Понятие и роль СМИ в демократическом обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

Роль средств массовой информации в современном обществе очень велика.
Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1.Возникновение и развитие СМИ……………………………………...............5 2.Понятие СМИ…………………………………………………………………..7
3.Роль СМИ в демократическом обществе……………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………18

Файлы: 1 файл

к.р. по ип.docx

— 48.46 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Сибирская академия государственной службы  

Кафедра теории и истории государства  и права

Факультет юриспруденции 
 
 

Контрольная работа на тему:

«Понятие  и роль СМИ в демократическом  обществе». 
 
 
 

                                                               Выполнила:

                    студентка  2 курса, гр.08132,

                    Петрова А.А.

                    Проверил:

                    профессор, к.ю.н.,

                    доцент

                    Годованный  А.В. 
                     
                     
                     

                                  г. Новосибирск, 2010г.

 

План.

Введение………………………………………………………………………....3

1.Возникновение и развитие СМИ……………………………………...............5 2.Понятие СМИ…………………………………………………………………..7

3.Роль СМИ в демократическом обществе……………………………………13

Заключение…………………………………………………………………….16

Список  использованной литературы………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Роль  средств массовой информации в современном обществе очень велика.

     Средства  массовой информации являются одним  из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные  функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие важнейших  явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ. 
Сегодня трудно представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Потребности политической системы в средствах массовой информации и коммуникации прямо зависят от её функции в обществе, количества участников политического процесса, способов принятия политических решений, размеров государства и многих других факторов.

     Иногда  СМИ определяют как «четвертую ветвь  власти». В своем послании к Федеральному Собранию Путин 8 июля 2000 года говорил что, пока не удалось выработать четкие демократические правила, гарантирующие подлинную независимость «четвертой власти».

     Данная  очень актуальна. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения. Первая глава посвящена возникновению и развитию СМИ, вторая – понятию СМИ, третья глава посвящена роли СМИ в обществе.

     Методологическую  основу исследования составляют: историко-юридический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

     Объектом  данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере массовой информации.

     Предмет данной работы средства массовой информации и их роль в обществе.

     Цель  исследования проанализировать средства массовой информации, а также их роль в демократическом обществе.

     Для достижения цели поставлены задачи:

    1.Рассмотреть развитие СМИ.

    2.Проанализировать, что такое СМИ, их виды, признаки.

    3.Проанализировать роль СМИ в обществе.

     В работе использована учебная литература, пресса (журналы), а также работы ученых. 

 

    1. Возникновение и развитие СМИ.

     Право массовой информации относится к  редким отраслям российского законодательства, дата рождения которого может быть названа точно. До 12 июня 1990 года в  нашей стране не существовало какого-либо правового акта, который регулировал  бы общественные отношения, непосредственно  связанные с организацией и деятельностью СМИ. Отсутствие правового регулирования компенсировалось партийными нормами. Нормативные документы КПСС определяли порядок создания газет и журналов, назначения главных редакторов и т.д.

     В досоветской России законодательство о печати развивалось почти исключительно  как законодательство о цензуре. Декрет СНК РСФСР о печати от 27.10.1917 года также носил характер откровенной политической репрессии. 1

     12 июня 1990 года был принят закон СССР «О печати  и других средствах массовой информации», который стал точкой отправления становления российского законодательства о СМИ и крушении партийной системы организации печати, радио и телевидения.

     Этот  закон проработал в России около  полутора лет и 27 декабря 1991 года ему  на смену пришел закон РФ «О средствах массовой информации», ставший средством его конкретизации и дальнейшей демократизации.

     12 июня 1990 г. был принят Закон  СССР «О печати и других  средствах массовой информации»,  а 27 декабря 1991 г. - Закон РФ «О средствах массовой информации». Закон СССР декларировал свобод» печати, российский закон провозглашает свободу СМИ как естественное состояние прессы.2

     Законодательство  о СМИ  развивается как через изменение Закона РФ о СМИ, так и через издание дополняющих его законов. Большинство поправок радикально ничего не изменили в законе о СМИ. Исключение составляют поправки, внесенные в 2002 и 2003 гг. в связи с принятием ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан РФ». Они значительно ужесточили правовой режим функционирования СМИ, упростив механизм прекращения и приостановления их выпуска.

     Начиная с 1997 года Государственная Дума ведет  работу над коренной реформой закона о СМИ. 14 января 1998 года палата приняла  в первом чтении проект Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  «О средствах массовой информации»». Однако при обсуждении 17 февраля 1999 г. во втором чтении проект был отклонен.

     Потенциал закона о СМИ не исчерпан. Очевидна необходимость его обоснования  с целью:

  • Приведения в соответствии с Конституцией РФ 1993г., с новыми ГК, УК и иными кодексами РФ
  • Устранения внутренних противоречий неточностей и пробелов в законе о СМИ, выявившихся в правоприменительной практике
  • Урегулирования отношений собственности в сфере массовой информации, предотвращения монополизации СМИ, обеспечения транспарентности и информационного плюрализма
  • Имплементации международно-правовых норм, содержащихся, в частности, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и т.д.3
 
 
 
 

    2. Понятие СМИ.

     В соответствии  с законом РФ «О средствах массовой информации» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы

     Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.4

     Средства  массовой информации призваны осуществлять:

     А) поиск

     Б) получение

     В) передачу

     Г) производство

     Д) распространение информации

     Существует  несколько видов  СМИ: печатная продукция, электронная, теле - и радио - продукция. Можно условно разделить их на несколько видов:

    • рекламные издания (печатная продукция сборника объявлений);
    • электронные СМИ (как правило, это электронная  версия существующего печатного  или телевизионного источника массовой информации - газеты, журнала или  программы, это также может быть новостной блок, законодательный  и т.п.);
    • газеты;
    • журналы (современные  журналы носят очень разнообразный  характер - от научно-познавательных до информационно-развлекательных, спектр очень большой, есть также специализированные журналы, которые освещают информацию по какой-нибудь узкой области, интересную для определенной категории читателей - например, компьютерный журнал, журнал о растениях, животных и прочее);
  • справочники (справочники как правило содержат в себе информацию справочного характера, являются своего рода каталогом, устроенным тем или иным образом);
  •  радио  (в радиоэфире можно сегодня  услышать в основном музыкальные  произведения, новости, дискуссии.  Хотя, следует отметить, что в последнее время очень распространены аудиокниги, которые ставят в прямом эфире на радиостанциях, что служит образовательной цели, особенно для подрастающего поколения);
  • телевидение.

     Свобода массовой информации предполагает отсутствие ограничений в отношении:

  • поиска, получения, производства и распространения массовой информации;
  • учреждения средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими;
  • изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, за исключением ограничений, установленных федеральным законом.

     Свобода массовой информации является одной  из важнейших гарантий информационной безопасности в виду того, что:

  • она обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации;
  • защищает общественное и индивидуальное сознание от воздействия пропаганды и других форм манипулирования;
  • стимулирует накопление, обновление и передачу информации внутри социальной системы.5

     Средства  массовой информации стали главным  инструментом для распространения  сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты  продолжали использоваться, но и они  были усилены участием массовой прессы. СМИ фактически контролируют всю  нашу культуру, пропуская ее через  свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений  и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом  все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в  наше время почти не оказывает  влияния на развитие общества. 6

     СМИ имеют следующие  признаки:

  • массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
  • периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
  • принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) - много слушателей.

     Субъектами  права массовой информации являются учредитель, редакция, издатель, журналист.

     Учредителем средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Им не может быть:

  • гражданин, не достигший 18 лет;
  • отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда;
  • душевнобольной;
  • признанный судом недееспособным;
  • объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
  • гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ.

     Редакция  осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме.

Информация о работе Понятие и роль СМИ в демократическом обществе