Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 09:34, дипломная работа
Развитие школы в русле культуротворческой парадигмы осуществляется при следующих условиях:
1. Совершенствования профессионального мастерства учителя, становление учителя творческого типа;
2. Использования педагогических технологий, построенных на принципах интеграции, инкультурации (погружение в пространство культуры) и диалога (субъект – субъектные отношения).
3. Наполнения содержания образования культурологической компонентой, «пропитывающей» все учебные предметы ценностными смыслами.
4. Выстраивания образовательного процесса в русле проектной деятельности на основе компетентностного подхода.
5. Выстраивания системы дополнительных образовательных программ, осуществляющих процесс социализации и воспитания обучающихся.
1. Введение
Информационная справка о школе
2. Этапы становления (историческая справка)
3. Паспорт Программы развития
4. Аналитическое и прогностическое обоснование программы
4.1. Анализ внешней среды
4.2. Анализ внутренней среды
4.3. Ключевые проблемы школы и способы их решения
5. Концептуальные основания развития образовательного пространства
6. Основные направления программы развития
6.1Экспериментальная деятельность по теме: «Культуротворческая среда образовательного учреждения как фактор, обеспечивающий социализацию обучающихся в рамках новой образовательной инициативы»
6.2 Совершенствование системы работы с одаренными детьми
6.3 Организация здоровьесберегающей среды
6.4 Информатизация образовательного процесса
6.5 Организация работы музея - центра духовно – нравственного воспитания учащихся.
7. Управление реализацией программы
8. Ожидаемые результаты реализации программы
9. Критерии эффективности реализации программы
10. Финансовый план реализации программы развития в объеме запрашиваемого финансирования
Создание условий для сохранения здоровья обучающихся
Одним из направлений работы школы является создание «здорового» школьного пространства. В школе созданы санитарно-гигиенические условия, способствующие укреплению здоровья учеников: соблюдается тепловой режим, поддерживается чистота, соблюдаются нормы освещения в классе, организовано горячее питание, благоустраиваются учебные кабинеты, расписание уроков и продолжительность перемен соответствуют требованиям СанПиНа. Педагоги ведут работу по внедрению здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий на уроках.
На основании Договора о сотрудничестве с центральной районной больницей ежегодно учащиеся школы проходят плановое обследование с целью выявления, предупреждения и лечения заболеваний.
Сводная таблица результатов медицинского осмотра
Учебный год |
Количество здоровых детей |
в % |
Количество больных детей |
в % |
Группы здоровья и количество детей в них | ||
I |
II |
III | |||||
2005 -2006 (113 учащихся) |
58 |
51 |
34 |
30 |
27 |
49 |
11 |
2006 -2007 (98 учащихся) |
47 |
48 |
53 |
54 |
29 |
54 |
9 |
2007 – 2008 (105 учащихся) |
70 |
66 |
35 |
33 |
44 |
45 |
10 |
2008 – 2009 (117 учащихся) |
66 |
56 |
51 |
44 |
35 |
67 |
8 |
2009 – 2010 (119 учащихся) |
93 |
79 |
26 |
21 |
31 |
65 |
23 (1-Vгр;1-IVгр) |
В 2010-2011 учебном году выявлены следующие типы заболеваний
Тип заболеваний |
Кол-во заболеваний | |
Острые заболевания |
||
Простудные |
91 | |
Инфекционные |
- | |
Хирургические |
20 | |
Кожные |
3 | |
Хронические заболевания |
||
Органы пищеварения |
7 | |
Органы дыхания |
5 | |
Сердечно-сосудистая система |
14 | |
Нервная система |
4 | |
Органы зрения |
10(снижение зрения) 1-заболевание зрения | |
Дефицит массы тела |
5 | |
Нуждаются в полноценном питании |
5 | |
Нарушение опорно –двигательного аппарата : Плоскостопие Осанка |
13 7 | |
Число инвалидов |
2 |
Ведется целенаправленная работа по оздоровлению детей через санаторно – курортное лечение(Барнаул, Белокуриха, Сочи, Анапа, Чемал), оздоровительные лагеря (ДОЛ «Ромашка», «Лебедь», «Беловодье», «Кур-Кечу», «Кулада» и др)
4.3. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Ежегодно школой проводится изучение образовательно- воспитательных потребностей участников образовательного процесса. Данные исследований показали, что:
Родители (законные представители) обучающихся хотят, чтобы:
Обучающиеся хотят, чтобы в школе:
Педагоги ожидают:
Из анализа потребностей участников образовательного процесса и возможности решения задач, поставленных Президентом России М.Д. Медведевым в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», вытекают следующие проблемы, требующие решения
Проблема |
Способы решения проблемы | ||
Система управления | |||
Недостаточное использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей общественности к участию в финансово–хозяйственной деятельности школы. Высокий процент семей, для которых вопросы воспитания и образования детей не являются приоритетными. |
Создание условий для взаимодействия школы с семьей через единое информационное пространство (школьный сайт, сайт dnevnik. ru). Ежегодный публичный отчет о деятельности школы перед жителями сельского поселения. Реализация проекта «Семья и школа - социальные партнеры». | ||
Недостаток молодых кадров и мотивов совершенствования уровня профессиональной компетентности работающих педагогов. |
Изменение формы морального и материального стимулирования лучших учителей. Создание культуротворческой среды в коллективе, способствующей росту мотивации к профессиональному самосовершенствованию. | ||
Резкое увеличение количества справок, анализов, отчетов в связи с необходимостью проведения мониторинга всех направлений учебно – воспитательного процесса. Низкий уровень владения педагогами компьютерной грамотностью |
Расширение использования
электронных носителей в Повышение информационной культуры и профессиональной ИКТ- компетентности педагогов и 100%-ное овладение ими ведения электронного документооборота. | ||
Научно-методическая работа | |||
Проблема |
Способы решения проблемы | ||
Настоящее время учителю приходится работать в состоянии неопределенности. Быстрая смена образовательных парадигм, и, как следствие, фрагментарная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик. |
Создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности:
| ||
Постоянно меняющееся программное обеспечение и появление новой компьютерной техники приводит к тому, что уровень владения учителями ИКТ отстает от современных требований к учителю. |
1.Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий. 2.Проведение семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских учителями, владеющими ИКТ, для коллег. | ||
Новые требования к подготовке обучающихся приводят к необходимости постоянного обновления дидактических материалов (направленных на подготовку к ЕГЭ, к экзамену в 9 классе в новой форме, материалов, предполагающих компетентностный подход в обучении и т.д.) |
1.Оптимизация системы дидактического обеспечения образовательного процесса (создание в методических объединениях дидактических и методических банков). | ||
Вариативность учебного процесса с одной стороны и отсутствие типовых учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов с другой, приводят к необходимости модификации имеющихся типовых или разработке собственных экспериментальных образовательных программ. |
1. Оптимизация системы (создание банка) программ факультативов и элективных курсов, а также нетиповых учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов. 2. Выстраивание интегрированного учебного плана школы, реализующего синхронический и диахронический принципы интеграции, а также интегрирование в учебный процесс программ дополнительного образования с целью выстраивания единой картины мира в сознании учащихся, а также формирования у учащихся культуротворческих навыков и способов деятельности. | ||
Учебная деятельность | |||
Проблема |
Способы решения проблемы | ||
Снижение мотивации обучения. |
1.Разработка новых интегрированных учебных программ и курсов, содержащих материал практической направленности. 2.Организация 30% учебного процесса вне школы (Школа на природе). 3.Вовлечение в организацию учебного процесса педагогов дополнительного образования, родителей | ||
Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков. Жесткие рамки формальной системы образования размываются; появляются новые «несистемные» образовательные институты; научные лаборатории; электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-производителей и дистрибьюторов; частные консультанты и репетиторы ит.д. |
1. Разработка и внедрение программы по информатизации школы 2.Внедрение современных методов, приемов, элементов педагогических технологий, повышающих эффективность образования в условиях информационного взрыва: - информационно- -проблемного обучения, - метода проектов, - технологии развития критического мышления, - системно- деятельностного подхода. 3.Совершенствование форм и методов учебной исследовательской деятельности. Функционирование НОУ школьников 4.Разработка и внедрение программы «Одаренные дети» | ||
Противоречие между потребностью родителей и обучающихся в образовании повышенного уровня, желанием значительной части школьников продолжить обучение в вузах и чрезмерной перегруженностью школьников, трудностями в усвоении программы средней школы частью обучающихся. |
| ||
Слабая практико- |
1.Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками. | ||
Воспитательная работа | |||
проблемы |
Причины и факторы, способствующие её появлению |
Способы решения проблемы | |
Увеличение количества детей раннего возраста, состоящих на учете в ОДН, ВШК, КДН. |
1.Отсутствие социально- 2. Увеличение количества неблагополучных с асоциальным поведением семей 3. Проблема адаптации к учебному процессу и к жизни школы 4. Подверженность негативному воздействию средств массовой информации, неблагоприятным социальным окружением и другим отрицательным воздействиям. 5.Низкая правовая компетентность обучающихся |
1.Создание социально- 2. Организация системной
воспитательной работы по 3. Реализация проекта по правовому воспитанию «Твои неотъемлемые права» 4. Реализация проекта по работе с неблагополучными семьями и детьми «группы риска» «Семья» 5.Формирование у педагогов базовых знаний и умений в области теории и практики профилактики асоциального поведения несовершеннолетних 6.Повышение уровня психологической и педагогической компетенции всех участников воспитательного процесса в вопросах профилактики правонарушений (педагоги, родители, инспекторы ОДН) | |
Снижение количества обучающихся,
занятых в системе |
1Отсутстствие специализированных учреждений дополнительного образования 2 Отсутствие специализированных помещений (актовый зал, зал для занятия хореографией, кабинет для занятия музыкой и ИЗО); 3. Отсутствие квалифицированных специалистов (хореограф, преподаватели изобразительного искусства и музыки, тренер по футболу); 4.Не соответствующая требованиям СаНПиН площадь спортивного зала; 5.Слабая оснащенность материально – технической базы школы. |
1. Рассмотрение возможности усиления совместной деятельности школы, РЦДТ, ДЮСШ, ДШИ и другими образовательными учреждениями. 2.Участие в грантовых проектах, привлечение спонсоров. 3. разработка
проектно –сметной 4.Привлечение квалифицированных специалистов | |
Безопасность и | |||
Проблема |
Способы решения проблемы | ||
1.Отсутствие психолого – педагогической службы в школе 2.Отсутствие медицинского кабинета 3.Отсутствие теплых туалетов в здании школы 4.Рост простудных заболеваний среди школьников и учителей 5.Недостаточный уровень
психопрофилактической работы, направленной
на повышение степени 6.Недостаточная работа учителей, родителей, медицинских работников по формированию здорового образа жизни. |
| ||
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | |||
Проблема |
Способы решения проблемы | ||
Непрерывное изменение требований к оснащению образовательного процесса. |
1Увеличение финансовых расходов, направленных на укрепление материально- технической базы школы Обеспечение необходимым компьютерным и учебным оборудованием кабинетов.
|
5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В условиях становления информационного общества, существующего по законам рынка, изменяется структура и векторы образовательной политики. Образование рассматривается теперь не как базовый фактор становления, устойчивости и развития общества, а как сфера услуг. Поэтому образовательные учреждения нередко встают перед дилеммой: с одной стороны, насыщение рынка и удовлетворение потребностей общества социально значимыми образовательными услугами, а с другой – как это сделать в условиях ограниченных ресурсов? Названные проблемы порождают необходимость развития маркетинга в некоммерческих организациях, призванного решить две взаимосвязанные цели: 1) достижение наиболее полного удовлетворения потребностей «целевых аудиторий»; 2) увеличение бюджета организации с тем, чтобы оставаться конкурентноспособным на рынке образовательных услуг.
В условиях становления рынка
В свете вышеозначенных процессов
напрашивается вывод о том, что
назрела насущная необходимость
парадигмального изменения
Содержание образования в
Г.И. Петрова рассматривает
М. Мид выделяет два типа культур: постфигуративная, в которой взрослые живут по принципу «преемственности жизни», где модель жизни взрослых – схема жизни для детей и префигуративная – культура, которую строят, где «взрослые также учатся у своих детей»2.
Культура, с ее опорой на нравственность, этическое начало, способна развиться лишь в индивиде. Гуманистическая образовательная парадигма порождает диалогический тип коммуникации, который основан на принципе диалектического единства индивидуального и всеобщего, когда участники образовательного процесса находятся в субъектной (или другодоминантной) позиции. Жесткое тематическое планирование уступает место деятельностному проектированию; предметное содержание оформляется в средство образования человека, теряет свою статичность и оформляется в эвристический диалог, основанный на предпочтениях и образовательных запросах учащихся.
Просвещенческая образовательная парадигма, выросшая на дефинициях Р. Декарта «мыслю, следовательно существую» и К. Линнея «человек разумный», построенная на принципе передачи ученику совокупности естественно-научных и математических знаний оставалась актуальной вплоть до конца ХХ века, главной задачей которой являлось быстрое и эффективное превращение ребенка в «человека разумного». При этом система нравственного, эстетического, художественного воспитания мыслилась как второстепенный процесс, производный от образовательного и передающийся в форме набора неких идеологических или «общечеловеческих» (а значит – «ничьих», т.е. культурно недетерминированных и, следовательно, личностно неактуальных) постулатов.
В период перестройки и
некоторого духовного плюрализма возникает
попытка заменить или дополнить
воспитательные идеологические конструкции
традиционного образования
Информация о работе ППрограмма развития образовательного учреждения на 2011 – 2016 гг.