Понятие и роль СМИ в демократическом обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 15:35, контрольная работа

Краткое описание

Роль средств массовой информации в современном обществе очень велика.
Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3
1.Возникновение и развитие СМИ……………………………………...............5 2.Понятие СМИ…………………………………………………………………..7
3.Роль СМИ в демократическом обществе……………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………18

Файлы: 1 файл

к.р. по ип.docx

— 48.46 Кб (Скачать)

     Издатель  осуществляет свои права и несет обязанности на основе федерального закона « О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», а также законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности. Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.7

     Журналист. Журналист имеет право:

     1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

     2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

     3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

     4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

     5) копировать, публиковать, оглашать  или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

     6) производить записи, в том числе  с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

     7) посещать специально охраняемые  места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

     8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

     9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

     10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

     11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона;

     12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

     Журналист обязан:

     1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

     2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

     3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

     4) сохранять конфиденциальность информации  и (или) ее источника;

     5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

     6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

     7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

     8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно, либо его выполнение связано с нарушением закона;

     9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

     10) соблюдать запрет на проведение  им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.8 
 
 

 

3. Роль СМИ в демократическом  обществе.

     В демократическом, правовом государстве  каждый гражданин имеет право  знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в таком случае будет являться компонентом демократической системы.

     Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их. в современном информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.9

     Наряду  с этим, важная роль СМИ в современном  обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о  мужественности и женственности  также создаются при помощи СМИ.10

     Именно  через журналы, газеты, кино и телепередачи читатели и зрители формируют для себя образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни. Здесь у массового читателя и зрителя появляется возможность выбора, потому что, ориентируясь только на свое собственное мировоззрение и жизненную позицию, человек может выбрать подходящий именно для него продукт, созданный средствами массовой информации. 

     Средства  информации в современном мире представляют собой важную часть духовного  производства. СМИ являются комплексом институтов и учреждений общества, порождающих единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение.

     Средства  массовой информации освещают различные  актуальные общественные проблемы и  тем самым влияют на мнение и поведение  людей как в обществе, так и  индивидуально.

     Средства  массовой информации являются определяющим каналом образования и основы общественного мнения.

     Роль  СМИ в общественных отношениях - это явление, в котором органически  сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические и иные ценности, создающие единую базу для  реального воплощения в жизнь  гражданских прав и обязанностей свободных индивидов, осознания  ими их органического сочетания. От воздействия СМИ на российское общество во многом зависит нравственное отношение наших граждан к  власти, правосознанию, социокультурным  ориентирам, эстетическим взглядам.

     Средства  массовой информации координируют свою деятельность со всеми сферами управлениями, нередко участвуют в выработке  и принятии решений по законодательным, государственно-административным, экономическим  и социально-культурным вопросам, нередко  СМИ влияют на экологические вопросы  и подымают их из неизвестности и  забвения  в жизни России.

     СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать  как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления  жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации.

     Основными направлениями деятельности СМИ  являются:

  • удовлетворение информационных интересов общества;
  • обеспечение гласности;
  • изучение и формирование общественного мнения;
  • организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;
  • поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;
  • воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.11 

 

Заключение.

     Средства  массовой информации играют важную роль в обществе. Для того чтобы подчеркнуть это иногда средства массовой информации образно называют «четвертой властью».

     СМИ играют в политической, общественной, социальной, культурной жизнях российского  общества существенную роль, имея самое  непосредственное отношение к его  жизнедеятельности и выполняя репродуктивную и продуктивную (творящую) функции, то они в той же степени, что  и творцы политики несут ответственность  за происходящие в обществе процессы. А если это так, то они должны руководствоваться  в первую очередь интересами общества и государства.12

     Деятельность  СМИ оказывает исключительно  большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический  и нравственный облик каждого  из членов этого общества, потому что  всякая новая информация, поступающая  по каналам СМИ, соответствующим  образом стереотипизирована и несет  в себе многократно повторяемые  политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в  сознании людей.13

     Можно отметить, что формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы  СМИ:

  • удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества;
  • обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;
  • объективно и полно отражают условия жизни общества;
  • собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;
  • привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;
  • используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии;
  • обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.
  • В современных условиях целостность системы СМИ подвергается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т. п.14

     Итак, средства массовой информации проанализированы. Цель достигнута.

 

     Список  использованных источников.

     Нормативные и иные правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Рос. газ. – 1993. – 25 дек.
  2. О средствах массовой информации: Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. №- 2124-1 [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

     Научная и учебная литература.

  1. Алексеева М.И. Средства массовой информации России / М.И. Алексеева. – М.: Аспект-Пресс, 2008. - 380 с.
  2. Бачило И.Л. Информационное право: учебник / И.Л.Бачило, В.Н.Лопатин, М.А.Федотов. – 2-е издание с изм. и доп. – СПб.: Издательство Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – 725 с.
  3. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. - М.: 1991. – 165 с.
  4. Годованный А.В. Информационное право: учеб. пособие / А.В. Годованный, СибАГС. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2010. – 248 с.
  5. Гусева О.В СМИ и политика / О.В. Гусев . - М.: Универсум, 2000. – 168 с.
  6. Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм,2002. – 285 с.
  7. Ковалева Н.Н. Информационное право: учебное пособие / Н.Н. Ковалева. – М: Дашков и К, 2008. -359 с.
  8. Копылов В.А. Информационное право / В.А.Копылов. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 512 с.
  9. Назаров Б.Н. Массовая коммуникация и общество / Б.Н. Назаров. -  М.: 2004. – 358 с.
  10. Журавлев Д.А. СМИ и терроризм / А.Д. Журавлев // Общественные науки и современность. - 2009.  - № 5. - С. 73. 
  11. Корконосенко С.Г. Социальные приоритеты в российской прессе нового времени / С.Г. Корносенко // Средства массовой информации и современное общество. - 2000.  - С. 114

Информация о работе Понятие и роль СМИ в демократическом обществе