Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
Предметом исследования являются показатели социально-экономического развития города.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение методологических и теоретических основ социально-экономических развития;
- проведение анализа потенциально-экономичнского развития города Чебоксары;
- отражение путей улучшения социально-экономического развития города Чебоксары.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально-экономического развития города Чебоксары………………………..…..….….5
1.1 Разработка стратегического плана развития города и оценка его эффективности……………………………………………………………..….….5
1.2 Основные социально-экономические факторы……………………………10
Глава 2. Изучение потенциально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..13
2.1 Современная потенциально-экономическая ситуация в городе Чебоксары……………………………………………………..……………….....13
2.2 Влияние основных социально-экономических факторов на развитие города…………………………………………………………………………….30
Глава 3. Основные направления социально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..32
3.1 Проблемы социально-экономического развития города Чебоксары…….32
3.2 Пути улучшения социально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………….…..42
Приложение
Увеличен и объём инвестиций в основной капитал, показатель по крупным организациям за январь – декабрь 2011 года составил 14,5 млрд.руб (рост к январю-декабрю 2010 года на 2,5 %).
Из бюджетных средств финансировалось строительство полигона ТБО, строительство детских садов (мкр.Волжский-3 на 215 мест, ул.Гладкова на 235 мест, реконструкция под ДОУ на 75 мест), спортивных объектов.
Социально значимую роль в решении жилищных проблем играет государственная поддержка в рамках целевых программ: «Поддержка молодых семей» - в 2011 г. 209 семьям предоставлены сертификаты на субсидирование, 230 семей воспользовались средствами госжилфонда (коммерческий наём) и заселились в новые квартиры. Набирает обороты программа обеспечения многодетных семей земельными участками, в том числе на ИЖС. Начиная с апреля прошлого года зарегистрирована 681 многодетная семья, имеющая такое право, 81 из 216 сформированных участков распределено, формируются участки на землях Чебоксарского, Мариинско-Посадского районов.
В рамках мероприятий по поэтапному переселению граждан из ветхого муниципального жилфонда велась работа по переселению граждан из 12 аварийных жилых домов, все жильцы переселены.
В течение 2011 года выданы сертификаты на приобретение (строительство) жилья 127 ветеранам ВОВ, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме строительства нового, проводились работы по содержанию жилфонда, а также по обустройству и благоустройству придомовых территорий. Мероприятия программы «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Чебоксары на 2011 год» профинансированы на 265,3млн.руб. Отремонтированы 236 дворов и 117 проездов к ним, обустроено 109 дворовых территорий (установлено оборудование для детских и спортивных площадок) на общую сумму 28,901 млн.руб.
Продолжена реализация
муниципальной программы «
В рамках реализации Программы
энергосбережения и повышения
По состоянию на 01.01.2012 г. оснащенность общедомовыми приборами учета следующая: тепловой энергии – 61,4%; горячего водоснабжения – 99%; холодного водоснабжения – 42%, электрической энергии – 100%.
В 2011 году в многоквартирных домах были установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии, горячей воды и холодного водоснабжения. За счет установки данных средств измерения в ряде домов была получена экономия энергоресурсов: 251 прибор учета горячего водоснабжения дал экономию в 18%, 96 приборов учета тепловой энергии – 11,5%, тепловой энергии и горячего водоснабжения - 16%, холодного водоснабжения – 11,3%.
С целью экономии электроэнергии в местах общего пользования многоквартирных домов установлены 8287 энергосберегающих светильников с датчиками автоматического включения в 261 многоквартирном доме, что позволило снизить населению города плату за электроэнергию до 18%. В ряде домов ведется монтаж таймеров в систему освещения для включения их в темное время суток. Осуществляется замена светильников уличного освещения на светильники с натриевыми лампами (всего установлено более 8000 шт., за 2011 год – 236 шт.), что дало снижение потребления электрической энергии на 25%. В частном секторе установлено 298 таких светильников.
Проведена работа по внедрению
частотно-регулируемого
Внедрены устройства автоматической компенсации реактивной мощности на объектах водоотведения, что позволило снизить потери ресурсов и автоматизировать процесс производства. Общая сумма затрат более 700 тыс.руб., экономический эффект – около 140 тыс.руб.
Проводится работа по
нанесению цементно-песчаного
Как и в прошлые годы, должное внимание уделено состоянию дорог города. Капитальный ремонт автодороги по ул. Калинина от ул.Николаева до Калининского моста (П очередь) на участке от ул. Текстильщиков до Калининского моста (Ш этап) в г. Чебоксары выполнен на площади 17368 кв.м, протяжённость отремонтированного участка составила 1,025 км. Ремонтные работы профинансированы на 112,2 млн.руб.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2011 года к декабрю 2010 года составил 106,2%, по России – 106,1%.
Среди рассматриваемых
видов продовольственных
Индекс потребительских цен на непродовольственные товары в декабре 2011 года составил 107,7%.
По сравнению с данными III квартала 2011 года величина прожиточного минимума в среднем на душу населения снизилась на 1,7% и составила 5247 руб. Прожиточный минимум в разрезе демографических групп составил: для трудоспособного населения - 5625 руб. (снижение на 1,6%), пенсионеров - 4169 руб. (снижение на 1,6%) и детей - 5170 руб. (снижение на 1,8%).
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста), в декабре 2011 года в Чувашской Республике составила 2131,9 руб., по сравнению с декабрем 2010 года снизилась на 11,6 %.
Ситуация по ценам на продовольственном рынке города находится в центре внимания администрация города Чебоксары. Распоряжением главы администрации от 26 августа 2010 года № 2715-р создана рабочая группа в целях проведения еженедельного мониторинга розничных цен на социально значимые продукты питания в 11 организациях розничной торговли города. Результаты проведенного мониторинга размещаются в сводной ведомости, отслеживается изменение цен в процентах к 30-ти дневной давности. Информация по результатам проведения мониторинга направляется в УФАС по Чувашской Республике, в Прокуратуру Чувашской Республики, в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики для принятия мер реагирования в случаях, предусмотренных законом, а также размещается на официальном сайте города Чебоксары.
За 2011 год проведено более 500 проверок по ценам на социально-значимые группы товаров.
В январе-декабре 2011 г. оборот розничной торговли по организациям всех видов деятельности, не относящимся к субъектам малого предпринимательства составил 18,2 млрд. руб. или 119,3% к соответствующему периоду прошлого года.
Оборот общественного питания в январе-декабре 2011 года составил 796,0 млн. руб., рост к соответствующему периоду за прошлый год – 2,0 %.
По состоянию на 01 января 2012 г. на территории города Чебоксары функционирует 2657 объектов потребительского рынка и сферы услуг. Рост количества объектов к уровню за отчётный период составил 84 единицы (3,2%).
По состоянию на 01 января
2012 года структура предприятий потребит
- 1106 объектов стационарной розничной торговли,
- 392 предприятия общественного питания,
- 884 объектов бытового обслуживания,
- 264 киосков и павильонов,
- 6 розничных рынков,
- 5 ярмарок, в т.ч. (в том числе специализированные, универсальные и сельскохозяйственные).
За 2011 год введено в
эксплуатацию 66 предприятий торговли,
12 предприятия общественного
По итогам 2011 года закончена работа по внесению изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов). Всего в результате размещения нестационарных объектов на территории города фактически поступило в городской бюджет около 2,5 млн. руб.
С 2011 года начата
работа по сокращению киосков, павильонов
и незаконно установленных
На территории города Чебоксары планируется открыть порядка 15 магазинов «Органика». В настоящее время открыт магазин по пр. Тракторостроителей, 81. В администрации города Чебоксары продолжается работа по определению дополнительных земельных участков под размещение магазинов «Органика», в частности на стадии завершения подготовки к проведению соответствующего аукциона находятся материалы по 5 сформированным земельным участкам.
Весь предъявленный
платежеспособный спрос населения
полностью обеспечен
По данным ИФНС по г. Чебоксары за 2011 год налоговые поступления от торговой деятельности в городской бюджет составляет около 14% от налоговых поступлений всех отраслей экономики. Торговля по-прежнему занимает 2 место после обрабатывающего производства (31,3%).
Доля организаций оптово-
В городе активно развиваются сетевые компании, как местные, так и региональные. Их участие в создании современных торговых предприятий позволило решить проблему обеспечения населения товарами широкого ассортимента и по доступным ценам. Сетевые операторы потребительского рынка открывают магазины различных форматов, ориентированные на разные потребительские группы.
В настоящее время в городе функционирует более 80 объектов торговли, входящих в состав 5 федеральных сетевых компаний.
По состоянию на 01.01.2011г. сфера бытового обслуживания города включает 884 объекта по оказанию бытовых услуг. За 2011 год сеть по оказанию бытовых услуг расширена на 44 объекта (открыто новых объектов 105 единиц; прекратили свою деятельность 61 объект). Прирост к 2010 году составил 5,2%.
Доля новых объектов по оказанию
бытовых услуг в общем
На вновь введенных предприятиях создано 331 новое рабочее место, по сравнению с 2010 годом – меньше в 1,2 раза (на 94 ед.). По состоянию на 01 января 2012 года на объектах бытового обслуживания 3600 рабочих мест (рост на 31 ед.) при нормативе 931. Обеспеченность составила 7,8 рабочих мест на 1000 жителей (выше норматива в 3,9 раза).
Ситуация на рынке труда в течение года улучшилась - на 01.01.2011 уровень безработицы составлял 2,13%, то на 01.01.2012 – 1,33% (снижение на 0,8 п.п.). Численность официально зарегистрированных безработных граждан составляла на начало текущего года 4135 чел. (6596 на 01.01.2011 г.).
За 12 месяцев 2010 года в ГУ «Центр занятости населения города Чебоксары» Госслужбы занятости Чувашии обратились за содействием в поиске работы 21744 граждан, что на 3944 чел. меньше, чем за соответствующий период прошлого года.
Снизилось число ищущих работу граждан, состоящих на учете, в расчете на 1 вакансию с 2,8 до 0,7 или в 4 раза. Количество вакансий в банке данных увеличилось - с 2652ед. до 6198ед. Уменьшилась численность безработных, получающих пособие по безработице - в 1,5 раза. Наибольшее число безработных к концу отчетного года зарегистрировано в Московском районе - 1632чел. (39,5% от всех зарегистрированных безработных).
В структуре безработицы по полу число безработных женщин 63,4% (2622 чел., снижение на 1314 чел.), мужчины более востребованы на рынке труда.
В возрастной категории наиболее уязвимыми оказались граждане от 30 лет до предпенсионного возраста – 1997 чел. (48,3%). Число безработных граждан, имеющих высшее профессиональное образование, составило 1697 чел., это 41,1% от общего количества безработных граждан.
В конце 2011 года организациями города Чебоксары были востребованы бетонщики, каменщики, водители автобуса, швеи, воспитатели детского сада, медицинские сёстры, врачи, страховые агенты. Практически невостребованы бухгалтеры (28 чел. на 1 вакансию), экономисты (23 чел. на 1 вакансию), юристы (15 чел. на 1 вакансию).
На реализацию Республиканской
целевой программы
В 2011 году из федерального бюджета выделено 9159,6 тыс. рублей для организации самозанятости 150 безработных граждан и создания индивидуальными предпринимателями 5 рабочих мест.
Состояние сферы услуг и производства, рынка труда оказывает влияние на формирование бюджета.