Понимающая социология Макса Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 09:15, реферат

Краткое описание

Вебер, Макс (1864—1920), великий немецкий философ, социолог, культуролог. Обучался в Гейдельбергском университете юриспруденции, политической экономии, экономической истории, политике. С 1884 — профессор того же университета. В 1898 душевное расстройство вынуждает отказаться от преподавания, но он продолжает много писать и исследовать. В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию, — разграничение опытного знания и ценностей. Веберу присущ широкий культурологический подход к общественным проблемам.

Оглавление

§1 Биография Макса Вебера
§2. Сущность понимающей социологии
§3. Идеальные типы социальных действий
§4. Влияние Баденской школы на творчество Макса Вебера

Файлы: 1 файл

Понимающая социология М.Вебера.docx

— 27.09 Кб (Скачать)

      Оглавление 

§1 Биография  Макса Вебера

§2. Сущность понимающей социологии

§3. Идеальные  типы социальных действий

§4. Влияние Баденской школы на творчество Макса Вебера  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1. Биография Макса Вебера 

     Вебер, Макс (1864—1920), великий немецкий философ, социолог, культуролог. Обучался в Гейдельбергском университете юриспруденции, политической экономии, экономической истории, политике. С 1884 — профессор того же университета. В 1898 душевное расстройство вынуждает отказаться от преподавания, но он продолжает много писать и исследовать. В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию, — разграничение опытного знания и ценностей. Веберу присущ широкий культурологический подход к общественным проблемам.

     Его труды в значительной мере определили направления развития социально-научные знания. Разработал теорию «социальных типов». Вебер известен исследованиями по истории европейской культуры, к определяющим чертам которой он относил: рациональность, проявляющуюся в экономике (двойная бухгалтерия), в политике (современная юриспруденция, право), в этике (честность в отношениях между кредитором и должником) и т. д. Основные работы: «Социология религии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Социальные причины падения античной культуры», «Рациональные и социологические основания музыки» и др.

     По  мнению ряда исследователей трудов Вебера, одной из основных его работ считается  «Протестантская этика и дух  капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

     Другие  основной работой Вебера считают  «Хозяйство и общество». Данная работа представляет собой один проект, осуществленный в двух вариантах. Первый вариант  написан в 1910-14 годах, другой - в 1919-20 годах. Обе части остались незавершенными автором, они представляют собой  набросок будущей книги. Первая часть посвящена особенностям западного развития капитализма, вторая - историческим вопросам. При этом социализм, понимаемый как рациональный, считается составной частью западного развития. Рациональный капитализм и рациональный социализм являются двумя альтернативами, в которых развивалось общество.

     Но  сердцем философского наследия М.Вебера считаются работы, связанные с  хозяйственной этикой и социологией  религии. По мнению самого философа, социология занимается пониманием конкретных исторических событий, действительности, она должна устанавливать общие правила, но это не цель, а средство, ибо идеал  естественных наук отвергается как  неприемлемый. 

§2. Сущность понимающей социологии 

     Свою  социологию М. Вебер, а за ним его  последователи и исследователи, определяет как понимающую, почему?

     Идея  немецкого социолога состоит  в следующем: объясняя явления природы, люди прибегают к суждениям, подтвержденным человеческим опытом, чтобы иметь ощущение того, что они их понимают. Здесь понимание достигается через определение понятий и установление связей между ними, так сказать, "опосредованным" путем. Тем более, что сами эти явления природы, как таковые, смысла не имеют.

Другое  дело - человеческое поведение. Здесь  понимание оказывается непосредственным. Человеческое поведение, в отличие от "поведения" природы, представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем фактом, что люди наделены разумом. Социальное поведение (социальное действие) содержит осмысленное построение, которое социологическая наука в состоянии понять и исследовать.

     Принцип понимания оказывается критерием, с помощью которого сфера, важная для социолога (имеющая для него существенное значение, релевантная), отделяется от той, что не может быть предметом его исследования. Поведение индивида социолог понимает, а "поведение" клетки - нет.

     В равной степени, по Веберу, социолог не понимает "действия" народа или  народного хозяйства, хотя вполне может  понять действия составляющих - народ индивидов. Другими словами, возможности социологического понимания ограничиваются действиями индивидов.  

     §3. Идеальные типы социальных действий 

     Специфическим объектом понимающей социологии Вебер провозглашает не внутреннее состояние или внешнее отношение человека как таковое, взятое само по себе, а его действие. Действие же - это всегда понятное (либо понимаемое) отношение к тем или иным объектам, отношение, которое характеризуется тем, что оно предполагает наличие определенного субъективного смысла.

     Вот как определяет его сам Вебер:

     "Действием"  мы называем действие человека (независимо от того, носит ли  оно внешний или внутренний  характер, сводится ли к невмешательству  или терпеливому приятию), если  и поскольку действующий индивид  или индивиды связывают с ним субъективный смысл. "Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него".

     В качестве одного из важных исследовательских  инструментов в своем социальном анализе Вебер использует понятие  идеального типа. Идеальный тип - это  некая мыслительная конструкция, которая  извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя - в качестве теоретической схемы  изучаемого явления - и выступает  как своеобразный "эталон", сравнивая  с которым интересующий нас объект, мы можем судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент. Вебер предполагал, что социологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, которые доступны для наблюдения в реальном мире, и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальной конструкции. Не все характеристики этой конструкции могут быть представлены в реальном мире. Но любую конкретную ситуацию можно понять глубже, сравнивая ее с идеальным типом. Например, конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии, однако знание этого идеального типа может пролить свет на эти реальные вариации. Поэтому идеальные типы представляют собой, скорее, гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений, и имеющие объяснительную ценность. "Идеальный" здесь означает, скорее, "чистый" или "абстрактный", нежели нормативно желательный.

     Социология изучает обобщенное поведение людей, как если бы оно протекало в неких идеальных условиях. При этом ее интересует не только ориентированность действий на других людей, но и степень наполненности их определенным смыслом. Понятие же смысла выводится из соотношения цели и средств. Изучение различных вариантов такого соотношения приводит Вебера к построению идеальной типологии социальных действий. 

     Таблица 1. Идеальные типы социальных действий

Тип Цель Средства Общая  характеристика
Целерациональное Осознается  ясно и отчетливо, предвидятся и оцениваются последствия Адекватные  Полностью рациональное, предполагает рациональный расчет на реакцию окружения
Ценностно-рациональное Действие как самостоятель-ная ценность Адекватные  заданной цели Рациональность  может оказаться ограниченной - иррациональностью  заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс)

     Окончание таблицы 1.

Тип Цель Средства Общая характеристика
Традиционное Минимальное  осознание цели Привычные Автоматическая  реакция на привычные раздражители
Аффективное Не осознается Подручные Стремление  к немедленному (быстрейшему) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмо-ционального напряжения
 

     Целерациональное действие - в его основе лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;

     Ценностнорациональное - основано на вере в безусловную ценность определенного поведения независимо от его результата;

     Аффективное - определяется эмоциональным состоянием индивида или аффектами;

     Традиционное - определяется традицией или привычкой. 

§4. Влияние Баденской школы на творчество Макса Вебера  

Творчество  М. Вебера  сыграло  важнейшую  роль  в повороте  социологии  в  сторону  решения  задач,  связанных  с  проблематикой  понимания человеческих (социальных) смыслов. Принципиальное отличие понимающей  социологии Вебера  от  предшествующих  социологических  теорий заключалось  в  том,  что  он  не  пытался разрабатывать онтологическую теорию  социальных действий (их  сущности,  структуры,  социальной детерминированности), но выдвинул, по сути дела, принципиально новую методологическую задачу: каким образом социолог может понять смыслы действий индивидов.

На творчество Вебера, безусловно, оказали влияние идеи «философии жизни» Дильтея и представителей Баденской школы. Именно в трудах этих философов был  провозглашен  тезис  о  принципиальном  различии гуманитарных наук – «наук о духе» (таких как история, филология, философия, психология, культурология) – и естественных наук (наук о природе). Это различие коренится в том, что гуманитарные науки имеют дело с изучением творчества личности, для которого характерно порождение смыслов (активность «духа»),  тогда  как природа не  обладает  смыслами (сознанием). Отсюда проистекают принципиальные различия в гносеологических установках «наук о природе» и «наук о духе». Если первые ориентируются на выявление всеобщего, объективного в изучаемых явлениях, открытие законов, каузальных связей, то вторые имеют дело с индивидуальным, личностным началом в  творчестве человека,  его  субъективной активностью. Поэтому  в  естественных  науках  главенствует,  по мнению представителей «антропологического поворота» в философии, объяснение природных явлений, а «науки о духе», с их точки зрения, должны быть устремлены к пониманию индивидуального творчества человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. А.С. Кравец. Научные доклады: Понимающая социология Макса Вебера.
  2. Г.В. Осипов. История социологии в Западной Европе и США.
  3. И.С. Кон. История буржуазной социологии XIX — начала XX века
  4. Открытый образовательный интернет ресурс. http://socioline.ru
  5. Общедоступная интернет энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Понимающая социология Макса Вебера