Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
В виду этого, данной работе была поставлена цель: проанализировать социальные причины возникновения девиантного поведения
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Дать определение девиантного поведения и указать различные формы его проявления.
Понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы.
Рассмотреть меры по профилактике девиантного поведения
Проанализировать собранные данные
Введение……………………………………………………………………………………2
Глава 1. Девиантное поведение, как феномен общественной жизни………….…..3
1.1.Понятие, формы и виды девиантного поведения…….………………………...3
1.2.Подходы к изучению девиантного поведения…………………………………..9
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………….14
2.1. Социальные условия возникновения девиантного поведения………………..14
2.2.Причины девиантного поведения у подростков………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Девиантное поведение, как феномен общественной жизни………….…..3
1.1.Понятие, формы и виды девиантного поведения…….………………………...3
1.2.Подходы к изучению девиантного поведения…………………………………..9
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………….14
2.1.
Социальные условия
2.2.Причины
девиантного поведения у
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………………..
Введение
Актуальность темы : коренные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночной экономике, падение уровня жизни многих россиян, безработица, разделение общества на «богатых» и «бедных», ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей, привели к значительному увеличению лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением. Исследование данной проблемы в сегодняшних условиях – необходимая часть, как в социологической, так и в психологической отраслях.
Объект исследования: девиантное поведение
Предмет исследования: причины возникновения девиантного поведения
Проблема исследования: Основные причины девиантного поведения, определяются в настоящее время социальными факторами. В последнее время одним из доминирующих факторов девиантного поведения является системный кризис государства, экономики, общества в целом. Свое выражение он получил в виде достаточно высокого уровня социальной напряженности из-за невозможности отдельных слоев населения адаптироваться к низкому уровню жизни и социальным изменениям. Все это сопровождается криминализацией социальных институтов, отношений и общностей. Профилактика отклоняющегося поведения предполагает качественно иной уровень восприятия данной проблемы со стороны государственных органов власти и обеспечение системного подхода к осуществлению мер борьбы с этими негативными социальными явлениями. Для социальных работников ведущих неравную борьбу с указанными проблемами, необходимо до конца понимать первопричины возникновения девиации в обществе для их смягчения, профилактики и дальнейшего устранения.
В виду этого, данной работе была поставлена цель: проанализировать социальные причины возникновения девиантного поведения
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Девиантное поведение как феномен общественной жизни.
1.1. Понятие, формы и виды девиантного поведения.
В любом обществе существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение от норм столь же естественно, как и следование им. Во все времена человечество боролось со всеми формами и видами отклоняющегося поведения, потому что резкие отклонения от нормы, как в положительную, так и в отрицательную сторону, грозили нарушением стабильности общества, а стабильность всегда ценится прежде всего.
Для того, чтобы выяснить причины девиантного поведения, нужно как минимум выяснить что же вообще такое девиантное поведение. Есть два разных определения:
1)
Поступок, действия человека, не
соответствующие официально
2) Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих социально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. В этом значении девиантное поведение предмет социологии, социальной психологии.2
Отклоняющееся поведение выражается конкретно в пьянстве, алкоголизме, наркомании, токсикомании, проституции, насилии, преступности, самоубийстве, социальном паразитизме, бюрократизме, отклонениях в сфере морали.
Девиантное
поведение приобрело в
Отклоняющееся поведение имеет свои этапы постепенного развития, которые сам индивид не замечает, но всегда заметит психолог, наблюдающий за ним. Зная последовательность этих этапов, можно предотвратить каждый из них. Девиация начинается с невозможности реализовать поставленную цель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, направленная на других или на самого себя. Если человек долго не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, которая возникает в результате столкновения желаний человека и печальной действительности. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями. В данной ситуации выделяется несколько этапов: становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтное развитие. Если в ходе разрешения конфликта цели достигаются, то девиация прекращается. Если нет, то она продолжается в формах преступности и противоправных действий.
Первый вопрос, на который стоит ответить, исследуя девиантное поведение, это вопрос о понятии «норма». Ведь если мы не знаем что такое норма, мы никогда не узнаем что такое отклонение от нее. По определению социальная норма – это необходимый и устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.3 Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. Социальная норма находит свое воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Самые большие проблемы, связанные с нормами возникают в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы другие, исчезло прежнее мировоззрение и не появилось новое.
Изучая отклонения в поведении, важно помнить, что они бывают как позитивные, так и негативные, а соответственно имеют разные значения для общества. Позитивные – это социальное творчество, самопожертвование, сверхтрудолюбие, высочайшая преданность, выдающееся научное открытие, изобретение. Такие девиации развивают людей, помогают преодолевать консервативные стандарты поведения. Человек, имеющий в обществе статус лидера, избранника народа, героя, гения – это пример позитивного отклонения, одобряемой девиации. При этом акценты социальной поддержки всегда меняются. Если, например, появляется потребность в защите страны, то на первое место выходят военные полководцы, в другое время - политические лидеры, деятели культуры или ученые.
Но надо отметить, что нормы и девиации исторически изменяются и зависят от сложившихся в данный момент и в данном обществе социальных норм. Отклонение в других исторических условиях или в другой стране могут стать нормой, например при смене общественного строя. В 1919 году в США было запрещено потребление алкоголя, а в 1933 были открыты бары. В России в 1933 году были запрещены аборты, а в 1955 вновь разрешены. Кровосмешение в большинстве стран запрещено, но в некоторых разрешено. В большинстве стран сейчас существуют моногамные браки, а в некоторых полигамные. Странствующий монах в одной стране считается святым, а в другом просто бездельником.
Человека, который следует девиантному поведению, называют девиантом. Но есть еще такое понятие, как асоциальная личность, это безответственный человек, который не чувствует ни в чем свою вину, обвиняет во всем других людей, делает все назло и чтобы причинить вред, конфликтует с окружающими, проявляет нетерпимость и не извлекает уроков из своих ошибок. Его поведение говорит о недостаточной социализации личности. Такие люди отчуждаются от семьи, учебного заведения, общественных организаций и переходят в так называемые группы риска или асоциальные группы.
Отклоняющееся
поведение имеет множество
1) По типу нарушений нормы (право, мораль, этикет).
2) По цели и мотиву (корыстные, агрессивные).
3) По субъекту (индивиды, группы, социальные организации).
4) По возрасту (дети, люди в зрелом возрасте, пожилые).
Наша конечная цель – изучить причины девиантного поведения. Но невозможно назвать всего несколько причин для такого большого количества типов отклоняющегося поведения, ведь для каждого вида и для каждой формы они свои. Поэтому для начала охарактеризуем кратко виды и формы девиантного поведения. Итак, виды:
1) Насилие – применение субъектом различных форм принуждения в отношении других субъектов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей. Насилие является одной из форм агрессии – поведение, цель которого заключается в нанесении ущерба, вреда, в стремлении унизить, уничтожить, принудить кого-либо к каким-либо действиям. Готовность субъекта к агрессивному поведению называется агрессивностью.
Виды агрессии (классификация номер 1):
а) Реактивная - гнев, ненависть, враждебность.
б) Инструментальная - целенаправленная и заранее спланированная.
Виды агрессии (классификация номер 2):
а) Физическое насилие - нанесение физических повреждений.
б) Психическом насилии - психическое воздействие, приводящее к срывам и другим негативным последствиям.
в) Сексуальном насилии - вовлечение в сексуальные действия.
Виды агрессии (классификация номер 3):
а) Садизм - насилие, направленное на кого-то, стремление к жестокости, наслаждение чужими страданиями.
б) Мазохизм - насилие, направленное на себя, самобичевание, причинение себе страданий.
2) Наркомания – психическое, а иногда и физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемым приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием.
3) Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, то есть употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники.
4) Пьянство – неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающемся социально-нравственной деградацией личности. Алкогольная зависимость развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.
Виды алкоголизма:
а) Бытовой - человек еще способен контролировать количество спиртного.
б) Хронический -человек не может не употреблять алкоголь.
5) Проституция – практика половых отношений вне брака, осуществляемых за вознаграждение в той или иной форме, которое служит основным, либо существенным дополнительным источником средств для избранного образа жизни.
Информация о работе Причины возникновения девиантного поведения