ППрограмма развития образовательного учреждения на 2011 – 2016 гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:34, дипломная работа

Краткое описание

Развитие школы в русле культуротворческой парадигмы осуществляется при следующих условиях:
1. Совершенствования профессионального мастерства учителя, становление учителя творческого типа;
2. Использования педагогических технологий, построенных на принципах интеграции, инкультурации (погружение в пространство культуры) и диалога (субъект – субъектные отношения).
3. Наполнения содержания образования культурологической компонентой, «пропитывающей» все учебные предметы ценностными смыслами.
4. Выстраивания образовательного процесса в русле проектной деятельности на основе компетентностного подхода.
5. Выстраивания системы дополнительных образовательных программ, осуществляющих процесс социализации и воспитания обучающихся.

Оглавление

1. Введение
Информационная справка о школе
2. Этапы становления (историческая справка)
3. Паспорт Программы развития
4. Аналитическое и прогностическое обоснование программы
4.1. Анализ внешней среды
4.2. Анализ внутренней среды
4.3. Ключевые проблемы школы и способы их решения
5. Концептуальные основания развития образовательного пространства
6. Основные направления программы развития
6.1Экспериментальная деятельность по теме: «Культуротворческая среда образовательного учреждения как фактор, обеспечивающий социализацию обучающихся в рамках новой образовательной инициативы»
6.2 Совершенствование системы работы с одаренными детьми
6.3 Организация здоровьесберегающей среды
6.4 Информатизация образовательного процесса
6.5 Организация работы музея - центра духовно – нравственного воспитания учащихся.
7. Управление реализацией программы
8. Ожидаемые результаты реализации программы
9. Критерии эффективности реализации программы
10. Финансовый план реализации программы развития в объеме запрашиваемого финансирования

Файлы: 1 файл

Программа развития образовательного учреждения на 2011 2016 гг.doc

— 884.50 Кб (Скачать)

 

Создание условий для  сохранения здоровья обучающихся

Одним из направлений работы школы является создание «здорового» школьного пространства. В школе созданы санитарно-гигиенические условия, способствующие укреплению здоровья учеников: соблюдается тепловой режим, поддерживается чистота, соблюдаются нормы освещения в классе, организовано горячее питание, благоустраиваются учебные кабинеты, расписание уроков и продолжительность перемен соответствуют требованиям СанПиНа. Педагоги ведут работу по внедрению здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий на уроках.

На основании Договора о сотрудничестве с центральной районной больницей  ежегодно учащиеся школы проходят плановое обследование с целью выявления, предупреждения и лечения заболеваний.

Сводная таблица результатов  медицинского осмотра

 

Учебный год

Количество здоровых детей

в %

Количество больных  детей

в  %

Группы здоровья и  количество детей в них

I

II

III

2005 -2006

(113 учащихся)

58

51

34

30

27

49

11

2006 -2007

(98 учащихся)

47

48

53

54

29

54

9

2007 – 2008

(105 учащихся)

70

66

35

33

44

45

10

2008 – 2009

(117 учащихся)

66

56

51

44

35

67

8

2009 – 2010

(119 учащихся)

93

79

26

21

31

65

23 (1-Vгр;1-IVгр)


 

В 2010-2011 учебном году выявлены следующие типы заболеваний

Тип заболеваний

Кол-во заболеваний

 

Острые   заболевания

 

Простудные

91

Инфекционные

-

Хирургические

20

Кожные

3

Хронические  заболевания

 

Органы пищеварения

7

Органы дыхания

5

Сердечно-сосудистая  система

14

Нервная система

4

Органы зрения

10(снижение зрения)

1-заболевание зрения

Дефицит массы тела

5

Нуждаются в полноценном питании

5

Нарушение опорно –двигательного аппарата :

Плоскостопие

Осанка 

 

 

13

7

Число инвалидов

2


 

Ведется целенаправленная работа по оздоровлению детей через санаторно  – курортное лечение(Барнаул, Белокуриха, Сочи, Анапа, Чемал), оздоровительные  лагеря (ДОЛ «Ромашка», «Лебедь», «Беловодье», «Кур-Кечу», «Кулада» и др)

 

                                                                                     

4.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ  ШКОЛЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Ежегодно школой проводится изучение образовательно- воспитательных потребностей участников образовательного процесса. Данные исследований показали, что:

Родители (законные представители) обучающихся хотят, чтобы:

  • ребенок имел возможность получить качественное образование;
  • школа обеспечивала качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
  • школа обеспечивала досуговую занятость детей, в которой были бы созданы условия для удовлетворения интересов и развития их разнообразных способностей;
  • уделялось большое внимание вопросу сохранения и укрепления здоровья детей.

Обучающиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться;
  • имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации.

Педагоги ожидают:

  • создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности

 

 

Из анализа  потребностей участников образовательного процесса и возможности решения задач, поставленных Президентом России М.Д. Медведевым в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», вытекают следующие проблемы, требующие решения

 

Проблема

Способы решения проблемы

Система управления

Недостаточное использование  механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей общественности к участию в финансово–хозяйственной деятельности школы.

Высокий процент семей, для которых  вопросы воспитания и образования детей не являются приоритетными.

 Создание условий для взаимодействия школы с семьей через единое информационное пространство (школьный сайт, сайт dnevnik. ru).

Ежегодный публичный  отчет о деятельности школы перед жителями сельского поселения.

Реализация проекта  «Семья и школа - социальные партнеры».

Недостаток  молодых кадров и мотивов совершенствования  уровня профессиональной  компетентности работающих педагогов.

Изменение формы морального и материального стимулирования лучших учителей.

Создание культуротворческой среды в коллективе, способствующей росту мотивации к профессиональному самосовершенствованию.

Резкое увеличение количества справок, анализов, отчетов в связи с необходимостью проведения мониторинга всех направлений учебно – воспитательного процесса.

Низкий уровень владения педагогами компьютерной грамотностью

Расширение использования  электронных носителей в управлении школой; перевод всего архива школы и учёта информации в электронную форму.

Повышение информационной культуры и профессиональной ИКТ- компетентности педагогов и 100%-ное овладение ими ведения электронного документооборота.

 

Научно-методическая работа

Проблема

Способы решения проблемы

 Настоящее время учителю приходится работать в состоянии неопределенности. Быстрая смена образовательных парадигм, и, как следствие, фрагментарная осведомленность части   учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик.

Создание  такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности:

  1. Организация научно-методических семинаров в рамках экспериментальной деятельности.
  2. Организация системной работы методической службы школы. 
  3. Повышение компетентности педагогов в               процессе их включения в инновационную работу:
  • Разработка и апробирование экспериментальных интегрированных программ;
  • активное использование мультимедийных программ и методов для организации эффективной работы на уроках;
  • освоение системно – деятельностным и проектным методами обучения;
  • участие в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня. 

Постоянно меняющееся программное обеспечение и появление новой компьютерной техники приводит к тому, что уровень владения учителями ИКТ отстает от современных требований к учителю.

1.Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.

2.Проведение семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских учителями, владеющими ИКТ, для коллег.

Новые требования к подготовке обучающихся приводят к необходимости постоянного обновления дидактических материалов (направленных на подготовку к ЕГЭ, к экзамену в 9 классе в новой форме, материалов, предполагающих компетентностный подход в обучении и т.д.)

1.Оптимизация системы дидактического обеспечения образовательного процесса (создание в методических объединениях дидактических и методических банков).

Вариативность учебного процесса с одной стороны  и отсутствие типовых учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов с другой, приводят к необходимости модификации имеющихся типовых или разработке собственных экспериментальных образовательных программ.

1. Оптимизация системы (создание банка) программ факультативов и элективных курсов, а также нетиповых учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов.

2. Выстраивание интегрированного учебного плана школы, реализующего синхронический и диахронический принципы интеграции, а также интегрирование в учебный процесс программ дополнительного образования с целью выстраивания единой картины мира в сознании учащихся, а также формирования у учащихся культуротворческих навыков и способов деятельности.

Учебная деятельность

Проблема

Способы решения проблемы

Снижение мотивации обучения.

1.Разработка новых интегрированных учебных программ и курсов, содержащих материал практической направленности.

2.Организация 30% учебного процесса вне школы (Школа на природе).

3.Вовлечение в организацию учебного процесса педагогов дополнительного образования, родителей

Информационный  взрыв: объем    потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков. Жесткие рамки формальной системы образования размываются; появляются новые «несистемные» образовательные институты; научные лаборатории; электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-производителей и дистрибьюторов; частные консультанты и репетиторы ит.д.

1. Разработка и внедрение программы по информатизации школы

2.Внедрение современных методов,  приемов, элементов педагогических технологий, повышающих эффективность образования в условиях информационного взрыва:

- информационно-коммуникационных  технологий,

-проблемного обучения,

- метода проектов,

- технологии развития критического мышления,

- системно- деятельностного подхода.

3.Совершенствование форм и методов учебной исследовательской деятельности. Функционирование НОУ школьников

4.Разработка и внедрение программы «Одаренные дети»

Противоречие  между потребностью родителей и обучающихся в образовании повышенного уровня, желанием значительной части школьников продолжить обучение в вузах  и чрезмерной перегруженностью школьников, трудностями в усвоении программы средней школы частью обучающихся.

  1. Удовлетворение образовательных потребностей школьников, реализация индивидуальных учебных планов на старшей ступени образования.
  2. Внедрение личностно - ориентированного подхода к обучению.

Слабая практико-ориентированная  направленность знаний.

1.Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками.

Воспитательная работа

проблемы

Причины и факторы, способствующие её появлению

Способы решения проблемы

Увеличение количества детей раннего возраста, состоящих на учете в ОДН, ВШК,

КДН.

1.Отсутствие социально-психологической службы в школе

2. Увеличение количества неблагополучных с асоциальным поведением семей

 3. Проблема адаптации к учебному процессу и к жизни школы

4. Подверженность  негативному воздействию средств массовой информации, неблагоприятным социальным окружением и другим отрицательным воздействиям.

5.Низкая правовая компетентность обучающихся

1.Создание социально-психологической службы для организации работы по  сопровождению учебно-воспитательного процесса.

2. Организация системной  воспитательной работы по профилактике асоциального поведения обучающихся

3. Реализация проекта по правовому воспитанию «Твои неотъемлемые права»

4. Реализация проекта по работе с неблагополучными семьями и детьми «группы риска» «Семья»

5.Формирование у педагогов базовых знаний и умений в области теории и практики профилактики асоциального поведения несовершеннолетних

6.Повышение уровня психологической и педагогической компетенции всех участников воспитательного процесса в вопросах профилактики правонарушений (педагоги, родители, инспекторы ОДН)

Снижение количества обучающихся, занятых в системе дополнительного  образования

1Отсутстствие  специализированных учреждений дополнительного образования

2 Отсутствие специализированных помещений (актовый зал, зал для занятия хореографией, кабинет для занятия музыкой и ИЗО);

3. Отсутствие квалифицированных специалистов (хореограф, преподаватели изобразительного искусства и музыки, тренер по футболу);

4.Не соответствующая требованиям СаНПиН площадь спортивного зала;

5.Слабая оснащенность материально – технической базы школы.

1. Рассмотрение возможности усиления совместной деятельности  школы, РЦДТ, ДЮСШ, ДШИ и другими образовательными учреждениями.

 2.Участие в грантовых проектах, привлечение спонсоров.

3. разработка  проектно –сметной документации  по реконструкции здания школы,  строительства дополнительных зданий  и сооружений (музей, спортивный  зал, спортивная площадка).

4.Привлечение квалифицированных специалистов

Безопасность и здоровьесберегающая  среда

Проблема

Способы решения проблемы

1.Отсутствие психолого  – педагогической службы в  школе

2.Отсутствие медицинского  кабинета 

3.Отсутствие теплых  туалетов в здании школы

4.Рост простудных заболеваний среди школьников и учителей

5.Недостаточный уровень  психопрофилактической работы, направленной  на повышение степени устойчивости  при стрессовых ситуациях участников  образовательного процесса

6.Недостаточная работа  учителей, родителей, медицинских работников по формированию здорового образа жизни.

  1. Усовершенствование материально – технической базы создания здоровьесберегающей среды школы (создание психолого – педагогической службы, строительство теплых туалетов, открытие медицинского кабинета)
  2. Экономия временного ресурса за счет интеграции учебных дисциплин
  3. Поддержание безопасной и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении через осуществление системы мероприятий по обеспечению безопасности здания, помещений, образовательного процесса.
  4. Реализация программы «Школа здоровья»

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса

Проблема

Способы решения проблемы

Непрерывное изменение требований к оснащению образовательного процесса.

1Увеличение финансовых расходов, направленных на укрепление материально- технической базы школы

Обеспечение необходимым  компьютерным и учебным оборудованием  кабинетов. 

 

 


 

5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

В условиях становления информационного  общества, существующего по законам рынка,  изменяется структура и  векторы образовательной политики. Образование рассматривается теперь не как базовый фактор становления, устойчивости и развития общества, а как сфера услуг. Поэтому образовательные учреждения нередко встают перед дилеммой: с одной стороны, насыщение рынка и удовлетворение потребностей общества социально значимыми образовательными услугами, а с другой – как это сделать в условиях ограниченных ресурсов? Названные проблемы порождают необходимость развития маркетинга в некоммерческих организациях, призванного решить две взаимосвязанные цели: 1) достижение наиболее полного удовлетворения  потребностей «целевых аудиторий»; 2) увеличение бюджета организации с тем, чтобы оставаться конкурентноспособным на рынке образовательных услуг.

В условиях становления рынка образовательных  услуг возникает проблема соотношения  фундаментальности и специализации  в образовании. Усиление фундаментальности  в подготовке специалистов, с одной  стороны, отдаляет потребность в послевузовской профессиональной переподготовке, благодаря долговечности и относительной универсальности фундаментальных знаний, но, с другой, стороны, увеличиваются затраты временных, а теперь нередко и финансовых ресурсов на адаптацию выпускников по месту работы. Узкая же специализация влечет за собой опасность несоответствия спроса и предложения.

В свете вышеозначенных процессов  напрашивается вывод о том, что  назрела насущная необходимость  парадигмального изменения системы  общего образования. От традиционных подходов, основанных на доминирующей функции естественнонаучных знаний и технически-ориентированных умений и навыков, необходим переход к гуманистической, культуросообразной модели образования, нацеленной на формирование саморазвивающейся,  социально-ориентированной личности, способной к самореализации и к свободному (культурно- и социально-обусловленному) выбору, обладающей высокими морально-нравственными устоями, вооруженной ценностными гуманистическими ориентирами, гражданственным самосознанием.

Содержание образования в такой  школе должно быть сконцентрировано на ценностях мировой, национальной и региональной культуры. Критериями качества образования должны стать  не только знания, умения и навыки (которые  являются лишь средствами образования), но и развитость, культурность, воспитанность и здоровье учащихся. Модернизация учебного плана должна осуществляться в направлении перехода от предметного преподавания к интегративному, по областям знаний. Помимо введения в учебный план предметов общекультурного и развивающего характера, необходимо вычленять культурологические аспекты содержания во всех образовательных областях. Значительную роль в реализации культурологической составляющей школьного образования может сыграть широкая система дополнительного образования. Для уменьшения объема учебной нагрузки без содержательных потерь необходимо применение интенсивных технологий обучения. Подобные подходы к обучению обеспечивают свободу самореализации личности учащегося и способствуют социально-экономическому прогрессу общества.

Г.И. Петрова рассматривает образование  как «механизм адаптации человека к реальностям изменившегося  мира»1. Из этого положения закономерно вытекает, что формирование нового социокультурного пространства напрямую зависит от поиска новых образовательных стратегий.  В условиях утраты единства и однородности культурного пространства бытие человека приобретает черты многосмысловой системы, позволяя, в свою очередь, рассматривать образование как поликультурное пространство.

М. Мид выделяет два типа культур: постфигуративная, в которой взрослые живут по принципу «преемственности жизни», где модель жизни взрослых – схема жизни для детей и префигуративная – культура, которую строят, где «взрослые также учатся у своих детей»2

Культура, с ее опорой на нравственность, этическое начало, способна развиться лишь в индивиде. Гуманистическая образовательная парадигма порождает диалогический тип коммуникации, который основан на принципе диалектического единства индивидуального и всеобщего, когда участники образовательного процесса находятся в субъектной (или другодоминантной) позиции. Жесткое тематическое планирование уступает место деятельностному проектированию; предметное содержание оформляется в средство образования человека, теряет свою статичность и оформляется в эвристический диалог, основанный на предпочтениях и образовательных запросах учащихся.

Просвещенческая образовательная  парадигма, выросшая на дефинициях Р. Декарта  «мыслю, следовательно существую» и  К. Линнея «человек разумный», построенная на принципе передачи ученику совокупности естественно-научных и математических знаний оставалась актуальной вплоть до конца ХХ века, главной задачей которой являлось быстрое и эффективное превращение ребенка в «человека разумного». При этом система нравственного, эстетического, художественного воспитания  мыслилась как второстепенный процесс, производный от образовательного и передающийся в форме набора неких идеологических или «общечеловеческих» (а значит – «ничьих», т.е. культурно недетерминированных и, следовательно, личностно неактуальных) постулатов.

В период перестройки и  некоторого духовного плюрализма возникает  попытка заменить или дополнить  воспитательные идеологические конструкции  традиционного образования введением  религиозного образования. Однако, эти начинания не дали желаемых результатов, т.к.  соединение рационально-сциентистского сознания с религиозным в существующих ныне формах невозможны, ибо имеют противоположные предметы (материальный мир и трансцендентный), а значит – и  методы познания.

Информация о работе ППрограмма развития образовательного учреждения на 2011 – 2016 гг.