Особенности работы с трудными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление - естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения. В силу этого проблема влияния деятельности на личность, на ее внутренний мир и, наоборот, влияние личностных особенностей на деятельность является одной из актуальных проблем современной психологии

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1 Психолого-педагогические проблемы школьных трудностей детей старшего дошкольного возраста
1.1. Научно-теоретические основы возникновения школьных трудностей ……………………………………………………………………………………...
1.2 Основные факторы, влияющие на возникновение школьных трудностей……………………………………………………………………….
Выводы по 1 главе…………………………………………………………

Глава 2 Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении в контексте предупреждения возможных школьных трудностей
2.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………
2.2. Психолого-педагогическое предупреждение возможных школьных трудностей……………………………………………………………………….
Выводы по 2 главе………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

       Когда ребенок начинает ходить в школу, он может столкнуться с весьма досадной проблемой: ему тяжело усвоить новый материал, в классе он считается одним из отстающих. Зачастую бывает гораздо легче не допустить возникновения подобной ситуации, чем потом пытаться исправить положение. Поэтому мы рассмотрим возможные профилактические меры, которые будут полезны родителям, чей ребенок в скором времени должен отправиться в школу, а также некоторые методы, способные исправить негативную ситуацию, сложившуюся у ребенка в процессе обучения.

       Подчас родителям трудно определить степень готовности своего ребенка к восприятию новых знаний. Им кажется достаточным, если ребенок выучил буквы, стихи, знаком с известными сказками и некоторыми детскими литературными произведениями. Именно поэтому они спокойно отправляют его в школу, будучи уверенными, что он имеет необходимую базу знаний.     Как правило, дети еще до школы учатся читать, писать и выполнять несложные арифметические действия. Естественно, что на этом фоне ребенок, не владеющий подобными умениями, будет чувствовать себя весьма неуютно. Ведь он не сможет вместе со сверстниками выполнять все задания учителя. Да и педагогу придется отвлекаться, чтобы объяснить отстающему то, что ему неизвестно, а для остальных — давно пройденный этап. Подобные досадные причины и приводят к тому, что у первоклассника формируется абсолютно негативное отношение как к школе в целом, так и к процессу обучения. Маленькие дети ничуть не менее взрослых нуждаются в том, чтобы окружающие признавали их успехи. Все вышесказанное должно заставить родителей задуматься о подготовке ребенка к школе.

       При этом следует учитывать, что каждая школа имеет свою шкалу требований, которой должны соответствовать дети при поступлении в первый класс. Во многих школах и гимназиях существуют специальные подготовительные классы, в которых занятия проводят опытные педагоги. Помимо чтения, счета и письма, подготовка к школе обязательно должна включать в себя развитие речи, памяти, моторных навыков. А тому в первую очередь способствует регулярное общение ребенка со взрослыми членами семьи. Так, обычно лучше всего удается вести беседы тем детям, чьи родители с ранних лет уделяли ребенку достаточно внимания, разговаривали с ним на разные темы, всегда интересовались его мнением по тому или иному поводу. Простой пример — собираясь на прогулку, у ребенка можно спросить: «Как ты думаешь, куда нам лучше всего пойти? И почему?» Ребенок должен ответить, куда бы он хотел отправиться, и при этом объяснить свой выбор. В процессе разговора родители могут задавать наводящие вопросы (например, в какие игры можно играть на прогулке в разные времена года?). Подобные беседы можно вести с ребенком уже начиная с трех лет.

      Предлагайте ребенку вопросы, требующие четкого логического продолжения. Например: «Если за окном идет снег, как будет выглядеть улица?» Благодаря таким вопросам ребенок учится наглядно-образному и логическому мышлению. Он мысленно представляет себе заснеженную улицу и начинает описывать ее характерные признаки. Эти упражнения не занимают много времени, но приносят хорошие результаты.

     Для развития памяти можно использовать различные игры, в которых, помимо ребенка, будут участвовать как его сверстники, так и взрослые. Вот пример простой игры, которая хорошо тренирует память: взрослый человек выбирает несколько мелких предметов (это могут быть брелок, ключи, зеркальце, карандаш, часы и т. д.) и кладет их на стол. Первоначально следует ограничиться небольшим количеством предметов, достаточно 6—7 наименований. Ребенку нужно в течение одной-двух минут внимательно смотреть на разложенные предметы, затем отвернуться и, не глядя на стол, перечислить, что на нем находится. После нескольких сеансов игры количество предметов можно увеличить. Для того чтобы ребенку было интереснее, к игре желательно привлекать его друзей. Разумеется, для каждого участника набор предметов должен быть разным.

       Кроме этого, следует как можно чаще обращаться к ребенку с просьбой, чтобы он напомнил папе или маме о чем-либо, например, в магазине - о необходимости сделать какую-либо покупку. Также следует предлагать ребенку вспомнить, что он видел в театре, в гостях, в парке, на улице и т. д. Иначе говоря, ребенок должен тренировать память, фиксируя свое внимание на мелочах. Проследите, запоминает ли ребенок то, что вы читаете или рассказываете ему, или то, что он смотрит по телевизору. Обращайтесь с просьбами пересказать содержание понравившейся книги или фильма, когда после прочтения или просмотра уже прошло определенное время. По ответам ребенка можно будет сделать вывод относительно того, насколько хорошо он запоминает новую информацию [19, с. 15].

       Случается, что и детсадовские  дети не обладают умением адаптироваться  к новому коллективу, поэтому  в школе у них также могут  возникнуть проблемы с общением. Ситуация осложняется еще и тем, что коммуникабельные дети буквально с первых дней в школе находят себе друзей. А несколько замкнутый ребенок остается в одиночестве. Если ребенок замкнут, робок, стеснителен, ему в школе будет трудно. Значит, родителям надо помочь ему обрести уверенность в себе и в своих силах. Не секрет, что чаще всего дети бывают робкими и стеснительными в том случае, если в семье не самая благоприятная обстановка.

      Желательно развивать у ребенка  чувство самостоятельности. Позволяйте ему выбирать для себя книги, маршруты прогулок, на которые вы отправляетесь вместе, фильмы, которые вы смотрите в свободное время. Приучая ребенка к самостоятельности, в мягкой форме требуйте, чтобы он без напоминаний садился за приготовление уроков, собирал вечером свой школьный рюкзак. Со временем он привыкает, что к нему относятся с уважением, не подавляют чрезмерной опекой. Обязательно надо формировать у ребенка уверенность в том, что у него все получится. Почаще обсуждайте с ним различные жизненные ситуации, по ходу которых он поймет, что в затруднительные положения попадают все или практически все люди. И поэтому нет ничего удивительного или шокирующего в том, что определенные трудности встречаются и у него.

   Можно придумывать различные ситуации, герои которых весьма успешно справляются с теми же проблемами, которые есть у вашего первоклашки. Проявите свою фантазию и талант сочинителя, рассказывая ему различные поучительные истории. Дети очень любят обсуждать со взрослыми те или иные вопросы, тем более их интересует то, что каким-либо образом относится к их жизни, например школьные оценки, взаимоотношения с одноклассниками и педагогами [19, с. 15].

            Рекомендации родителям по подготовке  детей к школе.

1. Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

2. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

3. По возможности не давайте ребенку готовых опытов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если  он утверждает, что деревья  зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.

4. Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

5. Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причиненную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

6. Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дошкольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов [19, с. 20].

      Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа и т.д.

 

 

 

Выводы  по 2 главе

    

   Во второй  главе были рассмотрены возрастные  особенности детей старшего дошкольного  возраста: развитие внимания, памяти, пространственного представления,  форм мышления, мотивационной сферы, познавательной активности и рефлексии. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.       Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребёнок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, даёт наилучшие впечатления.

       К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое мышление. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребёнку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. Зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих,  самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной.

       Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.

          К необходимым действиям воспитателей  по предупреждению возможных  школьных трудностей относятся:  личностная готовность, волевая  готовность и интеллектуальная  готовность.

         1. Личностная готовность состоит  из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

        2. Волевая готовность. В школе  ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать  не только то, что ему хочется,  но и то, что требует учитель,  школьный режим, программа. К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.

          3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит.  Ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.

           К действиям родителей по предупреждению  возможных школьных трудностей  относятся:  развитие настойчивости,  трудолюбия ребенка, умение доводить  дело до конца; формирование у ребенка мыслительных способностей, наблюдательности, пытливости, интереса к познанию окружающего; беседа о прочитанных книгах. При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого,  дошкольник должен научиться  внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

       Воспитание и обучение детей  носит образовательный характер  и учитывает два направления  получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками и организованный учебный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Литература

1.  Авраменко  Н.К. Подготовка ребенка к школе.- М., 1972. – 48 с.

2.  Айзман  Р.Н., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. - НГПИ, 1991.- 93 с.

3. Астапов В.И.  Определение готовности детей  к обучению в школе. - М., 1991.- 157 с. 

4.  Бабаева  Т.И. Социально-эмоциональное развитие  дошкольников в детском саду / Методические советы к программе  «Детство».- СПб.: Детство-пресс, 2001.- 47 – 63 с.

5.  Бабанский  Ю.К. Избранные педагогические  труды. - М.: Педагогика, 1989. – 21-32 с.

6.  Бабанский  Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.- 77 с.

7. Бардин К.В.  Подготовка ребенка к школе:  Психологический аспект.- М.: Знание, 1983.- 96 с.

8.  Барт К.  Трудности в обучении. Раннее  предупреждение.- М.: Академия, 2006.- 12-32 с. 

9.  Безруких  М.М.  Школьные трудности учащихся  первых классов,- М., 1998.- 14-32 с.

10. Безруких  М.М. Трудности обучения в начальной  школе. Причины, диагностика, комплексная помощь.- М.: Эксмо, 2009.- 15-35 с.

11. Безруких  М.М. Портрет будущих первоклассников  // Дошкольное образование, 2003. –  №6. – С. 94.

12. Безруких  М. М., Ефимова С. В. Как помочь  детям с трудностями обучения? // Начальная школа. 1990. № 10.- С. 11 – 16.

13. Божович Л.И.  Личность и ее формирование  в детском возрасте.- СПб.,2008.- 14- 56 с.

14 . Будницкая  И.И., Катаева А.А. Ребенок идет  в школу.- М.: Педагогика, 1985. – 160 с. 

15.  Бугрименко, Е.А., Цукерман Г.А.  Школьные трудности благополучных детей.- М.: Просвещение, 2007. – 189 с.

16. Денякина  Л.М.  Предшкольное образование  (образование детей старшего дошкольного  возраста). – М.: Баласс, 2010.- 11-13 с.

17.  Буря  Р.С.   Готовим детей к школе.- М.: Педагогика, 2007. – 93 с.

18.  Буре С.С.  Готовим детей к школе.- М., 1987. – 96 с. 

19.  Вайнер  М.Э. Ребёнок и родители на  пороге школьной жизни // Начальная  школа, 2007. – №4. – С.15-25.

20.   Венгер  Л.А.  Готов ли ваш ребенок  к школе?- М.: Знание, 2009. – 189 с.

21. Венгер Л.А., Поливанова К.Н. Обучение 6-летних детей с разным уровнем готовности к школе.- М., 1989.- 5-10 с.

22.  Венгер JI.A. Старший дошкольник // Дошкольное  воспитание, 1994. -№1.- С. 56.

23. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. 3-е изд.- М.: Педагогическое общество России, 2000. – 144-150 с.

24. Выготский  Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.- 340 с.

25.  Гилевич  В. Детский сад и школа // Дошкольное воспитание, 1940. №10.-С. 56-59.

Информация о работе Особенности работы с трудными детьми