и во времени, акцентировали внимание на технических сторонах работы, а не на поведенческих. Позднее, в начале 1930-х годов, появился подход, описывающий человеческие отношения и позволяющий более углубленно рассматривать разделение труда в организациях с учетом влияния человеческого фактора.

2. Принцип единства  цели и руководства. Виды работ,  которые появляются в результате  разделения труда, должны быть скоординированы и направлены к единой цели. Это - необходимое условие единства действий, координации сил, сложения усилий. Процесс группировки задач по определенным признакам называется департаментализацией. Файоль не выделил базис для департаментализации, но он действительно выработал основное направление, в соответствии с которым деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем. Принцип объясняет необходимость назначения руководителя для координации взаимозависимой деятельности.

3. Принцип соотношения  централизации и децентрализации.  Централизация - это явление естественного  порядка. И в животном и в  социальном организме распоряжения  поступают из одного центра  и приводят в движение все  части организма. Этот принцип связан с увеличением или снижением объема власти руководителя, что позволяет говорить о той или иной степени централизации и децентрализации. Принцип утверждает, что для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией и что этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя, который координирует деятельность департаментов (отделов).

4. Принцип власти и  ответственности. Этот принцип  утверждает, что в организации  должна быть установлена вполне определенная связь между ответственностью руководителя и той властью, которой он наделен. Наиболее оптимальным вариантом является равенство этих двух важнейших факторов построения организации. Организация не может достигать своих целей, если факторы власти и соответствующей ей ответственности разбалансированы, хотя потенциально каждый руководитель естественно стремится увеличить свою власть и уменьшить ответственность. Оценить эту связь, особенно при исследовании задач руководителей высшего уровня, весьма сложно. Суть дела в том, что поскольку ответственность передана руководителю, то ему должны быть даны и права отдавать приказы, и власть требовать их исполнения.

5. Принцип единства  распорядительства. Работнику может  давать приказания относительно  какого-либо действия только один начальник. Двойное подчинение или дуализм распорядительства является постоянным источником конфликта. Опасность дуализма может исходить из несовершенного разграничения функций отделов или неточного определения компетенций работников и их руководителей.

6. Принцип иерархии (принцип  цепи, принцип скалярной цепи). Естественный  результат применения предыдущих  принципов - создание соподчиненной цепи руководителей от высших звеньев управления до низших уровней. Иерархия - это соподчиненная цепь руководителей от высших звеньев управления до низших уровней. Цепь - это путь для вертикальных связей в организации. Соответственно все связи от низшего уровня должны пройти через каждого руководителя в цепи команд. А связи, идущие сверху, должны пройти через каждую подчиненную единицу, прежде чем они достигнут требуемого уровня. Такая цепь будет результативной до того предела, когда:

а) задания однозначно определены;

б) деятельность департаментов  основывается на четко установленном  базисе и определенных критериях;

в) полномочия специально передаются на нижестоящие уровни управления[15,98].

В тоже время необходимо учитывать возможность существования  горизонтальных связей. Для руководителя часто необходимо контактировать с  другими сослуживцами на том же уровне организации.

Рассмотренные выше шесть  принципов определяют главные вопросы, требующие решения при создании структуры задач и власти. Они  не являются подробно фиксированными правилами, а лишь намечают ведущие  направления в деятельности руководителей.

Принципы процесса сосредоточены  на действиях руководителей, направляющих деятельность организации, особенно когда  руководители общаются с подчиненными, а также на создании благоприятного организационного климата. Справедливость руководителей рассматривается как основной фактор побуждения наемных работников к добросовестному выполнению своих задач. Принцип справедливости отражен и в справедливом вознаграждении. Этот принцип гласит, что оплата труда должна соответствовать объему и качеству выполненной работы. Рассмотрим подробнее каждый из этих принципов:

1. Принцип справедливости. Для того чтобы поощрить персонал  к исполнению своих обязанностей  с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно.  Справедливость не исключает  ни энергичных действий, ни суровости, но она нуждается в здравом смысле, большом опыте и доброте.

2. Принцип дисциплины (четкое и ясное взаимопонимание  между рабочими и менеджерами,  базирующееся на уважении к  правилам и договоренностям, существующим  в организации; в основном - результат возможностей руководства). Дисциплина есть соблюдение неких соглашений между руководителями и работниками, имеющих своим предметом послушание, усердие и внешние знаки уважения. Дисциплина поддерживается при помощи установления понятных соглашений, обязательных для администрации и рабочих. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. Применение санкций должно осуществляться в соответствии с принципом справедливости и подчинения личных интересов общим. Это означает, что в конфликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над интересами индивидуума.

3. Принцип вознаграждения  персонала (оплата должна отражать  состояние организации и стимулировать  людей на работу с отдачей). Вознаграждение персонала есть  оплата исполненной работы. Для  того чтобы обеспечить верность  и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. Она должна по возможности удовлетворять и персонал и организацию. Необходимо избегать крайностей в вознаграждении, выходящих за пределы разумного.

4. Принцип единения  персонала. Гармония и единение  персонала является большой силой в организации. Нельзя допускать раздора среди своих подчиненных. Наоборот, нужно координировать усилия, стимулировать усердие, использовать способности всех и вознаграждать усилия каждого, не возбуждая ничьих ревнивых подозрений и не нарушая гармонии отношений. Нельзя злоупотреблять письменной формой общения с персоналом и подменять ею устное общение, поскольку переписка способна порождать конфликты и недоразумения.

5. Принцип подчинения  частных интересов общим. Этот  принцип гласит, что интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.

Принципы конечного  результата определяют желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и  направленная деятельность организации  должна характеризоваться порядком и стабильностью, а рабочие - инициативным выполнением своих задач. Эти атрибуты деятельности организации, по Файолю, могут проистекать из ощутимого использования принципов структуры и процесса[15,108].

Рассмотрим подробнее  три принципа конечного результата:

Информация о работе Принципы социологии управления