Причины возникновения девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

В виду этого, данной работе была поставлена цель: проанализировать социальные причины возникновения девиантного поведения
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение девиантного поведения и указать различные формы его проявления.
Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы.
Рассмотреть меры по профилактике девиантного поведения
Проанализировать собранные данные

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………2
Глава 1. Девиантное поведение, как феномен общественной жизни………….…..3
1.1.Понятие, формы и виды девиантного поведения…….………………………...3
1.2.Подходы к изучению девиантного поведения…………………………………..9
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………….14
2.1. Социальные условия возникновения девиантного поведения………………..14
2.2.Причины девиантного поведения у подростков………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

    7) Попытки родителей оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводит к формированию у детей таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность и неподготовленность к жизни. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности ведет к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным выходом из трудных ситуаций.

    Общие причины правонарушений:

    1) Экономическое неблагополучие, отсутствие  жилья, безработица.

    2) Расовые, национальные предрассудки, дискриминация национальных меньшинств.

    3) Нарушение психики. 6

    К сожалению, мы являемся свидетелями  широкой рекламы форм девиантного  поведения: пропаганды алкогольной, табачной продукции, секса, садизма, проституции, злобы и в целом антисоциального  поведения людей. Естественно, не всегда под этим натиском можно устоять и взрослому человеку, не говоря уже о детях и подростках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Причины  девиантного поведения  у подростков

    Остановимся отдельно на  причинах девиации подростков, т.к. юношеский возраст вообще и  ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

    Девиантность  обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.

    Подростковое  девиантное поведение в подавляющем  большинстве имеет чисто социальные причины - недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% девиантных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту девиантности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.7

    Девиантность  далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.

    Появление социально неодобряемых форм поведения  говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они  почти всегда характеризуются плохими  отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

    Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

    Наоборот, плохо социализированный, агрессивный  ребёнок находится в очень  плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот  основные черты его характера.

    Все формы отклоняющего поведения закономерно  приводят к нарушению законодательных  норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной  жестокостью, всегда подозрителен как  возможная психическая аномалия.

    Девиантные  формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.

    Многие  причины, порождающие нарушение  норм поведения подростков, удаётся  выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства.

    В полной мере к этой категории могут  быть отнесены факторы  психолого-педагогического  характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения  мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально-психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии.

    Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков зависит  от правильности и полноты определения  факторов, порождающих и обуславливающих  девиации.

      Отечественные психологи и многие современные зарубежные учёные отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются.

    Претерпевая качественныё изменения, действуют  они не прямо, а через специальные  факторы.

    Формирование  преступных тенденций большинством авторов принято рассматривать  как процесс взаимодействия биологических  и социальных причин. Социальное влияние (внутрисемейные конфликты, воздействие примера подростковых групп, информационный климат, преобладание определённых ценностей в обществе и т.д.) выступает в качестве патогенного внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки, а болезненным психическим аномалиям отводится роль либо катализатора антиобщественных и антинравственных идей, либо фактора снижения компенсаторных возможностей личности в её противостоянии чуждому влиянию.8

    Основные  причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью.

    Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности психики подростка.

    Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их воспитательным воздействиям взрослых, возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет.

    Подростковый  возраст многие психологи считают  критическим на всём протяжении. Психические  нарушения имеют определённыё этапы  развития, проходя через которые  они достигают наибольшей степени  выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

    Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой.

    Ускорение биологических и психологических  процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении  возникают как бы внезапно. Так  у вполне благополучного подростка  неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию.

    Период  взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических  проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать искажения отношений подростка с действительностью. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира.

    Многие  агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса.

    Особо следует назвать те осложнения подросткового  возраста, которые влекут за собой  бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечнососудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком. В другом случае неравномерность развития сердечнососудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям. И, пожалуй, самое заметное на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого – эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими.

    Повышенная  конфликтность, особенно в отношении со взрослыми, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и теле, что меняется вся система отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родителям, учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки. Активный процесс усвоения навыков социального поведения продолжается.

    Кризисность подросткового возраста с более  или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

    Такие проявления в этом возрасте отнюдь не случайны. Они обусловлены тем, что в подростковом возрасте закладываются  самосознание, самооценка.

    Потребность в общении и самоутверждении  подростка должна быть реализована в благоприятной среде. Если это по каким-то причинам не происходит, самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курени, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным, криминализующим фактором.

    Подростковые  реакции группирования тесно  связаны с кризисными процессами самосознания. Антисоциальные компании (социально отрицательные) связаны  с развлечением и общением, но в  основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу. Истоки групповой преступности лежат в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности выражается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и её лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев.

    Повинуясь законам группы, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой.

    Аморфная  нравственность подростка делает его  зависимым в своих суждениях  от мнения других. Компенсация несамостоятельности  при этом достигается путём крайней преданности общности «мы» и критического, нигилистического отношения ко всем, кто входит в «они». У «трудных» подростков сильно развит «рефлекс подражания», который побуждает их не критически перенимать формы поведения у более запущенных подростков. Этим объясняется возрастание степени трудновоспитуемости, независимо от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося поведения вплоть до делинквентности (правонарушения).9

Информация о работе Причины возникновения девиантного поведения