Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
В виду этого, данной работе была поставлена цель: проанализировать социальные причины возникновения девиантного поведения
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение девиантного поведения и указать различные формы его проявления.
Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы.
Рассмотреть меры по профилактике девиантного поведения
Проанализировать собранные данные
Введение……………………………………………………………………………………2
Глава 1. Девиантное поведение, как феномен общественной жизни………….…..3
1.1.Понятие, формы и виды девиантного поведения…….………………………...3
1.2.Подходы к изучению девиантного поведения…………………………………..9
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………….14
2.1. Социальные условия возникновения девиантного поведения………………..14
2.2.Причины девиантного поведения у подростков………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………
С анатомо-физиологическими превращениями организма у подростка можно наблюдать усиление интереса к теме «сексуальной нормы». При этом результаты «примеривания» к эталонам взрослого полового поведения оказывается преимущественно не в его пользу, что вызывает либо различные проявления сексуальной агрессии, либо тревожность. Искажённое развитие сексуального интереса, ориентация на различного рода образцы половых отношений приводят отдельных подростков к половым извращениям аморальным поступкам, индивидуальным и групповым правонарушениям.
Подростки, как правило, избегают в общении со взрослыми обсуждения биопсихологических аспектов взаимоотношении мужчины и женщины, скрывают свою осведомлённость или, наоборот, проявляют беззастенчивость, открытый цинизм, когда хотят шокировать окружающих, доказать свою взрослость. Быстро и легко подростки овладевают «запрещёнными» приемами психологической защиты от нападения, которые встречаются в арсенале взрослого человека: вытеснение неприятных представлений о последствиях своего поступка, хитрость, обман, конформное подчинение требованию, демонстрация физической силы, агрессивность, грубость, угроза, шантаж.
Отдельную
группу составляют факторы трудновоспитуемости,
связанные с отрицательным
Однако, нередки случаи, когда искажённую нравственную атмосферу, вокруг ребёнка создают любящие его и желающие ему всякого добра. Большой вред своими действиями, наносят родители, которые пытаются упредить все его желания, навязать свои представления о мире, критерии образа жизни среди людей. Искусственное затягивание детства таит в себе опасные последствия. У молодых людей, которые не принимают серьёзного участия в общественной деятельности, не вырабатывается чувство ответственности, присущее взрослому человеку. Их активность может направляться по антиобщественным каналам, выливаясь в пьянство, хулиганство, всевозможные формы преступности.
Особое место среди неблагоприятных индивидных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитие, олигофрения, врождённые черепно-мозговые травмы. В отдельных случаях в роли предпосылок могут выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера.10
Таким образом, подростковый возраст – трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков. Антисоциальное поведение взаимообусловлено влиянием факторов в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».
Причины,
приводящие к психологическим
Заключение.
Исходя
из проблемы данной работы, мы рассмотрели
множественные причины
Определение причин отклоняющегося поведения тесно связано с пониманием структуры и самой природы этого явления.
Социальная практика
В той или иной форме девиации в качестве главной может выступать каждая из этих причин или их сочетание.
Можно
выстроить следующую
1) Биологические причины.
2) Психологические причины.
3) Социальные причины.
4) Синтез всех трех причин.
Таким образом, существуют различные концепции в объяснении причин девиации.
Можно выделить общие, рассматривающие в качестве причин отклоняющегося поведения все те факторы, которые действуют одинаковым образом на всех членов общества. Но есть и специальные, пытающиеся учесть специфику личности, включая ее биологические, психические, социокультурные стороны.
Думается, что нельзя отбрасывать ни одну из них, поскольку поведение имеет сложный индивидуальный характер, а характер девиации всегда носит сугубо конкретную форму. Нет какого-то общего шаблона, применяя который можно было бы одинаково объяснить, например, причины возникновения наркомании и, одновременно, совершаемых преступлений.
При разработке мер профилактики нельзя ограничиваться только теоретическими подходами в объяснении причин девиации. Существует еще большой практический опыт работы с девиантами, который накапливается в деятельности различных социальных организаций, служб и учреждений. За многими асоциальными поступками, стоят и «трудности возраста», и трудности государства в решении социальных проблем. Преодоление этих «трудностей» на практике происходит в условиях социально-экономической нестабильности, неопределенности нравственно-правовых основ, социокультурного кризиса российского общества. Следовательно, и при раскрытии причин девиации нужно учитывать действие тех исторических условий, в которых сейчас находится Россия.
Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых, - от того, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности.
Для того чтобы отрицательная девиация не получала широкого распространения, необходимо:
1) Расширять доступ к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице.
2) Соблюдать социальное равенство перед законом.
3) Постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его в соответствие с новыми социальными реалиями.
4) Стремиться к адекватности преступления и наказания.
Все это в совокупности позволит снизить социальное напряжение в обществе, уменьшить его криминализацию. Только при выполнении вышеперечисленных требований общество имеет право называться правовым и демократичным.
Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые. Можно выделить следующие зависимости:
1) Чем более высокий уровень социальных норм нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека.
2) Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля, например, социальное вознаграждение или порицание, убеждение.
3) Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.
4) Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.
5) Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.
В такой деятельности, как смягчение и предотвращение девиантного поведения, необходимы более эффективные технологии, например следующие:
1) Необходимость работы с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми.
2)
Повышение активности
3) Наступательный, опережающий характер работы – не лечить, а предотвращать.
4) Усиление контроля над детьми и подростками, не посещающими школу; недопущение незаконного исключения детей из общеобразовательных учреждений.
5)
Дополнительная оплата труда
специалистов, работающих с лицами
и группами девиантного
6)
Развитие социального
7) Организация в целом здорового досуга населения.
8)
Введение цензуры, защищающей
всех людей от пропаганды
Подчеркнем
еще раз, девиантное поведение –
естественная реакция человека на возникающее
в обществе противоречие между
социальной целью и социальными
нормами ее достижения. Созидательные
девиации выполняют важнейшие позитивные
социальные функции. Они необходимы,
чтобы общество было гибким и готовым
к переменам. Девиантное и нормативное
поведение – две равноценные составляющие
социально-ролевого поведения.
Для нормального протекания социогенеза
девиантное поведение человека имеет
не меньшее значение, чем его
нормативное поведение.
Список использованной литературы:
Берковиц Л., Агрессия: причины, следствия, контроль. – М., 2002.
Крэйхи Б., Социальная психология агрессии. – П., 2003.
Рогова Е.И., Классическая социальная психология. – М., 2008.
Смелзер Н.Дж., Социология. – М., 1992.
Шнейдер Л.Б., Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2005.
Гилинский Я.И., Отклоняющееся поведение как социальное явления. -1971.
Ислентьева В.Н., Теоретические концепции в изучении причин подростковой девиации. – К., 2008.
Квасников А.В., Профилактика зависимого
и отклоняющегося поведения,
как элемент воспитательной работы в ВУЗе.
– СПб., 1999
Сыромятников И.В., Психология девиантного поведения, - М., 2000
Информация о работе Причины возникновения девиантного поведения