Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:48, контрольная работа
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Введение......................................................................................................2-3
Понимающая социология и теория социального действия.......................................................................................................4-7
Понятия социальной реальности, место в ней социального действия.......................................................................................................8-10
Объективность социологического исследования.................................11-12
Заключение.................................................................................................13-14
Список литературы....................................................................................15
Содержание:
Введение......................
Понимающая
социология и теория социального действия......................
Понятия социальной реальности, место
в ней социального действия......................
Объективность социологического исследования..................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение:
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.
Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности.
Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.
Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений социологии: бюрократии, религии, города и труда.
Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».
Развитие социологических представлений об обществе все время шло по нарастающей – от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.
Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.
1. Понимающая социология и теория социального действия.
Социология во второй половине прошлого века была, в сущности, довольно молодой наукой. Как мы помним, основоположник этой науки Огюст Конт был одновременно и основателем нового научного метода - позитивизма. Позитивизм, рассматривая человеческое общество как одну из разновидностей природной реальности, требовал подходить к его изучению с помощью тех методов, которые зарекомендовали себя в естественнонаучных дисциплинах: наблюдение, регистрация фактов, обобщение и выведение закономерностей.
Таким образом, позитивизм с самого начала приобрел господствующие позиции в новой науке. Однако, по мере ее развития, все большее число исследователей задумывались о правомерности использования именно этого метода исследований. Так, немецкий историк культуры и социальный философ В. Дильтей утверждал, что в социальных дисциплинах способы познания должны отличаться от тех, что сложились в естественнонаучных. Дело в том, что общество состоит из индивидов, наделенных сознанием, и само оно - человеческое порождение. Если естественные науки имеют дело с внешним опытом и прибегают главным образом к объяснению наблюдаемых явлений, то науки, изучающие общество, состоящее из людей, должны учитывать понимание чувств, мотивов, интересов этих людей.
Эти идеи оказали серьезное влияние на М. Вебера в его размышлениях о научном методе, который должен применяться в науке о человеческом обществе. И он, в конечном счете, приходит к выводу, что социальные науки в этом смысле должны глубоко отличаться от естественных наук (хотя и имеют с ними общее рациональное начало). Одной из важнейших отличительных черт науки о человеческом обществе должно быть понимание. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Для этого и вводится термин , который дословно переводится с немецкого как "понимание" и приобретает в социологическом методе Вебера довольно автономное значение.
В то же время социология, будучи наукой, изучающей человеческое поведение в максимально обобщенном виде, не может посвятить себя выявлению мотивов каждого отдельно взятого индивида - все эти мотивы настолько различаются и не похожи один на другой, что мы окажемся не в состоянии составить сколько-нибудь связного описания их или создать какую-либо типологию. Однако в этом, по мнению Вебера, нет нужды: поскольку все люди имеют общую человеческую природу, нам необходимо просто составить типологию различных поступков людей в их отношениях со своим социальным окружением.
Суть использования состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей для того, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям, по своему убеждению, служат. Если социологи намерены, например, проанализировать социальные причины, по которым люди размахивают руками, они должны иметь какие-то основания для того, чтобы решить, что именно является побудительными мотивами взмахов чьей-то руки вверх и вниз (вправо-влево), и почему другие так не поступают в аналогичной ситуации. Если вы оказываетесь неспособны к исследованию такого рода значений, это может стать источником серьезных заблуждений, когда какие-то группы действий будут отнесены к одной и той же категории, в то время как в действительности они принадлежат к различным категориям. Исследование значений человеческих поступков - это в какой-то степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей.
В качестве одного из важных исследовательских инструментов в своем социальном анализе Вебер использует понятие идеального типа. Идеальный тип - это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя - в качестве теоретической схемы изучаемого явления - и выступает как своеобразный "эталон", сравнивая с которым интересующий нас объект, мы можем судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент. Как указывает Ю.Н. Давыдов, "идеально-типическая конструкция отвечает на вопрос, каким был бы социальный процесс и фактические обстоятельства его протекания, если бы они целиком и полностью отвечали своему принципу (правилу), своей логически непротиворечивой схеме".
Вебер предполагал, что социологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, которые доступны для наблюдения в реальном мире, и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальной конструкции. Не все характеристики этой конструкции могут быть представлены в реальном мире. Но любую конкретную ситуацию можно понять глубже, сравнивая ее с идеальным типом. Например, конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии, однако знание этого идеального типа может пролить свет на эти реальные вариации. Поэтому идеальные типы представляют собой, скорее, гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений, и имеющие объяснительную ценность. "Идеальный" здесь означает, скорее, "чистый" или "абстрактный", нежели нормативно желательный. Вообще говоря, точная связь между идеальными типами и реальностью, к которой они относятся, остается не до конца ясной. Вебер, с одной стороны, предполагал, что выявляемые расхождения между реальностью и идеальным типом должны вести к переопределению типа, а с другой стороны, он также утверждал, что идеальные типы являются моделями, не подлежащими проверке. Однако другие социологи трактовали их как проверяемые модели реального мира. Дополнительная путаница может возникнуть вследствие того, что Вебер сам часто молчаливо использовал идеальные типы как проверяемые модели. Впрочем, сущность этого инструмента станет лучше понятна из его применения. Мы рассмотрим здесь два идеальных типа, использованных Вебером в его социологии.
Одним из центральных понятий веберовской социологии выступает социальное действие. Вот как определяет его сам Вебер:
"Действием" мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. " Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" .
Однако действия и поступки людей изучают и многие другие науки, в частности, история и психология. В чем же качественное своеобразие чисто социологических подходов? Прежде всего, в том, что социология изучает обобщенное поведение людей как если бы оно протекало в неких идеальных условиях. При этом ее интересует не только ориентированность действий на других людей, но и степень наполненности их определенным смыслом. Понятие же смысла выводится из соотношения цели и средств. Изучение различных вариантов такого соотношения приводит Вебера к построению идеальной типологии социальных действий.
2. Понятия социальной реальности, место в ней социального действия.
Социальная реальность — это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования.
Система – это предмет, явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящийся во взаимных связах и отношениях и образующих целое.
Основные признаки социальной системы : интеграция и целостность.
Иерархия социальных систем- «суперсистемой» называется социетальная система, состоящая из экономической, политической, духовной систем и их подсистем.
Характеристика основных социальных систем :
-Социальная связь
Социальная связь – вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей, связи, которые устанавливаются между индивидами, между индивидами и явлениями и процессами окружающего мира, между социальными группами.
Социальная связь – это совокупность отношений, которые возникают между людьми.
Предпосылками социальных связей являются: контакты: 1) пространственные (непосредственный, или опосредованный, который не всегда приводит к возникновению тесных связей, но являются лишь определенной предпосылкой к установлению социальных связей( заинтересованность). 2) психологический предполагает взаимную заинтересованность и является необходимым условием для возникновения устойчивой связи (односторонней или двухсторонней). 3) социальный – это контакт в случае взаимодействия субъектов, обмениваться ценностями, которые представляют интерес для субъектов.
Социальные контакты могут быть:
А) приходящими или устойчивыми.
Б) частичными, илди публичными.
В) личностные и вещественные.
Г) непосредственный и опосредованный (через СМИ).
-Социальное действие
Согласно Максу Веберу, социальное действие – это осознанное действие, ориентированное на других людей. Вебер выделяет:
1) целерациональное
2) ценностнорациональное
3) ценностноориентированное
4) традиционное
5) аффективное социальное действие.
Социальное действие – это действие, которое имеет целью вызвать изменение поведения, установок, стремлений, индивидов или групп.
Если анализировать социальное действие как систему, в нем можно выделить следующие составные элементы:
1) действующее лицо (субъект действия)
2) объект действия (лицо- субъект, на которое действуют)
3) средство или орудие действие
4) метод действия или способ использования средств действия
5) результат действия или реакция лица, на которое действуют.
Социальное действие следует отличать от понятия «поведение». Поведение – это реакция на действие. Социальное действие – это система поступков, средств и методов, при помощи которых лицо или группы пытаются изменить поведение, установки или мнения других лиц или групп.
-Социальные взаимодействия
Взаимодействие – это любое поведение индивидов, или групп индивидов, имеющее значение для других индивидов, и общества в целом.
Понятие взаимодействие отражает характер и содержание различных видов деятельности, реализуемой между людьми и социальными группами, занимающие разные позиции и выполняющих разные социальные роли (функции).
Любое взаимодействие, в какой сфере оно не было реализовано, всегда носит социальный характер.
Социальное взаимодействие имеет две стороны:
1) объективную, связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер взаимодействия.
2) Субъективную, социетальное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях (экспектациях) соответствующего поведения. Это межличностные, социально- психологические отношения (т.е. непосредственные связи и отношения между индивидами) складывающиеся в конкретные условия места и времени.
3.Объективность социологического исследования.
Социологические исследования – очень мощный инструмент получения данных о жизни общества. Они могут предсказать, как изменятся общественные вкусы. Они ставят своеобразный диагноз существующим порокам общества. На основе социологических исследований можно сделать далеко идущие выводы о глобальных тенденциях и развитии локальных ситуаций. Но при этом важно быть уверенным в том, насколько объективны сами социологические исследования. За счет чего достигается объективность социологического исследования?
Информация о работе Понимающая социология и теория социального дейстия