Социология управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Социальное управление (или,просто,управление),в отличии от технического и биологического, - это управление людьми,которые объединены в большие или малые социальные организации,вне которых немыслимо существование человека,поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций.При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность,проявляющую разумное поведение,подобно живому организму.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 
     Социальное управление (или,просто,управление),в отличии от технического и биологического, - это управление людьми,которые объединены в большие или малые социальные организации,вне которых немыслимо существование человека,поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций.При этом под социальной организацией мы понимаем  относительно устойчивую социальную целостность,проявляющую разумное поведение,подобно живому организму/ /.Разумное поведение означает способность организации адекватно реагировать (отвечать) на вызовы или решать свои проблемы. Именно благодаря этой способности,обеспечиваемой управлением,социальные организации сохраняют свою целостность и жизнеспособность.Примерами социальных организаций являются семьи,первобытные общины,поселения, города, нации, фирмы,партии,общества (цивилизации),мировые сообщества,человечество в целом. 
     История управления начинается с первобытного человеческого стада.Уже в те далекие времена (примерно 1 млн.лет назад) на заре человечества управление уже существовалона Земле,однако носило неосознанный характер.Поведение человека в стаде определялось в основном инстинктами (безусловными рефлексами),и было подобно поведению других так называемых социальных животных (муравьев,пчел,ос). 
     Прошло много времени,преждечем люди начали сознательно относиться к окружающему их миру,начали отделять себя от природы с ее могучим действием загадочных сил (землетрясений,громов,молний,дождей,пожаров,снега и др.),которые люди  пытались объяснить с помощью мифов,главными действующими лицами которых являлись различные божества,олицетворяющие властителей мира.Именно с  этого момента человек начинает подчиняться не только своим инстинктам,которые постепенно стали оттесняться на второй план,а некими новыми факторам (в частности,идеей бога),которые Э.Дюркгейм назвал «социальными фактами»,заметно влияющими на поведение людей.Так появился институт власти как первый и неизменный атрибут управления. 
     Институт власти часто отождествляют с самим управлением.Так,в «Толковом словаре» В.И.Даля в качестве одного из возможных толкований слова «власть» находим:»Власть - ...начальствование,управление...Властвовать - управлять властно, господствовать, распоряжаться».Однако,это не совсем верно.Власть лишь необходимая предпосылка управления,но не само управление.Можно иметь власть,но не знать как ею воспользоваться. 
     Вслед за институтом власти появляются и другие «социальные факты»,природа которых была столь же загадочна,и которые также заставляли им подчиняться.К ним относятся обычаи, традиции,табу,ритуалы,религии,цари (фараоны,короли),папы (кардиналы,архиепископы), церковные иерархии,божественные законы. 
     По мере роста числа и многообразия «социальных фактов» человек постепенно превращается в «общественное животное»,т.е. он все больше и больше подчиняется не личным,а общественным интересам.Он начинает осознавать себя частицей общества,которому должен подчиняться.Таким образом,в основе феномена социального управления лежит институт власти и другие «социальныефакты», изучаемые социологией и социальной психологией.Поэтому современная теория  управления должна тесно взаимодействовать с ними,взаимно обогащая друг друга. 
     Переход от неосознанного подчинения животным инстинктам к осознанному подчинению общественным интересам является ключевым моментом в понимании роли управления в истории человечества.Осознание управления дало мощный толчок социальной эволюции,так как стало возможным появление принципиально новых социальных организаций,где заботу о них берет на себя не природа,а сам человек. 
     Именно благодаря сознательному отношению человека к общественным интересам и проблемам и постепенному осознанию управления стал возможен переход от первобытных общин к поселениям,затем к городам,затем к нациям (странам),далее к мировым сообществам,а в ближайшем  будущем - к глобальному обществу.Таким образом,без преувеличения можно сказать,что управление открыло дорогу социальной эволюции. 
     Вместе с осознанием полезности управления пришло время его практического использования.Свидетелями тому являются Египетские пирамиды,величественные дворцы фараонов,»висячие сады» в Вавилонеи другие «чудеса света».С помощью управления одерживались победы,велось дворцовое и городское хозяйство. 
       Искусство управления постепенно становится профессиональным.Особенно оно проявило себя и продолжает проявлять в политике,экономике и военном деле. Политические деятели занимаются в основном вопросами государственного управления,управления обществом.Экономисты занимаются вопросами регулирования экономики и управления фирмами.Военные занимаются вопросами управления армией и военными операциями. 
     Однако,практика управления все время нуждалась и нуждается сейчас в адекватной ей науке,без которой она «слепа»:наука должна ей показывать дорогу и помогать идти по ней.К сожалению,традиционная теория управления значительно отстает от практики и не оказывает на нее заметного влияния.Укажем четыре главные,на наш взгляд, причины этого. 
     Первую причину мы уже указали - это невозможность правильно понять и объяснить феномен социального управления без опоры на науку,в частности на социологию и социальную психологию,которые появились сравнительно поздно и не смогли заметно повлиять на развитие теории управления.В результате сложилось однобокое представление об управлении,которое рассматривается в основном как средство достижения целей социальных и социально-экономических систем в то время как у управления значительно большие возможности.Оно,например,является ещё и средством выживания организаций,средством решения сложных социальных проблем,средством организации сложной деятельности. 
      Вторая причина заключается в доминирующей до сих пор рационалистической парадигме,опирающуюся на теистические традиции,в соответствии с которыми все существующее на Земле создано с определенной целью.Отсюда часто делается вывод,что  все социальные организации являются целереализующими и целенаправленными системами,имеющими искусственное происхождение,а управление есть средство реализации поставленной цели (целей) и не более того.Однако известно,что социальные организации (например,общества,цивилизации) могут иметь и естественное происхождение и не всегда стремятся к каким-либо целям (если не рассматривать в качестве цели естественное свойство выживания).  
    Третья причина состоит в том,что наука до сих пор не освободилась от умозрительной философии (метафизики).Хотя О.Конт и предсказывал окончание метафизической стадии развития человеческого ума к 1800 г.,однако он серьезно ошибся в прогнозах,не приняв в расчет зависимости науки от политики,конъюнктуры и моды. 
     Наконец,четвертая причина заключается в неконтролируемой дифференциации науки об управлении.Не успев как следует встать на ноги она начала делиться. Сейчас,наряду с менеджментом,можно встретить науки о политическом, государственном,муниципальном,корпоративном,военном управлении.Это очень опасная тенденция,так как нарушается целостность восприятия СУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ? 
 
        В настоящее время на этот вопрос вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя, его профессии и научных интересов.

   1. С позиции классического  менеджмента, « управление - это  процесс планирования, организации,  мотивации и контроля, необходимый  для того, чтобы сформулировать и достичь цель (цели) организации»/   /.

      2. С позиции  системного анализа, управление  – это наука и искусство  принятия решений /  /. «Процесс  управления – это последовательное  осуществление выработки и принятия  решений, организации выполнения принятых решений, координации хода работы по выполнению принятого решения, контроля за ходом выполнения принятого решения».

     3. С позиции  кибернетики, управление – это  процесс организации такого целенаправленного  воздействия на объект, в результате которого он переходит в требуемое (целевое) состояние .

   4. С позиции правоведения, управление – это государственное  правовое регулирование с помощью  законов /  /.

   5. С позиции политологии  управление – это управление  обществом, страной, государством. Заметим, что слово «политика» означало в древнегреческом языке «искусство управлять гражданами, государством. Родственным ему было слово «полис», означавшее город-государство.

     Существует множество  других позиций, отражающих разнообразие  отношений к управлению. 
     Ф.Тейлор - основатель школы научного управления,определял управление как «искусство знать точно,что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом»/   /. 
      Питер Дракер,которого считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мире,предлагает такое определение:»Управление - это особый вид деятельности,превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу»/  /. 
     По мнению И.М.Слепенковаи Ю.П.Аверина /   /,»социальное управление - есть воздействие на общество и его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной спецификации,совершенствования и развития». 
     По мнению В.Н.Иванова/   /,»Управление - это особый вид профессиональной деятельности,который не сводится только к достижению целей системы, организации,но и представляет собой средство поддержания целостности  любой сложной социальной системы,ее оптимального функционирования и развития».   
      По мнению В.И.Куценко/  /,»управление является процессом осознания и организации решения назревших проблем».Он считает,что к функциям управления должны быть отнесены такие как усмотрение,осознание,осмысление назревшей проблемы,оценка сложившейся проблемной ситуации. 

    В «Социологическом  энциклопедическом словаре»/   / социальное управление определяется как один из основных видов управления,функция которого заключаетсяв обеспечении реализации потребностей развития общества и его подсистем;функция его заключается в формировании критериев и показателей социального развития объекта,выделении возникающих в нем социальных проблем,разработке и применении методов их решения,в достижении планируемых состояний и параметров социальных отношений и процессов». 
       Часто вместо слова «управление» используются в качестве слов-заменителей: регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организовывание, оперирование, упорядочение, контролирование.

    В английском  языке вообще нет общего термина  «управление», а в каждой области  деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством – control (direction); управлять страной – rule; управлять делами – manage; управлять машиной –  operate, run; управлять автомобилем – drive; управлять оркестром – conduct; руководить – govern и т.д. В отличии от менеджмента (management),связанного с с управлением фирмой,социальное управление (social administration,public administration) обычно связывают с управлением социальной системой,под которой понимается «сложноорганизованное упорядоченное целое,включающее отдельных индивидов и социальные общности,объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями»/  /.   
     Понятие «управление» применяется и ко многим другим объектам управления (управление финансами, маркетингом, персоналом, ресурсами, инвестициями, инновациями, качеством, здоровьем, окружающей средой и т.п.).

   Полисемия и расплывчатость  понятия «управление» создает  большие трудности для руководителей  организаций при выборе того  или иного подхода и технологии  управления. В связи с этим они вынуждены руководствоваться собственным опытом и сложившимися в организации традициями управления, которые часто подводят, особенно в переходной период. 
      В предыдущей редакции «Основ»/   / мы дали следующее определение:»Социальное управление - это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанный с выявлением и решением проблем социальной организации,благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей». 
     В данном определении мы хотели отразить тот факт,что управление является неотъемлемым атрибутом любой социальной организации,обеспечивающим ее существование.Это безусловно так.Ни одна социальная организация не может обойтись без управления.Однако,обращение к истории социального управления показывает,что своим появлением оно обязано институту власти,связанного с подчинением людей не только своим интересам.Кроме того,возникнув в рамках социальной организации,управление уже давно стало самостоятельным институтом и используется не только как средство выживания организации,но и для решения сложных социальных проблем,что не нашло отражения в нашемопределении, жестко «привязанном» к социальной организации.Поэтому в данном издании мы будем ориентироваться на более широкое определение:»Социальное управление -  
это сложный вид деятельности,связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам,обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем».   
     При этом под социальными проблемами понимаются ситуации,несовместимые с ценностями большинства (или значительного числа) членов организации,или отклонения от общепринятых социальных норм/  /.Понятие социальной проблемы служит для выражения соответствующей социальной потребности.

    Как видим,в данном  определении нет привязки управления  к социальной организации,что  лучше отражает универсальный  характер управления.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
   Как мы знаем,управление заключается в оказании определенного воздействия на людей,заставляющего их действовать во имя общих интересов.Это воздействие может иметь различный характер.В связи с этим можно говорить о  различных видах управления. 
     Выше уже говорилось о сознательном и бессознательном (неосознаваемом, автоматическом) характере управления.Последний характерен для того периода социальной истории,когда человек был еще недостаточно разумен,чтобы осознавать собственное «я».  
     Воздействие на людей может иметь легитимный и нелигитимный характер,в связи с этим можно говорить о легимимном и нелигитимном управлении.Легитимное управление осуществляется легитимными органами власти,например,президентом, правительством.Нелигитимное управление осуществляется нелигитимной властью, например,неформальным лидером.Нелигитимное управление мы отождествляем с самоуправлением.  
     Социальное управление имеет множественные применения.Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции,получения высокой прибыли,предотвращения или ликвидация социальных конфликтов,повышения уровня жизни людей,снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений,можно условно выделить два основных направления:как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем. 
      Социальное управление предполагает властное воздействие на некоторый социальный объект, называемый объектом управления.При этом границы этого объекта не всегда очевидны.Во многих случаях их определение требует проведения специальных научных исследований.Например,если речь идет об управлении фирмой,то вопросов о  границах объекта управления не возникает,а если же,например,требуется управлять конфликтами или другими социальными процессами,то без предварительного исследования здесь не обойтись. 
     Поэтому можно различать управление в зависимости от ясности границ его объекта управления,а именно,два вида управления:управление социальными объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления.   
     В зависимости от типов социальных сфер,охватываемых управлением,оно подразделяется на политическое,экономическое,военное и др. 
      В зависимости от уровня управления оно подразделяется на государственное, территориальное,муниципальное,управление предприятий (учреждений).      
В зависимости от продолжительности воздействия на социальный объект управление может быть оперативным и стратегическим. 
     В зависимости характера воздействия на социальный объект управление может быть явным и скрытым,прямым и косвенным (опосредованным). 
         Возможны и другие виды социального управления,классификация которых представляет собой самостоятельную задачу.

МЕТОДЫ  УПРАВЛЕНИЯ 
 
     Методы управления - способы и средства непосредственного воздействия на людей и социальные субъекты,входящие в состав объекта управления, заставляющие их действовать или вести себя определенным образом.  
    В отличии от древних времен,когда (например,в рабовладельческих обществах) преобладали методы насильственного (физического) воздействия на людей,в современном обществе подобные методы противоречат правам человека и являются противозаконными. 
     Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические,мотивациии социально-психологические. 
    Административные (директивные) методы основаны на дисциплине,четкой субординации и строгой регламентации деятельности,характерных для формальных организаций.Формами выражения этих методов являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления,которые имеют обязательный характер для  нижестоящих.Методы предполагают четкое опредение прав,обязанностей и ответственности каждого руководителя и подчиненного,которые отражены в их должностных инструкциях.Каждый сотрудник организации несет административную ответственность лишь в рамках своих прямых обязанностей,в случае невыполнения которых к нему могут быть применены меры административного наказания в виде строгого выговора,выговора,замечания,предупреждения. 
     Законодательные методы,в отличии от административных,основаны 
не на директивном,а на законодательном воздействии на людей и социальные субъкты с помощью норм права.При этом если административные методы имеют локальный характер (они распространяются только в пределах конкретного учреждения),то законодательные методы могут распространяться на всю территорию страны. 
     Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов.При этомна каждом уровне управления используются свои средства воздействия.Так,на индивидуальном уровне используются различные системы оплаты труда,премирования,возможности использования общественных фондов и т.п.На уровне подразделений и предприятий используются различные формы хозрасчета,цены на издеия и ресурсы,штрафы,нормы отчислений,нормы образования фондов (зарплаты,материального поощрения),налоги,кредитные ставки и т.п.На государственном уровне используются различные формы регулирования предпринимательской деятельности путем владения контрольным пакетом акций,контроль за размещением и строительством предприятий,контроль за качеством продукции,выдача лицензий,антимонопольный контроль,контроль за ценами,налоги и налоговые льготы,контроль за соблюдением трудового и социального законодательства,финансовая помощь (дотации,инвестиции,государственные капитальные вложения). 
     Методы мотивации действуют на индивидуальном уровне и основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности,побуждающей людей  добиваться высоких результатов в своей работе. 
     Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями,которые,согласно А.Маслоу/   /,делятся на: 
     1.Физиологические потребности,необходимые для выживания.Они включают потребности в еде,воде,жилье,отдыхе и сексуальные потребности. 
     2.Потребности в безопасности,включающие потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том,что физиологические будут удовлетворены в будущем. 
     3.Социальные потребности,т.е. потребности принадлежать к определенной социальной группе,быть полезной для нее,чувствовать взаимность и поддержку. 
     4.Потребности в уважении,включающие уважение личных достижений,компетентности,общественном признании. 
     5.Потребности самовыражения,т.е.потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. 
     Указанные потребности образуют иерархическую структуру,показывающую,что для для удовлетворения потребностей более высокого уровня (например,потребности в уважении) необходимо сначала удовлетворить потребности более низких уровней (физиологические,потребности в безопасности,социальные). 
     Если руководитель знает потребности своих подчиненных,то используя иерархию потребностей,он может мотивировать их строго индивидуально,ориентируясь на их потребности более высокого уровня. 
     Социально-психологические методы основаны на моральном воздействии коллектива на своих членов.Каждый человек испытывает на себе воздействие не только со стороны своего начальства и офицальных законов,но также со стороны неформальных лидеров,друзей и врагов,неформальных законов,незримо действующих в любых коллективах.Методы направлены формирование новых духовных ценностей или укрепление старых.Они включают меры воспитания,средства морального поощрения и взыскания,учет психологических особенностей характера и индивидуальных потребностей человека.Руководители должны  не только хорошо знать индивидуальные потребности своих подчиненных,мотивируя их соответствующим образом,но и уметь формировать и искуссно поддерживать в них соответствующий образ организации с ее целями и задачами,с которыми коллектив организации должен успешно справиться.  

Информация о работе Социология управления