Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 22:38, курсовая работа
Актуальность темы, выбранной для анализа, обусловлена высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации.
В нашей стране происходит сложный процесс становления института государственной службы, и параллельно с ним, разрабатывается законодательство, имеющее антикоррупционную направленность. В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ……........5
Понятие и виды коррупции………………………………………………..5
Функции коррупции………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ……………………..11
2.1. Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной службы…………………………………………………….....11
2.2. Антикоррупционная политика Российской Федерации…………………15
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ………19
3.1. Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы………………………………………….19
3.2. Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации…………………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….......................................27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ……........5
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ……………………..11
2.1. Зарубежный опыт преодоления коррупции
в органах системы государственной
службы……………………………………………………....
2.2. Антикоррупционная политика Российской Федерации…………………15
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ………19
3.1. Направления и особенности противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы………………………………………….19
3.2. Перспективные направления антикоррупционной
политики в Российской Федерации………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы, выбранной для анализа, обусловлена высоким уровнем коррумпированности федеральных и региональных органов государственной службы Российской Федерации.
В нашей стране происходит сложный процесс становления института государственной службы, и параллельно с ним, разрабатывается законодательство, имеющее антикоррупционную направленность. В современной научной литературе по проблемам борьбы с коррупцией существует множество определений коррупции. Ее рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд ученых считает, что коррупцию нужно рассматривать не как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.
Создавая системы противодействия коррупционным проявлением, по средствам принятия различных профилактических, предупредительных и карательных мер, наше государство, как бы оно не стремилось, в полной мере, на сегодняшний день не может обеспечить должной политической устойчивости и экономической безопасности страны. И действительно, коррупция как феномен в общественной и государственной жизни имеет повышенную степень общественной опасности по сравнению со всеми другими похожими элементами социальной действительности.
Государственная коррупция существует, когда государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. И там, где степень данного вмешательства больше, уровень коррумпированности выше. И прежде, чем приступать к искоренению коррупции, необходимо позаботиться о том, чтобы минимизировать порождающие ее социально-экономические условия. Важно понимать, что борьба с коррупцией не сводится к борьбе с ее проявлениями. Такая борьба всегда тесно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства.
Бороться с коррупцией силами самих коррупционеров бессмысленно. Начинать надо с создания благоприятной для этой борьбы политической среды, которая подразумевает наличие оппозиции, реальной свободы слова и прозрачность власти. Это три необходимых условия, без наличия которых всякая борьба будет просто фикцией. Другими, не менее значимыми условиями является: четкое законодательное определение функций государства и отдельных чиновников; сокращение сфер, где принятие решений зависит от воли отдельных лиц; ясность, простота и стабильность законодательства; создание условий для формирования гражданского общества; повышение образовательного уровня населения, в том числе и в плане правовой грамотности.
Объектом исследования является коррупция в органах власти ее причины и пути преодоления.
Предметом исследования являются причины возникновения коррупции и механизмы борьбы с ней
Целью исследования является рассмотрение причины ее возникновения изучение наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Цели исследования соответствуют следующие задачи:
- определить понятие коррупции, рассмотреть ее виды
- функции коррупции
- механизмы противодействия в
системе государственной и
-перспективные направления
- статистические данные уровня коррупции по регионам.
Необходимым условием достижения поставленной цели являются следующие научные методы: анализ, статистика, сравнение.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ
1.1. Понятие и виды коррупции
Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.1
В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.
В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях".
Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.
Согласно ст. 1 ФЗ № 273 -ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции", коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.2 Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.
Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.
Исходя из этого, коррупция в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).
Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора.
Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.
Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.
Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).3
Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.
1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:
- государственная коррупция (коррупция госчиновников); - коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); - политическая коррупция (коррупция политических деятелей).
2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:
- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; - подкуп по инициативе просителя.
3) В
зависимости от субъекта
- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);
- предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); - криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).
4) В
зависимости от формы выгоды,
получаемой взяткополучателем
- денежные взятки; - обмен услугами (патронаж, непотизм).
5) В
зависимости от степени
- децентрализованная
коррупция (каждый взяткодатель
действует по собственной
6) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:
- низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); - верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); - международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).
7) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:
- эпизодическая коррупция; - систематическая (институциональная) коррупция; - клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).4
1.2.Функции коррупции
Рассматривая коррупцию как социальное явление необходимо отметить её функции.
М. Вебер ввел функциональный подход к исследованию коррупции. Он сделал вывод о функциональности и приемлемости коррупции при условии, что она усиливает позицию элит, гарантирующих ускорение происходящих в обществе изменений. Согласно воззрениям сторонников такого подхода, выполнив свои политические и экономические функции, коррупция исчезает. Экономические функции коррупции сводятся к стимулированию инвестиций и предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий. Другой сторонник функционального подхода - Г. Мюрдаль, наоборот, признает негативную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития.
Сторонники институционального подхода (С. Хантингтон, Я. Тарковски) исследуя модернизацию развивающихся стран, видят в коррупции единственное средство постепенного создания институтов, необходимых для демократического развития общества. По их мнению, индустриализация создает новые источники богатства и власти, а также социальные и политические требования, которые постоянно меняются. Эти трансформации не позволяют осуществлять политическую институционализацию. Следовательно, по их утверждению, коррупция является не результатом отклонения поведения от норм, а несоответствием между нормами и устанавливающимися моделями поведения.
Р. Теобальд выделяет следующие выгоду и негативные последствия от коррупции. Среди выгод от коррупции он называет:
а) стимулирование экономического роста;
б) содействие политическому развитию.
Стимулирование экономического роста предполагает:
- накопление капитала;
- предприимчивость;
- проникновение
делового подхода в
В слаборазвитых странах, по мнению Р.Теобальда, в условиях ограниченности ресурсов капитала коррупция, не выходящая за определенные рамки, создает климат, благоприятный для расширения экономических возможностей, реализации стремления к получению прибыли.
Под влиянием коррупции здесь возникают параллельный рынок и диспаритет цен. Такой рынок позволяет выявить реальные соотношения спроса и предложения, с учетом которых может быть скорректирована регулируемая цена.5
Содействие политическому развитию Р. Теобальд видит в том, что коррупция, способствуя формированию политических партий, участвующих в выборах стимулирует массовое участие в политическом процессе.
Информация о работе Перспективные направления антикоррупционной политики в Российской Федерации