Понятие «социальная стратификация». Стратификация в СССР и современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:06, контрольная работа

Краткое описание

Социальная стратификация – это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). В социальной стратификации устанавливается определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих их, социальных фильтров. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу и легитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам.

Оглавление

Введение 3
Понятие стратификации 5
Стратификация советского общества 7
Своеобразие российской стратификации 9
Стратификация в России 10
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

контрольная стратификация.docx

— 50.70 Кб (Скачать)

     Но  чувства уважения и сострадания  постепенно уходили в прошлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государства, - таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попрошайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось преступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во второй раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В некоторых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бродяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезли.

     Наряду  с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленность. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материальным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с многодетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноценный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безработные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедность - основной источник так называемых неблагополучных детей.

     Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие надежду выбраться из него. Поэтому можно считать, что бедность - это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в не престижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дискомфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают плохие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой квалификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и мало оплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действительности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбления становятся обычным делом.

     В семьях бедняков мало книг, нет библиотеки, которая помогала бы расширить свой кругозор. Часто они вынуждены отвлекаться на подработки, в результате чего не могут хорошо усвоить школьную программу. Родители, как правило, малообразованные, не в состоянии помочь им в учебе. Если в семье наблюдается хроническое недоедание или малокалорийное питание, усугубленное алкоголизмом, то на свет появляется неполноценное потомство.

     В этих условиях формируется особый образ  жизни и система ценностей. Им свойственны замкнутость и сознательный изоляционизм. Совместными усилиями социологи выработали список черт, определяющих бедность:

     - экономическая и социальная зависимость;

     - отсутствие четких моделей ролевого поведения;

     -девиантное  поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;

     - отчуждение и политическая пассивность;

     - отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;

     - повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы) ;

     - доминирующее положение женщины в семье;

     -ранний  секс;

     - преклонение перед физической силой.

     Социологи пришли также к заключению, что  эти черты могут быть присущи  не всему низшему классу, а лишь его части - тем, кто хронически беден. Это та часть бедных, к которым применимо понятие «андеркласс». Он описывает категорию людей, которые попали на «социальное дно», опустились, спились, потеряли связи с родными и семьей (бездомные, хронические алкоголики).

     С переходом человечества к высшему  государственному устройству социальное, экономическое и политическое неравенство усилилось, приобрело законную силу и получило институциональную форму. Социальное неравенство означает присутствие классов и сословий, деление людей на бедных и богатых. Экономическое неравенство означает разное отношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту труда (пище), разные доходы и богатство. Политическое неравенство означает деление общества на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных, обладающих властью и безвластных. Таким образом, ключевым моментом политического неравенства выступает понятие власти, которая важна потому, что, установив глубинную природу власти можно обнаружить источники и механизм политического неравенства, его возникновения и воспроизводства.

     Но  там, где есть власть одних, там существует безвластие других, а все вместе называется социальным и политическим неравенством. Власть открывает путь к богатству, безвластие - к бедности.

     Заключение

 

     Социальная  структура это стабильная, неизменная связь компонентов в общественной системе.

     Предложенная  социальная стратификация современного российского общества опирается  на прежние марксистские представления  о классах, не выявляет более конкретных социальных групп внутри тех или  иных классов.

     Следует отметить, что исследования по социальной стратификации российского общества в настоящее время крайне затруднены из-за большой динамики общественных процессов.

     Исходя  из всего выше сказанного, можно  говорить о том, что средний класс  в Российском обществе не достаточно велик и границы его сильно «размыты».

     В настоящее время в России происходят крупномасштабные преобразования, затрагивающие все сферы и элементы социального целого. Суть этих перемен заключается в том, что в стране осуществляется смена общественного строя, сопровождающаяся разрушением, трансформацией, а также становлением новой социальной структуры российского общества.

     Глубокие  трансформации российского общества, затрагивающие каждого индивида, изменяющие социальные институты, практики и процессы, привели к переопределению характера межэтнических отношений и факторов этнической идентичности внутри самой России. В условиях полиэтничной среды параллельно идут процессы дифференциации и интеграции, вытесняются прежние и оформляются новые способы установления культурных границ и межкультурных контактов. 

 

      Список литературы

 
  1. Балобанова, Е.Г. Средний  класс  как  объект исследования  российских  социологов  // Общественные науки и современность. 2008. № 1. С. 50–55.
  2. Батуренко,  С.А.  Исследования  социальной стратификации современного российского общества: методологические  подходы,  критерии,  профили  и динамика  социальной  трансформации  //  Вестник Московского  университета.  Сер.  18.  Социология  и политология. 2007. № 3. С. 15–28.
  3. Горюнова,  С.В.  Средние  слои  и «средний класс»  в  современном  российском  обществе  // Общественные науки и современность. 2006. № 4.- С. 58–67. 
  4. Заславская, Т.И. Структура российского общества через призму трансформационного процесса / Т.И. Заславская // Мониторинг общественного мнения. – 2002. – №4. – С. 7–19.
  5. Збарская, И.А. Социальная структура российского общества в условиях перехода к рыночным экономическим отношениям (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года) / И.А. Збарская // Вопросы статистики. – 2006. – №5. – С. 72–77.
  6. Руткевич, М.Н. Социальная структура / М.Н. Руткевич – М.: Альфа, 2005. – 272 с.
  7. Реальная  Россия:  социальная  стратификация современного  российского  общества  /  Под  ред.  М. Тарусина. М.: «Журнал Эксперт», 2006. 680 с. 
  8. Худякова О.А., В.И. Казакова Техника и социальная стратификация современной России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2008, № 1 (9), с. 137–145.
  9. Шорохов, В.П. Богатые и бедные: концептуальная дилемма / В.П. Шорохов // ЭКО. – 2003. – №7. – С. 116–117.
  10. Штомпка, П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения / П. Штомпка // Социологические исследования. – 2001. – №9. – С. 3–13.

Информация о работе Понятие «социальная стратификация». Стратификация в СССР и современной России