Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:41, контрольная работа
Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)
1.Общество.
1. Признаки общества.
Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим.
Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий.
К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Э. Шилз выделил следующие признаки общества:
Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)
Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую о пополняется за счет детей тех людей, которы
систему. Это означает, что все аспекты его воспроизводства функционально взаимосвязанны и не существуют отдельно один от другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).
2.Понятие социального
института и социальной
Понятие, сущность, основные характеристики социального института.
Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их систему социальных статусов и ролей.
Социальный институт - это совокупность лиц и учреждений, снабженными определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию.
Виды социальных институтов.
Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.
Характерные черты социальных институтов.
1. устойчивая организованная форма деятельности людей.
2. Каждый социальный
институт связан
3. Социальные институты упорядочивают поведение людей.
4. Однажды возникший
социальный институт стремится
себя развивать и работать
на самого себя. С одной стороны
это способствует к
5. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией - называется дисфункцией.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц , учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию . Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях , характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката, следователя и т. д. ) .
Социальный институт определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями , обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения .
Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин "организации" употребляется в 3-х смыслах.
1. Организацией может
называться искусственное
2. Термин "организация"
может обозначать определенную
деятельность по организации,
включающую в себя
Под "организацией"
может мыслиться характеристика
степени упорядоченности
3.Социальный статус и социальная роль. Проблема взаимосвязи.
Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном , а также активно разрабатывались Т. Парсонсом . Вот основные положения этой теории .
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций , предполагающая определённые права и обязанности , называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью ( например, директор, профессор ) . Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде , жаргоне ) , так и во внутренней позиции ( в установках , ценностях , ориентациях ) .
Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением , местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, секретарь). Выделятся также естественный и профессионально- должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность) . Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека , чаще всего , являющийся основой интегрального статуса . В нём фиксируется социальное , экономическое и производственное положение ( банкир , инженер , адвокат ) .
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек , занимающий данный статус в социальной системе . Каждый статус обычно включает ряд ролей .
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:
Социальную роль следует рассматривать в 2-х аспектах:
Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются с статусом, который имеет данная личность.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением служит характер индивида. Т. е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.
4. Человек,
как субъект соц. отношений.
Человек, как обьект соц.
Существует, теория человека, как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (человека)- ее разрабатывали Кули, Дарендорфа, Мертона и др. Сторонники теории ролей исходят из того, что человек, есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.
Человек, как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.
5. Социальная стратификация. Виды. Социальная мобильность. Виды.
1. Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний - открытые.
Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий, чинов. Государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием. Класс (в широком значении) - большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.