Понятие экономической культуры общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:37, реферат

Краткое описание

Центральное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.

Файлы: 1 файл

Понятие экономической культуры общества.docx

— 13.75 Кб (Скачать)

Понятие экономической  культуры общества

Центральное место в анализе  экономической системы отводится  анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых  регулируется и направляется экономическое  поведение людей.

В самом общем виде экономическую  культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения  и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и  обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики  и ориентирующих ее субъектов  иные формы экономической активности. Авторы этого определения известные  специалисты в области экономической  социологии Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.

В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных  уровней, в различной степени  воздействующих на экономическое поведение:

1)     ценности и  мораль (трудовая этика);

2)  научное и инструментальное  знание (профессиональное,

специализированное);

3)  нормы и нормативная  регуляция поведения.

Среди ценностных стандартов экономической культуры ведущее  место принадлежит ценности труда  и тесно связанной с ней  трудовой этике. Под трудовой этикой принято понимать отношение людей  к труду, запечатленное в нормах и ценностях господствующей в  обществе морали и воплощенное в  категориях и образцах культуры, которые  реализуются в сфере трудовой деятельности.

Как убедительно показал  еще М. Вебер, мировые религии  по-разному определяют значение хозяйственной  деятельности, но трудовая мораль занимает важное место в системе религиозных  ценностей. Согласно его точки зрения, протестантская этика, возникшая в ряде стран Западной Европы в XVI-XVII веках, в период после Реформации, подчеркивающая значение добросовестного труда, рачительного, бережного отношения к хозяйственной деятельности, явилась моральным стимулом для возникновения «рационального духа капитализма».

В годы социалистического  строительства в СССР отношения  официальных властей и идеологии  к ценностям трудовой деятельности было двойственным: с одной стороны, официальная пропаганда преподносила труд как «дело чести и славы», а с другой - насаждалась система  принудительного труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Отчуждение трудящихся от средств производства, монополизация этих средств партийно-государственной бюрократией привели к утрате истинной экономической мотивации, отлыниванию от работы, возникновению иждивенческих настроений среди масс.

Кризис тоталитарного  общества, его морали и культуры теснейшим образом переплетается  с кризисом трудовой этики. Основные проблемы современной экономической  культуры на уровне ценностей - это  отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной соединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика эффективно заработает лишь тогда, когда указанные ценности станут общеразделяемыми, т.е. будут приняты и усвоены большинством населения, что позволит создать новую экономическую мотивацию для трудовой деятельности.

В системе экономической  культуры важную роль выполняют и  другие ценности, воздействующие на экономическое  поведение. Среди них ведущую  роль играет такая ценность, как  частная собственность.

В России традиционно, особенно в конце ХIХ-начале XX веков, укоренилась мысль о «порочности», «пагубности» богатства. Принцип «святости» частной собственности не привился в сознании русского обществе. Радикальная русская интеллигенция весьма способствовала укоренению в народе мысли о том, что буржуазия является его основным, главным врагом. Люди гуманитарных профессий, «пролетарии умственного труда» были выходцами преимущественно из низших слоев общества и составляли ядро русской радикальной интеллигенции, они явились «духовными лидерами русской революции».

Второй составной частью экономической культуры является совокупность инструментальных и научно-теоретических  знаний. Важность этого компонента в ценностно-нормативной регуляции  экономического поведения обусловлена  тем, что он относится к рациональному  типу социального действия.

Уровень экономической культуры, связанный с нормативным регулированием экономической деятельности, также  отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:

1)      профессиональные  нормы и профессиональная этика;

2)  ролевые предписания,  относящиеся к различным типам

экономического поведения (бизнес, банковское дело, реклама и  т. д.)


Информация о работе Понятие экономической культуры общества