Потенциальное развитие города

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования являются показатели социально-экономического развития города.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение методологических и теоретических основ социально-экономических развития;
- проведение анализа потенциально-экономичнского развития города Чебоксары;
- отражение путей улучшения социально-экономического развития города Чебоксары.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально-экономического развития города Чебоксары………………………..…..….….5
1.1 Разработка стратегического плана развития города и оценка его эффективности……………………………………………………………..….….5
1.2 Основные социально-экономические факторы……………………………10
Глава 2. Изучение потенциально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..13
2.1 Современная потенциально-экономическая ситуация в городе Чебоксары……………………………………………………..……………….....13
2.2 Влияние основных социально-экономических факторов на развитие города…………………………………………………………………………….30
Глава 3. Основные направления социально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..32
3.1 Проблемы социально-экономического развития города Чебоксары…….32
3.2 Пути улучшения социально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………….…..42
Приложение

Файлы: 1 файл

потенциально-экономическое развитие города чебоксары курсовая 2003.doc

— 990.00 Кб (Скачать)

2. Неконкурентоспособность  выпускаемой продукции и услуг

Одним из условий включения  в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики. В настоящее время число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6% от общего количества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европе сертифицировано от 60 до 80% существующих компаний, в Китае - 0,4%, в России - 0,2%).

Имеют сертификаты соответствия международным стандартам ISO 14000 только 4 предприятия: акционерные общества "Промтрактор", "Чебоксарский электроаппаратный  завод", "Перкарбонат" и ООО "Элпри". Практически не вовлечены в процесс внедрения международных стандартов качества малый бизнес, организации сферы услуг, образования, здравоохранения, строительного комплекса, культуры.

3. Снижение доходности, высокая степень износа материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей

Снижение доходности и рентабельности сельскохозяйственного  производства лишило сельхозтоваропроизводителей  возможности вести нормальное воспроизводство, а также привело к ухудшению  финансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земель сельхозназначения из оборота и уходу из села квалифицированной рабочей силы из-за низких доходов.

Высокая степень износа материально-технической базы требует  коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости отрасли и производства конкурентоспособной продукции.

Для становления земельного рынка и развития ипотеки земли  в первую очередь требуется завершить  процессы разграничения и регистрации  прав собственности на землю. Разграничение земель по уровням собственности необходимо для объединения объекта недвижимости и земельного участка под ним с целью формирования единого объекта налогообложения, что позволит увеличить доходную часть консолидированного бюджета Чувашской Республики.

Необходимость завершения в наикратчайшие сроки в рамках реализации Указа Президента Чувашской  Республики от 3 октября 2006 г. N 80 "О  дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета  земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике" работ по мониторингу и кадастровой оценке земель с целью создания информационной базы данных по их состоянию и перспективам использования является основой для эффективного функционирования рынка земли.

Развитие земельно-рыночных отношений, закрепление права собственности на землю, активизация процессов купли-продажи и залога земельных участков увеличат заинтересованность во вложении средств в землю и объекты недвижимости, тем самым повысят инвестиционную привлекательность Чувашской Республики.

4. Недостаточный уровень  развития транспортной инфраструктуры, безопасности и качества транспортных  услуг

В ходе реализации республиканской  целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог  на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года" в 2006 году 32 сельских населенных пункта соединены автомобильными дорогами общего пользования. В настоящее время 454 сельских населенных пункта, или 26,4%, не имеют круглогодичной связи с основной сетью дорог общего пользования. Для соединения их с сетью дорог общего пользования необходимо построить более 1,0 тыс.км местных дорог. Это будет способствовать комплексному освоению территорий, прилегающих к городам и районным центрам, в которых сконцентрирован основной производственный потенциал Чувашской Республики, увеличению мобильности сельских жителей и вовлечению рекреационных зон Чувашской Республики в процесс организации отдыха жителей и гостей республики.

Отсутствие постоянного  воздушного сообщения с крупными городами и возможности приема-выпуска воздушных судов 1 и 2 классов снижает привлекательность Чувашии, особенно для крупных инвесторов.

5. Недостаточный уровень  внедрения в органах государственной  власти Чувашской Республики  и органах местного самоуправления  интерактивных услуг, предоставляемых гражданам и организациям с использованием информационных технологий, что в числе прочих причин приводит к увеличению сроков организационных процедур при реализации деловых проектов

Необходимо развивать  предоставление интерактивных государственных услуг с целью кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в интересах граждан, а именно:

- устранить дублирование  функций по сбору различных  данных;

- снизить административные  издержки для населения и организаций, связанные с предоставлением информации;

- повысить оперативность  предоставления населению государственных  услуг, требующих межведомственного  взаимодействия;

- обеспечить необходимый  уровень защиты и безопасности  данных, используемых для целей  государственного управления.

6. Неудовлетворительное использование туристско-рекреационного потенциала города Чебоксары

В Чувашской Республике отмечается положительная динамика роста объемов туристских услуг, оказываемых в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях. Однако число туристов, посещающих Чувашию, остается низким. Гостиничный сервис не отвечает современным требованиям, только одно предприятие туризма сертифицировано по международным стандартам.

7. Неразвитость рынка услуг

Доля отраслей, производящих услуги, в валовом региональном продукте в Чувашской Республике составляет 40,3%, в среднем по Российской Федерации - 49% (в ВВП), в ПФО - 41,3%, тогда как доля услуг в ВВП в развитых странах составляет от 60 до 80%.

Рынок услуг в Чувашии  характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.

8. Низкий уровень мультипликативного эффекта

Свободные мощности у  конкурентоспособных производств фактически отсутствуют. Кроме того, в ближайшие годы во многих отраслях экономики следует ожидать выбытие основных фондов. Однако в ряде производств сохраняется недостаточный уровень загрузки имеющихся мощностей, что дает потенциальную возможность расширения производства.

В настоящее время  уровень капитализации инвестиций по Чувашской Республике составляет 29,1%, доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал - 1,3%, степень износа основных фондов - 48%.

Организации, представляющие ведущие отрасли республики, пока не выступают своеобразными точками притяжения, обеспечивающими мультипликативный эффект с определенным вектором развития.

9. Относительно низкий уровень доходов населения

Несмотря на положительную  динамику реальных денежных доходов населения Чувашии в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (20,3%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по России - 16,0%).

Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда в различных секторах экономики республики.

 

 

 

 

3.2 Пути улучшения социально-экономического  развития города Чебоксары

 

Проектом федерального закона о  государственном стратегическом планировании  определены  отношения в процессе прогнозирования социально-экономического развития, программно-целевого планирования и стратегического контроля, возникающие между участниками государственного стратегического планирования,  а также при составлении и рассмотрении проектов документов государственного стратегического планирования.

Программно-целевое планирование в городе Чебоксары – деятельность, направленная на достижение целей социально-экономического развития в соответствии с определенными  целями социально-экономического развития Российской Федерации,  приоритетов социально-экономической политики, а также формирование комплексов мероприятий с указанием источников их финансирования.

Целевые программы, реализуемые  за счет средств бюджета города Чебоксары, разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными Стратегией социально-экономического развития города Чебоксары с учётом перспективы развития Чебоксарской агломерации до 2020 года.

Прогноз социально-экономического развития города Чебоксары на среднесрочный период разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на среднесрочный период.

Комплексная Программа  социально-экономического развития города Чебоксары на 2012 – 2014 годы с прогнозом  до 2016 года разработана на основе Стратегии социально-экономического развития города Чебоксары с учётом перспективы развития Чебоксарской агломерации до 2020 года, прогноза социально-экономического развития на 2012-2014г.г., муниципальных целевых программ, республиканских целевых программ, основных направлений деятельности города Чебоксары на среднесрочный период.

Такой подход отражён в проекте  закона о стратегическом планировании: программы и проекты должны использоваться как инструменты реализации Стратегии  и строиться по принципу «сверху вниз»: от  долгосрочных  документов к среднесрочным и краткосрочным, и от стратегии общенациональной к стратегическим направлениям развития ведомств.

          Собственные доходы бюджета города Чебоксары росли ещё более быстрыми темпами – планируемое значение достигнуто в 2008 году. При этом бюджетная обеспеченность на душу населения также увеличилась и к концу реализации Программы составила 10167,7 руб., что на 22% выше планируемого значения. Финансирование Программы по отраслям за период 2004-2010 гг. представлено на рисунке 1. Общее финансирование по 16 разделам - составило 15073 млн.руб. или 95% от плана.

Рис. 1 Динамика финансирования Программы социально-экономического развития города Чебоксары за период 2004-2010г.г.

      Положительная динамика не могла не отразиться и на таких частных показателях, как доходы бюджета города Чебоксары: значение, планируемое программой, достигнуто в 2009 году, а по итогу всего периода действия программы перевыполнение составило 40%.

Заключение

 

Таким образом, для адекватного включения российских регионов в систему глобальных обменов необходимо, во-первых, изменить управление этими обменами (существующая система «вымывает» активы российских регионов, дооценивая их как капитал за рубежом), во-вторых, изменить статус этих активов, институционально оформив их как капитал, циркулирующий на открытом рынке, в-третьих, осуществить реновацию (реинжениринг) находящихся в распоряжении регионов активов. В стране должны появиться своеобразные «узловые пункты» в системе глобальных обменов — «площадки» обращения активов, на которых они, собственно говоря, превращаются в капитал и дооцениваются.

Современная российская государственная политика регионального развития не должна больше формулироваться в логике выравнивания уровня социально-экономического развития, а точнее — уровня индустриализации, субъектов РФ. Она должна стать политикой поляризованного развития, базирующейся на принципах концентрации ресурсов в «полюсах роста» и на системе волнового распространения инноваций в государстве.

Стране необходима новая государственная региональная политика — политика пространственного развития, адекватная существующей социально-экономической и политической ситуации не только в стране, но и в глобализующемся мире. Россия позже других индустриально-развитых стран вступила в эпоху так называемой «региональной революции», когда происходит смена парадигмы развития территорий и населенных пунктов. Особенность момента заключается в том, что границы рынков постепенно раздвигаются и больше не совпадают с пределами государства и национальной экономики. Национальный хозяйственный комплекс утрачивает свою самодостаточность и внутреннюю сбалансированность как совокупность взаимо-дополняющих отраслей и производств. В силу этого старые экономические регионы России, ее поселения, обретают новую конфигурацию в пространстве глобальных потоков финансов, товаров, рабочей силы, технологий и информации.

Возникают новые  требования к системам управления региональным развитием. Стратегии регионального развития, разрабатываемые как на уровне регионов, так и на уровне федерального центра должны стать стратегиями позиционирования в открытых рынках, а не набором внутрирегиональных мероприятий. В программах социально-экономического развития регионов должен быть введен в качестве обязательного раздел, посвященный оценке уровня и качества пространственного развития данного региона и его положения в пределах федерального округа, страны в целом и для всех приграничных субъектов федерации — в мировом макрорегиональном контексте.

Основными целями Правительства субъектов РФ в  области реформирования системы  управления региональными финансами  являются: достижение стабилизации бюджетной  системы региона, максимальной мобилизации  финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций.

Дальнейшее  реформирование системы региональных общественных финансов будет сориентировано на закрепление достигнутых результатов и направлено на дальнейшее повышение качества управления и развитие финансовой системы.

Информация о работе Потенциальное развитие города