Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
Предметом исследования являются показатели социально-экономического развития города.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение методологических и теоретических основ социально-экономических развития;
- проведение анализа потенциально-экономичнского развития города Чебоксары;
- отражение путей улучшения социально-экономического развития города Чебоксары.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Теоретические и методологические основы социально-экономического развития города Чебоксары………………………..…..….….5
1.1 Разработка стратегического плана развития города и оценка его эффективности……………………………………………………………..….….5
1.2 Основные социально-экономические факторы……………………………10
Глава 2. Изучение потенциально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..13
2.1 Современная потенциально-экономическая ситуация в городе Чебоксары……………………………………………………..……………….....13
2.2 Влияние основных социально-экономических факторов на развитие города…………………………………………………………………………….30
Глава 3. Основные направления социально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..32
3.1 Проблемы социально-экономического развития города Чебоксары…….32
3.2 Пути улучшения социально-экономического развития города Чебоксары………………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………….…..42
Приложение
2. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг
Одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики. В настоящее время число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6% от общего количества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европе сертифицировано от 60 до 80% существующих компаний, в Китае - 0,4%, в России - 0,2%).
Имеют сертификаты соответствия международным стандартам ISO 14000 только 4 предприятия: акционерные общества "Промтрактор", "Чебоксарский электроаппаратный завод", "Перкарбонат" и ООО "Элпри". Практически не вовлечены в процесс внедрения международных стандартов качества малый бизнес, организации сферы услуг, образования, здравоохранения, строительного комплекса, культуры.
3. Снижение доходности,
высокая степень износа материа
Снижение доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства лишило сельхозтоваропроизводителей возможности вести нормальное воспроизводство, а также привело к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земель сельхозназначения из оборота и уходу из села квалифицированной рабочей силы из-за низких доходов.
Высокая степень износа материально-технической базы требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости отрасли и производства конкурентоспособной продукции.
Для становления земельного рынка и развития ипотеки земли в первую очередь требуется завершить процессы разграничения и регистрации прав собственности на землю. Разграничение земель по уровням собственности необходимо для объединения объекта недвижимости и земельного участка под ним с целью формирования единого объекта налогообложения, что позволит увеличить доходную часть консолидированного бюджета Чувашской Республики.
Необходимость завершения в наикратчайшие сроки в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2006 г. N 80 "О дополнительных мерах по завершению государственного кадастрового учета земельных участков и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике" работ по мониторингу и кадастровой оценке земель с целью создания информационной базы данных по их состоянию и перспективам использования является основой для эффективного функционирования рынка земли.
Развитие земельно-рыночных отношений, закрепление права собственности на землю, активизация процессов купли-продажи и залога земельных участков увеличат заинтересованность во вложении средств в землю и объекты недвижимости, тем самым повысят инвестиционную привлекательность Чувашской Республики.
4. Недостаточный уровень
развития транспортной
В ходе реализации республиканской целевой программы "Модернизация и развитие автомобильных дорог на 2006-2010 годы с прогнозом до 2025 года" в 2006 году 32 сельских населенных пункта соединены автомобильными дорогами общего пользования. В настоящее время 454 сельских населенных пункта, или 26,4%, не имеют круглогодичной связи с основной сетью дорог общего пользования. Для соединения их с сетью дорог общего пользования необходимо построить более 1,0 тыс.км местных дорог. Это будет способствовать комплексному освоению территорий, прилегающих к городам и районным центрам, в которых сконцентрирован основной производственный потенциал Чувашской Республики, увеличению мобильности сельских жителей и вовлечению рекреационных зон Чувашской Республики в процесс организации отдыха жителей и гостей республики.
Отсутствие постоянного воздушного сообщения с крупными городами и возможности приема-выпуска воздушных судов 1 и 2 классов снижает привлекательность Чувашии, особенно для крупных инвесторов.
5. Недостаточный уровень
внедрения в органах
Необходимо развивать предоставление интерактивных государственных услуг с целью кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в интересах граждан, а именно:
- устранить дублирование функций по сбору различных данных;
- снизить административные
издержки для населения и орган
- повысить оперативность
предоставления населению
- обеспечить необходимый уровень защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления.
6. Неудовлетворительное использование туристско-рекреационного потенциала города Чебоксары
В Чувашской Республике
отмечается положительная динамика
роста объемов туристских услуг,
оказываемых в санаторно-
7. Неразвитость рынка услуг
Доля отраслей, производящих услуги, в валовом региональном продукте в Чувашской Республике составляет 40,3%, в среднем по Российской Федерации - 49% (в ВВП), в ПФО - 41,3%, тогда как доля услуг в ВВП в развитых странах составляет от 60 до 80%.
Рынок услуг в Чувашии характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
8. Низкий уровень мультипликативного эффекта
Свободные мощности у
конкурентоспособных производст
В настоящее время
уровень капитализации
Организации, представляющие ведущие отрасли республики, пока не выступают своеобразными точками притяжения, обеспечивающими мультипликативный эффект с определенным вектором развития.
9. Относительно низкий уровень доходов населения
Несмотря на положительную динамику реальных денежных доходов населения Чувашии в последние годы, они пока отстают от аналогичных среднероссийских показателей. Значительная часть населения (20,3%) имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума (по России - 16,0%).
Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда в различных секторах экономики республики.
3.2 Пути улучшения социально-
Проектом федерального закона о государственном стратегическом планировании определены отношения в процессе прогнозирования социально-экономического развития, программно-целевого планирования и стратегического контроля, возникающие между участниками государственного стратегического планирования, а также при составлении и рассмотрении проектов документов государственного стратегического планирования.
Программно-целевое
Целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета города Чебоксары, разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными Стратегией социально-экономического развития города Чебоксары с учётом перспективы развития Чебоксарской агломерации до 2020 года.
Прогноз социально-экономического развития города Чебоксары на среднесрочный период разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на среднесрочный период.
Комплексная Программа социально-экономического развития города Чебоксары на 2012 – 2014 годы с прогнозом до 2016 года разработана на основе Стратегии социально-экономического развития города Чебоксары с учётом перспективы развития Чебоксарской агломерации до 2020 года, прогноза социально-экономического развития на 2012-2014г.г., муниципальных целевых программ, республиканских целевых программ, основных направлений деятельности города Чебоксары на среднесрочный период.
Такой подход отражён в проекте закона о стратегическом планировании: программы и проекты должны использоваться как инструменты реализации Стратегии и строиться по принципу «сверху вниз»: от долгосрочных документов к среднесрочным и краткосрочным, и от стратегии общенациональной к стратегическим направлениям развития ведомств.
Собственные доходы бюджета города Чебоксары росли ещё более быстрыми темпами – планируемое значение достигнуто в 2008 году. При этом бюджетная обеспеченность на душу населения также увеличилась и к концу реализации Программы составила 10167,7 руб., что на 22% выше планируемого значения. Финансирование Программы по отраслям за период 2004-2010 гг. представлено на рисунке 1. Общее финансирование по 16 разделам - составило 15073 млн.руб. или 95% от плана.
Рис. 1 Динамика финансирования Программы социально-экономического развития города Чебоксары за период 2004-2010г.г.
Положительная динамика не могла не отразиться и на таких частных показателях, как доходы бюджета города Чебоксары: значение, планируемое программой, достигнуто в 2009 году, а по итогу всего периода действия программы перевыполнение составило 40%.
Заключение
Таким образом, для адекватного включения российских регионов в систему глобальных обменов необходимо, во-первых, изменить управление этими обменами (существующая система «вымывает» активы российских регионов, дооценивая их как капитал за рубежом), во-вторых, изменить статус этих активов, институционально оформив их как капитал, циркулирующий на открытом рынке, в-третьих, осуществить реновацию (реинжениринг) находящихся в распоряжении регионов активов. В стране должны появиться своеобразные «узловые пункты» в системе глобальных обменов — «площадки» обращения активов, на которых они, собственно говоря, превращаются в капитал и дооцениваются.
Современная российская государственная политика регионального развития не должна больше формулироваться в логике выравнивания уровня социально-экономического развития, а точнее — уровня индустриализации, субъектов РФ. Она должна стать политикой поляризованного развития, базирующейся на принципах концентрации ресурсов в «полюсах роста» и на системе волнового распространения инноваций в государстве.
Стране необходима
новая государственная
Возникают новые требования к системам управления региональным развитием. Стратегии регионального развития, разрабатываемые как на уровне регионов, так и на уровне федерального центра должны стать стратегиями позиционирования в открытых рынках, а не набором внутрирегиональных мероприятий. В программах социально-экономического развития регионов должен быть введен в качестве обязательного раздел, посвященный оценке уровня и качества пространственного развития данного региона и его положения в пределах федерального округа, страны в целом и для всех приграничных субъектов федерации — в мировом макрорегиональном контексте.
Основными целями Правительства субъектов РФ в области реформирования системы управления региональными финансами являются: достижение стабилизации бюджетной системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона, создание благоприятных условий для экономического развития региона и привлечения инвестиций.
Дальнейшее реформирование системы региональных общественных финансов будет сориентировано на закрепление достигнутых результатов и направлено на дальнейшее повышение качества управления и развитие финансовой системы.