Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:26, реферат
В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина "культура" в самых различных отраслях науки и практики. Наиболее удачное для социологической науки определение этого термина дано английским этнографом Э. Тейлором "Культура - то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".
Понятие «культура» в социологии, ее роль в функции общества
Слово "культура" в переводе с латинского - "возделывание", "облагораживание", что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование. Становятся понятными такие выражения, как "культурное растение", "сельскохозяйственная культура", то есть созданное, выведенное человеком.
В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина "культура" в самых различных отраслях науки и практики. Наиболее удачное для социологической науки определение этого термина дано английским этнографом Э. Тейлором "Культура - то некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества".
В самом широком контексте синонимом слова "культура" является "цивилизация". Когда мы говорим о культуре, то, прежде всего, имеем в виду те явления человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы или даже не встречаются в природе. Например, изготовление орудий труда, политическая организация общества и т. п. Хотя, конечно, в культуре всегда отмечается влияние природы. В узком смысле слова под этим термином понимается художественная, духовная культура, в социологическом контексте характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм. Культура - это те скрепы, которые объединяют людей в целостность, в общество. Японец, европеец, представитель малых народов Севера - они различаются между собой, прежде всего, определенным типом культуры. Все, что связано с возделанным, окультуренным в жизни человека, определяется сознанием. Ведем ли мы речь о хозяйственной деятельности или политике, новых технологиях, поведении в быту, восприятии художественных ценностей - все это связано с культурой общества, человека. Довольно часто применяется выражение: культурный человек или, наоборот, малокультурный человек.
Поведение животных, насекомых при всей высоте их организация и в значительной мере диктуется программой, заложенной в генах. Человеку программа его поведения не передается по наследству. Такой генетической программой является именно культура и ее составные элементы. Освоение культуры происходит постепенно в процессе учебы, воспитания, социализации и продолжается практически всю сознательную жизнь человека. Без культуры люди были бы полностью дезориентированы и не смогли бы жить в обществе. Достаточно вспомнить Маугли и подобных ему детей джунглей. Они после определенного возраста уже не могут освоить язык, научиться добывать средства к существованию. Дело в том, что у таких детенышей не было общения с людьми, они не могли усвоить самую элементарную культуру.
Именно культура регулирует поведение людей в обществе, и потому не случайно Зигмунд Фрейд называл ее репрессивной. Культура подавляет некоторые опасные и вредные для общества, окружающих людей склонности и побуждения человека - агрессивные, сексуальные. Но именно нормы культуры не исключают их полностью, а только регламентируют условия их удовлетворения: агрессивные, к примеру, в спорте, сексуальные - обязательно при определенной социальной и нравственной аранжировке.
Конечно, возможности таких элементов культуры, как обычаи, нравственные нормы в регулировании поведения человека, тоже достаточно ограничены, меняются в зависимости от объективных обстоятельств, например, кризисного состояния общества, уровня материального состояния социальной группы или отдельного человека и т. п. В этих случаях требуются более сильные регуляторы со стороны общества, государства.
Феномен культуры заключается и в отборе определенных видов поведения и опыта людей. Поэтическое выражение "Обычай - Деспот средь людей" показывает, что люди сами создают такие культурные образцы, которым впоследствии подчиняются, принимают их за само собой разумеющееся. Когда культура указывает на то, как и что мы должны делать или не делать, говорят, что она нормативная, то есть такая, которая дает нам образцы необходимого поведения.
Если в обществе или отдельной социальной группе появляются культурные нормы, которые перестают соответствовать вновь условиям, становятся неудобными или бесполезными, то люди стремятся изменить их, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Само преобразование культурных норм происходит по-разному. Одни нормы, например, нормы этикета, повседневного поведения могут быть преобразованы относительно легко, другие - государственные законы, религиозные традиции экономического и политическою поведения - изменить достаточно трудно и принятие их происходит весьма болезненно. Убедительный тому пример: экономические и политические реформы в России.
Некоторые культурные нормы, затрагивающие жизненные интересы социальной группы, общества, становятся нравственными нормами. Весь социальный опыт человечества убеждает, что нравственные нормы не изобретаются, не устанавливаются. Они возникают постепенно.
То же самое происходит и с социальными институтами. В одном обществе устанавливается такая норма культуры, как многоженство, в другом оно осуждается. В одном галлюцинации считают заболеванием, в другом рассматривают как высшую форму сознания, "мистические видения", пророчества.
Даже поверхностное знакомство с различными культурами обнаруживает многочисленные различия. В одних странах правостороннее движение, в других - левостороннее, в одних отношение к корове как священному животному, в других - совсем наоборот. Однако практически во всех культурах имеются вещи, которые можно было бы назвать культурными универсалиями. Джордж Мердок выделил их порядка. Среди них спорт, украшения тела, совместный труд, танцы, праздники, свадебные и похоронные ритуалы, подарки, гостеприимство, запрет на кровосмешение. По всей вероятности, культурные универсалии формируются на основе важнейших биологических потребностей: продолжение рода, сохранение жизни, здоровое потомство и т.п.
Культура как феномен сознания является и способом, методом ценностного освоения действительности. Активная деятельность человека, общества по удовлетворению своих потребностей требует определенной позиции. Надо считаться с интересами других людей и других сообществ, без этого нет сознательного социального действия. Это определенная позиция человека, сообщества, которая отслеживается в отношении к миру, в оценке реальных явлений, выражается в ментальном менталитете.
Культура как способ ценностного освоения действительности выражается в практической деятельности людей - и внешней, и внутренней. Понятно, что в процессе внутренней деятельности формируются мотивы, ценностные ориентации, отбираются цели, технологии будущих действий. Именно менталитет человека, сообщества составляет суть и смысл внутренней деятельности. Культура - виновник содержания, стиля всей практической жизни людей. Разумеется, она испытывает активное воздействие внешней среды, социально-экономических обстоятельств, модифицируется.
Как показывает анализ данных социологических исследований, в современном российском обществе сложилось несколько основных менталитетов:
советско-социалистический менталитет как результат прежнего общественного строя, сохранения советских социалистических традиций;
прозападно-капиталистический менталитет как результат изменения общественно-политического строя, проведения рыночных реформ, воздействия культурных норм, характерных для Северной Америки и Западной Европы;
православно-российский менталитет, имеющий глубокие корни в тысячелетней православной традиции;
криминально-мафиозный менталитет, расцветающий пышным Цветом в новых социально-экономических условиях;
мозаично-прагматический псевдоменталитет, порождение массовой культуры, конгломерат осколков нескольких менталитетов.
Именно в сложившемся культурном менталитете социальной группы, нации, индивида таится разгадка того, почему в одинаковой ситуации представители разных народов реагируют по-разному, ведут различный образ жизни. Японский и европейский художник один и тот же пейзаж изобразят по-разному. Это закономерно. Менталитет, культура - живая душа каждого народа.Долгие годы в отечественной науке об обществе было принято делить культуру на материальную и духовную. Но возьмите автомобиль, самолет, мебель. Согласитесь, что это не только предмет материальной культуры, но и духовной, показатель нравственной, эстетической культуры исполнителей.
Таким образом, социологическое понятие культуры включается в себя:
-то, что постигается человеком в процессе его жизнедеятельности;
-то, что передается из поколения в поколение, обеспечивая преемственность общества.
Уровни культуры
Так как отдельный индивид не в состоянии освоить весь комплекс знаний, составляющих человеческое или общественное наследие, принято выделять четыре уровня культуры: общечеловеческая, общества, субкультура и индивидуальная культура.
При этом более высокий уровень культуры включает в себя культуры более низкого уровня, а также свой компонент, включающий элементы, необязательные для культур более низкого уровня.
Компоненты культуры
Американский социолог Нейл Смелзер выделил четыре компонента культуры, определяющие ее содержание в социологии:
Понятия и концепты - одна из форм отражения мира на ступени познания, содержащаяся в языке и помогающая людям организовать и упорядочить свой опыт.
Отношения - момент взаимосвязи всех явлений, через которые человек при помощи понятий определяет как отдельные факты явления связанные друг с другом в пространстве, времени и по значению.
Ценности - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей, к которым необходимо стремиться. В каждом обществе и в каждой группе общества существует своя система и иерархия ценностей. Ценности отдельных индивидов или групп и их иерархия могут не совпадать с ценностями других групп и общества в целом и их иерархиями. Нормы -- элементы культуры, определяющие как должен вести себя человек, чтобы жить в соответствии с устоявшимися ценностями. Нормы включают в себя требования общества к поведению индивида в той или иной жизненной ситуации. Требования общества закрепляются в нормах и установках, содержащихся в морали и обычаях, и нормах-законах, содержащихся в системе законодательства.
Исходя из такого понимания, Смелзер говорит: "Культура - это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни"
Основные элементы культуры.
Основные элементы культуры - язык, ценности, нормы.
1. Первоосновой культуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
Лишь человек способен использовать символы, с помощью которых он общается, обменивается не только простыми чувствами, но и сложными идеями, мыслями. Используя символическую коммуникацию, человек обменивается ценными мыслями, способами совместных действий, указаниями. Без столь разработанного, богатого и разнообразного общения люди не слезли бы с деревьев и не вышли бы из пещер.
Как речь отделяет людей от животных, так и письменность (письменная речь) проводит границу между примитивными культурами и цивилизацией. Человек до письменной культуры должен всегда держать в памяти наиболее ценные образцы культуры. Но человеческая память ограниченна. Поэтому и культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи ее образцов, обречена оставаться примитивной, предельно простой. Использование письменности позволило практически безгранично усложнять и развивать культуру, сохранять и передавать неограниченному числу людей детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, воспроизводить утерянные и разрушенные культурные ценности. Язык настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в общественное культурное наследие обязательно связано с изменениями в языке. В результате профессиональные, возрастные и другие группы людей могут иметь свой специфический язык, свою языковую субкультуру.
Не только культура изменяет язык, но и язык может активно помогать или, наоборот, сдерживать распространение культуры. В ходе общения понятные и усвоенные слова являются средством для передачи традиций, норм, ценностей. Но если люди общаются на разных языках, то передача культурных образцов становится невозможной. Иногда идею или концепцию бывает трудно перевести на другой язык в силу того, что в нем нет адекватных слов для их выражения. Вот, например, почему такой специфический элемент культуры, как поговорка, шутка, анекдот, основанные часто на игре слов, теряют свой смысл при переводе.
По мере развития языка в нем появляются слова-символы с единым уровнем абстракции. Например, в русском языке слово "снег" у многих народов нет такого абстрактного понятия, у них слово применяется обязательно с определенным глаголом "снег идет", "снег тает". В писательской среде бытует любопытный рассказ о преподавании учителя русского языка в чукотской школе, прочитав детям стихи А. Пушкина "У лукоморья", он должен был долго объяснять такие понятия, как дуб, кот, цепь, золото, потому что этих слов не было в языке небольшого народа. У одних народов только человек "кто", а все остальное "что". Если человек не знает чисел, то он, по-видимому, иначе воспринимает окружающий мир. По-разному оценивают мир грамотные и неграмотные люди, письменные и бесписьменные народы. Оказывается, у каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. У каждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой статус. Культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры - высокому литературному языку, просторечию, диалекту. Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении.
Информация о работе Понятие «культура» в социологии, ее роль в функции общества