Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:41, контрольная работа
Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)
Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.
10.Соц. группы. Виды больших и малых групп.
В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.
Анализ внутренних связей в группе
1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.
2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях
индивида это не сказывается.
3. Реакция индивида
на взаимоотношение между
4. Отношение коллег
по группе с т. зрения
5. Отношение с членами других конкурирующих или сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов
индивида.
6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов всей группы, к которой принадлежит индивид.
7. Отношения индивида с членами своего коллектива перед представителями других конкурирующих групп.
(1,3,5 - парные связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются только в общности, они существуют для сохранения всех преимуществ, получаемых индивидом не от одного партнера, а от всей общности).
11. Соц. конфликт. Положительные и отрицательные стороны соц. конфликта.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов власти, престиже и т.п. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт — это столкновение противоположных целей, мнений, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Некоторые социологи марксистского направления считают конфликт временным состоянием общества, которое может быть преодолено рациональными способами, т.е. существует такой уровень общественного развития, когда конфликты исчезнут. Большинство социологов немарксистской ориентации считают, что существование общества без конфликта невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.
Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:
- Предотвращение;
- Подавление;
- Отсрочка;
- Разрешение.
Стратегия предотвращения конфликта.
1. Устранить реальный предмет конфликта.
2. Привлеч в качестве
арбитра незаинтерисованное лиц
3. Сделать так, чтобы
один из конфлектующих
Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:
- Целенаправленно и
последовательно сократить
- Разработать систему
правил, норм, предписаний, упорядочивающих
взаимоотношения между
- Создовать и непрерывно
поддерживать условия, которые
затрудняют или препятствуют
непосредственному
Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:
1. Изменить отношение
одного конфликтующего к
а) Изменить силу одного
или обоих конфлектующих в
воображении противоположной
б) Уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.
2. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связаных с ним и т. п.)
3. Изменить значимость
(характер, форму) объекта конфликта
в воображении конфликтующего
и тем самым сделать его
менее конфликтным (снизить
12. Религия, как соц. институт.
С середины прошлого века
в социологии и религиоведении складывается
и затем получает большое развитие
самостоятельное направление
Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.
Во второй половине XIX века положение меняется. На первом плане в социологии религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.
Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории. В частности, работа "Протестантская этика и дух капитализма", где он исследует влияние христианства на историю Запада, сделала его знаменитым. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению системы "церковь-секта".
Работы названных
Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.
Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.
Вера возникла 40 - 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:
1. первобытные религии.
Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.
Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.
Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.
Анимизм - вера в души и духов.
2. политеистические религии - многобожие.
3. Монотеизм - единобожие: буддизм (7 в. д.н.э.), христианство, ислам (самая молодая религия).
Структурные элементы религии:
1. религиозное сознание.
- религиозная идеология
- религиозная психология (вера, эмоции, общение по поводу религиозной деятельности) соборность - единение.
2. религиозная деятельность.
- культовая (освещение, крещение, венчание)
- внекультовая (воскресные
школы, издательская
3. религиозная организация
- церковь (церковно
и священно служители, миряне)
13. Семья, как соц. институт. Виды семей и браков.
Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме.
Социологи и антропологи
сравнивают семейную структуру в
разных обществах по 6 параметрам: форме
семьи, форме брака, образцу распределения
власти, выбору партнера, местожительства,
а также происхождению и
1.Форма семьи.
Термин "родство" означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относ-ся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 осн-х типа семейной структуры:
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников.
2.Форма брака.
Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.
Еще одной формой является
групповой брак - между несколькими
мужчинами и несколькими
3.Типы властных структур.
Больш-во семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным.
При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.
4.Предпочитаемый партнер.
Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп.
5.Правило выбора местожительства.
В США большинство молодоженов предпочитают нелокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.
6.Родословная и наследование имущества.
Существует 3 типа систем
определения родословной и
14. Образование, как соц. институт.
Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).
Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.