Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
В виду этого, данной работе была поставлена цель: проанализировать социальные причины возникновения девиантного поведения
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение девиантного поведения и указать различные формы его проявления.
Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы.
Рассмотреть меры по профилактике девиантного поведения
Проанализировать собранные данные
Введение……………………………………………………………………………………2
Глава 1. Девиантное поведение, как феномен общественной жизни………….…..3
1.1.Понятие, формы и виды девиантного поведения…….………………………...3
1.2.Подходы к изучению девиантного поведения…………………………………..9
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………….14
2.1. Социальные условия возникновения девиантного поведения………………..14
2.2.Причины девиантного поведения у подростков………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………
Также нельзя забывать, что существуют смешанные причины девиантного поведения, то есть совокупность этих причин. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его реакция может выразиться с отклоняющемся поведении. Казалось бы, на лицо чисто биологический фактор, но если хорошо подумать, то психологический и социальный тут тоже играют немалую роль.
Один
человек может иметь отклонения
в социальном поведении, другой – в
структуре своей психики, третий – одновременно
и в том, и в другом. Отклонения можно наблюдать
как на примере отдельной личности, так
и на примере группы. Ученые создали множество
теорий по поводу причин девиантного поведения,
но одной правильной теории выделить нельзя,
потому что каждая из них верна и имеет
право на существование.
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения.
2.1. Социальные условия возникновения девиантного поведения.
Как мы уже говорили, социологи пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Одни считают, что люди предрасположены к определенным стилям поведения по своей биологической природе и что «криминальный тип» является результатом агрессивности и деградации. Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела человека. Третьи – с умственными дефектами.
Но самой аргументированной и объективной причиной является нарушение хода социализации личности. Когда ребенок воспитывается в благополучной семье, у него формируется социальный интерес, уверенность в себе, восприятие норм окружающей культуры как справедливых. Когда же ребенка окружает непонимание, несправедливое к нему отношение, постоянные конфликты между родителями, тогда у него формируется негативное отношение к другим людям, отсутствие ориентации на будущее, беспокойство и тревога, отклоняющееся поведение. Однако бывают случаи негативного поведения подростков из вполне благополучных семей, ведь на социализацию ребенка влияет не только семья, но и круг общения, ситуация в стране и многие другие факторы. В таких случаях возникают противоречия между нормами и ценностями. То, что детям говорят в семье кажется неправдой, следовательно, обостряется конфликт отцов и детей, что опять же приводит к возникновению отклоняющегося поведения.
Из
за существования в жизни
Применительно к современным условиям России особенно учитывать чрезмерную коммерциализацию, культ силы и достижение успеха любой ценой, безудержную рекламу, доступность алкогольных напитков и наркотических средств, переориентацию жизненных ценностей значительной части населения, развитие бизнеса развлечений, печатной кино- и видеопродукции, пропагандирующей порнографию, насилие и жестокость; непринятие действенных мер по предупреждению и профилактики различных видов девиантного поведения населения, в том числе детей и подростков, что особенно опасно.
Все
это и есть доказательство того,
что нарушение социализации выступает
главной первопричиной
Типы поведения, которые выступают способами социализации или ее угасания:
1) Конформность - поведение, соответствующее культурным целям и средствам их достижения.
2) Инновация - согласие человека с культурными целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Например, можно поддерживать цель достижения богатства, но представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами, как занятие престижной деятельностью, экономический успех, образование; отсюда возникает предрасположенность к незаконным способам достижения цели: воровству, шантажу, торговле наркотиками;
3) Ритуализм - отрицание целей, но принятии социально одобряемых средств их достижения.
4) Ретретизм - отрицание целей и средств их достижения. Больше всего он характерен для бродяг, наркоманов, пьяниц, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на человеческое достоинство.
5) Бунт – мало того, что отрицание целей и средств их достижения, так еще и формирование новых собственных.
Конкретные причины девиантного поведения весьма многочисленны. Некоторые исследователи называют более 22 таких факторов.
Общие причины отклоняющегося поведения:
1) Уровень развития общества (нормальное, кризисное).
2) Окружающая человека среда (семья, школа, улица).
3) Наследственность (психическая, физическая, социальная, социокультурная).
4) Обучение и воспитание, включая самовоспитание, социальную активность человека.
5)
Деятельность социальных
Общие причины наркомании связаны:
1)
С особенностями характера
2)
Психическими и физическими
3)
Негативным социально-
Классификация причин наркомании
1) Биологические:
а) Степень изначальной толерантности к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга.
б) Природа наркотического вещества, а также способ его введения.
в) Потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилием половой потенции, хроническим переутомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков».
2) Психологические:
а) Привлекательность на психологическом уровне возникающих ощущений и переживаний.
б) Стремление к самоутверждению.
в) Отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов.
г) Расстройства психики неограниченной природы, такие как стресс, период полового созревания, разочарование, крушение жизненных планов, страх, тревога.
д) Особенности личностной акцентуации.
3) Социально-педагогические:
а) Семейное воспитание.
б) Адаптация в школьном, студенческом, трудовом коллективе.
4) Социальные:
а) Мода.
б) Влияние референтной группы.
в) Неорганизованность досуга.
5) Социально-культурные:
а) Влияние культуры, в частности субкультуры, на подростка.
б) Замалчивание истинного состояния проблемы наркотизации молодежи.
в) Доступность наркотиков.
г) Развал идеологических и общественных институтов.
Общие причины проституции:
1) Социально-экономические.
2) Морально-этические.
3) Физиологические (высокие потребности женщин, обладающих сильным либидо).
4) Асоциальная окружающая среда (сутенеры, содержатели «малин» и прочие уголовные элементы).
5) Дефекты половой социализации в семье.
6) Инерция раннего социального опыта.
Три теории возникновения проституции:
1) Генетическая - наследственные факторы.
2) Психологическая - зависимость; трудности в отношениях со сверстниками; отсутствие стремления к повышению образования, карьерному росту.
3) Мотивационно-потребностная - удовлетворение потребности в деньгах и реализации сексуальных желаний.
4) Психодинамическая - стремлением подавить негативные переживания, часто возникшие еще в раннем детстве в результате искаженного семейного воспитания.
5) Социальная - социально-экономическая обстановка в стране.
Причины проституции, связанные с семьей:
а) Неблагополучие семьи.
б) Отсутствие семьи.
в) Приобщение к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам, насилие в семье.
г) Сексуальные притязания в детском возрасте со стороны взрослых членов семьи.
д) Желание стать материально независимым от семьи.
е) Сексуальная активность человека, лишенного материальной и семейной поддержки.
ж) Недостаточная информированность в подростковом возрасте о половых отношениях.
з) Бесконтрольность и безразличие образовательных учреждений и органов местной администрации к внешкольным занятиям детей, подростков и молодежи.
Общие причины самоубийств:
1) Психические отклонения.
2) Душевные болезни.
3) Бедность.
4) Денежные потери.
5) Потеря места работы.
6) Семейные неприятности.
7) Стыд или страх наказания.
8) Несчастная любовь.
Общие причины агрессии и насилия:
1) Социальное неравенство.
2) Материальное неблагополучие.
3) Нарушения психики.
4) Морально-этическая деградация и падение нравов.
5) Способ самоутверждения.
Причины жестокого обращения мужчин с женщинами:
1)
Мальчики воспитываются так,
2)
Эта оценка усиливается
3)
Стереотипы социальных норма
патриархального общества, утверждающие,
что мужчины являются
4)
Превосходство в физической
Общие причины пьянства и алкоголизма:
1) Малообеспеченность, низкий уровень жизни.
2) Обычай употреблять алкоголь в определенном обществе, среде, у отдельных социально-этнических общностей.
3) Влияние телевидения и кино, доступность алкогольных напитков.
4) Душевные потрясения и неприятности на работе; воздействие окружающей среды.
5) Усиленные притязания подростков на взрослость. Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством раскрепощения, самоутверждения, решения проблем.
6) Пример сверстников. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из благополучных семей, приводит детей к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом времяпрепровождения является выпивка.
Информация о работе Причины возникновения девиантного поведения