Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
Предметом исследования являются показатели социально-экономического развития города.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение методологических и теоретических основ социально-экономических развития;
- проведение анализа потенциально-экономичнского развития города Чебоксары;
- отражение путей улучшения социально-экономического развития города Чебоксары.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально-экономического развития города Чебоксары………………………..…..….….5
1.1 Разработка стратегического плана развития города и оценка его эффективности……………………………………………………………..….….5
1.2 Основные социально-экономические факторы……………………………10
Глава 2. Изучение потенциально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..13
2.1 Современная потенциально-экономическая ситуация в городе Чебоксары……………………………………………………..……………….....13
2.2 Влияние основных социально-экономических факторов на развитие города…………………………………………………………………………….30
Глава 3. Основные направления социально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..32
3.1 Проблемы социально-экономического развития города Чебоксары…….32
3.2 Пути улучшения социально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………….…..42
Приложение
Сумма налоговых платежей и сборов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации от хозяйствующих субъектов, составила 19,2 млрд. руб., в том числе в бюджет города Чебоксары 2,4 млрд. руб., что составляет 12,0% всех поступлений. Задолженность по налогам и сборам во все уровни бюджетов по состоянию на 01.01.2011 составила 1,3 млн. руб. и увеличилась на 9,8% к началу отчетного года.
В целях увеличения доходов бюджета всех уровней от использования земель регулярно проводится разноплановая работа по контролю за поступлением арендной платы за землю.
Оформлено 711 договоров аренды на общую площадь 148,33 га, на сумму 105,6млн. руб. Зарегистрировано в Управлении Росреестра по Чувашской Республике 265 договоров аренды на сумму 36,3млн. руб. Продолжается работа по государственной регистрации права собственности муниципального образования город Чебоксары на земельные участки. За 2011 год в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике получено свидетельств о регистрации права собственности на 273 земельных участка (включая земельные участки для предоставления многодетным семьям).
В 2011 году поступление арендной платы в бюджеты всех уровней составило 485,1млн. руб., что составило 100,53 % к плановому заданию 2011 года (за аналогичный период прошлого года поступление составило 407,5млн.руб.). Подготовлено и подано в Арбитражный суд Чувашской Республики и в суд общей юрисдикции 104 исковых заявлений о взыскании задолженности по арендной плате за земельные участки на общую сумму 37,1млн. руб. В результате проделанной работы удовлетворено 125 исковых заявлений, взыскано 76,2млн. руб.
Работа по наполнению доходной части
городского бюджета позволяет своевременно
исполнять обязательства
Общий объем муниципального заказа увеличился почти на 70 % по отношению к 2010 году. Муниципальными заказчиками было заключено 18 424 контракта на общую сумму 3,4 млрд. рублей. В 2010 году эта сумма составляла 2,02 млрд. руб.
В соответствии с решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.03.2006г. №139 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по изготовлению зубных протезов» 1739 пенсионеров по старости воспользовались льготным зубопротезированием, сумма льготирования из городского бюджета составила 5 млн.184 тыс.руб.
Учреждениями социального обслуживания населения Калининского, Ленинского и Московского районов города ведется работа по оказанию различных видов социальной помощи (вещевая, продуктовая, лекарственная, благотворительная и др.) гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Всего за 2011 год социальная помощь была оказана более 60 тыс. граждан.
В городе Чебоксары в полном объёме выполняются все социальные стандарты в отношении семьи и детей, возложенные федеральным центром на субъекты Российской Федерации. На выплату ежемесячного пособия на ребенка (более 22,1 тыс. детей) направлено 125,8 млн. руб. 15,2 тыс. городских семей.
В целях осуществления
культурно-досуговой
В городе функционируют
66 общеобразовательных
На 1 января 2011 года в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов в столице обучаются 45013 школьников (в 2010-2011 учебном году – 42344 учащихся). Наполняемость классов составляет 25,5 чел. (по республике – 19,69), число учащихся на 1 учителя – 17 чел. (по республике – 13). В рамках модернизации системы общего образования приобретено учебно-лабораторное оборудование на 544,7 тыс. руб., учебно-производственное – на 3394,1 тыс. руб., компьютерное – на 4442,9 тыс. руб., спортивное – на 934,7 тыс. руб., медицинское - на 162,3 тыс. руб., оборудование для школьных столовых – на 2018,2 тыс. руб., учебная литература – на 573,2 тыс. руб. На повышение квалификации направлено 25,0 тыс. руб., на мероприятия по энергосбережению – 5745,4 тыс. руб. В 2011 году на ремонтные работы в 207 учреждениях выделены средства из бюджета города в сумме 78,0 млн.руб.
Приоритетными в деятельности
управления образования и образовательных
С целью внедрения
инновационных моделей
2.2 Влияние основных
социально-экономических
Демографические процессы являются одними из основных факторов, определяющих социально-экономическое развитие Чувашской Республики. Сложившаяся на протяжении последних лет тенденция к сокращению численности населения республики за счет таких составляющих демографического развития, как рождаемость, смертность населения, в перспективе может ограничить возможности развития Чувашии.
Несмотря на наметившуюся тенденцию увеличения рождаемости за последние пять лет с 9,8 до 10,3 промилле, абсолютное число родившихся не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Показатель общей смертности населения снизился с 15,1 в 2002 году до 14,6 промилле в 2006 году, но остается все еще достаточно высоким, особенно среди населения трудоспособного возраста.
Тенденции развития экономики республики в 2009 г. определяются действием ряда объективных макроэкономических факторов, таких как:
- усиливающиеся процессы
глобализации мировых
- ускорение перехода
на новые технологические
- возможные изменения на федеральном уровне в части политики монетаризма, международных отношений, законодательства;
- тарифная политика естественных монополий.
Ограничивающее воздействие на темпы экономического роста будут оказывать такие внутренние факторы, как:
- сложившаяся недостаточно
эффективная структура
- высокая степень изношенности
производственных фондов, незначительный
удельный вес конкурентоспособн
- низкая техническая
вооруженность в сельском
- состояние трудовых ресурсов и развитие рынка труда.
Анализ социально-
По прогнозным данным в связи с демографическим сдвигом значительно увеличится трудоспособное население: с 819,5 тыс. человек в 2009 году до 850,4 тыс. человек в 2012 году. Предполагается, что в период до 2013 года в республике сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над ее спросом как за счет роста численности трудовых ресурсов, так и за счет продолжающейся реструктуризации экономики.
В результате структурных преобразований экономики ежегодно будут высвобождаться 3-4 тыс. работников, которых мы обязаны обеспечить рабочими местами.
Благоприятными внутренними стартовыми факторами являются:
- политическая стабильность в республике;
- устойчивый имидж республики как "модельного" региона, использующего новаторские методы управления и проводящего прозрачную и эффективную бюджетную политику;
- положительная динамика
инвестиционного потенциала, достаточно
высокий инвестиционный
- отсутствие социальной
напряженности, относительно
Глава 3. Основные направления социально-экономического развития города Чебоксары
3.1 Проблемы социально-
Реализация программы социально-экономического развития города Чебоксары охватила период в 7 лет (с 2004 по 2010 годы). В течение этого срока принимались меры по решению актуальных проблем в экономике и социальной сфере, реализации группы высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов, эффективному использованию муниципального имущества, отработке новых финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства, проведению структурных преобразований, создающих основу для устойчивого экономического роста. Позитивные тенденции, сложившиеся в 2004-2008г.г., сменились кризисными явлениями в экономике и внесли свои коррективы. В первую очередь встала задача удержать показатели, характеризующие качество жизни населения.
Проектом федерального закона о государственном стратегическом планировании определены отношения в процессе прогнозирования социально-экономического развития, программно-целевого планирования и стратегического контроля, возникающие между участниками государственного стратегического планирования, а также при составлении и рассмотрении проектов документов государственного стратегического планирования.
Программно-целевое
Целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета города Чебоксары, разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными Стратегией социально-экономического развития города Чебоксары с учётом перспективы развития Чебоксарской агломерации до 2020 года.
Рассмотрим некоторые проблемы развития.
1. Низкая инновационная
активность предприятий при
Инновации в настоящее время внедряются главным образом на крупных предприятиях республики, имеющих собственную научно-исследовательскую базу. Чувашская Республика занимает 6-е место среди 14 регионов Приволжского федерального округа по удельному весу организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций. По количеству поданных заявок на изобретение Чувашская Республика находится на 11-м месте в Приволжском федеральном округе.
Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование научного потенциала Чувашской Республики, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры.
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет 25 человек на 10 тысяч экономически активного населения (в ПФО - 103 человека, по Российской Федерации - 138, по странам Европейского Союза - 100-150).
Основным типом инноваций в г. Чебоксары пока еще являются так называемые инновации, направленные на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, или незначительные усовершенствования выпускаемой продукции. Недостаточно внедряются "прорывные" инновации (ноу-хау).