Основы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:17, реферат

Краткое описание

Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.
Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.
Нормативные акты характеризуются следующими признаками.
Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты – это носители, хранилища, жилища правовых норм, их них мы черпаем знания о правовых нормах.
Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

Оглавление

12.Нормативные акты и их виды .Требования, предъявляемые к нормативным актам.
39.Преобретение и прекращение права собственности.
62.Увольнение по инициативе работника.
80.Наказание и его виды.

Файлы: 1 файл

Основы права.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

ФГОУ  СПО «Ильино-Заборский 

сельскохозяйственный  техникум» 
 

Контрольная работа

по учебной  дисциплине : «Основы российского  права» 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса 
заочного отделения 
Никулина А.Н 
специальность :

080110 экономика  и 
бухгалтерский учет по отраслям 
Шифр – 1022 
Проверил
Жукова Любовь Васильевна
 
 
 
 
 
 

2011-2012 

Содержание

12.Нормативные  акты и их виды .Требования, предъявляемые  к нормативным актам. 
39.Преобретение и прекращение права собственности. 
62.Увольнение по инициативе работника. 
80.Наказание и его виды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. Нормативные акты  и их виды.

    Нормативный акт – это официальный  документ правотворческого органа, в котором  содержатся правовые нормы. 
Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность. 
Нормативные акты характеризуются следующими признаками. 
Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты – это носители, хранилища, жилища правовых норм, их них мы черпаем знания о правовых нормах. 
Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия. 
В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций. 
В-четвёртых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу. 
В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции.

    Требования, предъявляемые к нормативным актам. Укажем лишь на самые важные из них.

  1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом. Однако именно при принятии правовых актов возможность принятии волюнтаристских решений становится наиболее очевидной. 
    Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы, как минимум станут «мёртвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Закон о выборах, которым вводятся элементы пропорциональной избирательной системы, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии практически таковых в российской действительности (партии-головастики, т. е. партии, не имеющие электората, не в счет).
  2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных предложений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагается цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.),льготы, меры поощрения (например, освобождение от налогов малых предприятий в течение двух лет с момента создания) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере сокрытой суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.
  3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причём здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логике, а также носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

   Нормативные акты при разумном и умелом их составлении – могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые максимально должны учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации управления Указа повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территорию городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важным является разработка руководства по производству нормативных актов (закона об издании нормативных актов).

   Виды  нормативных актов. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправдано потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

   Законы  – это нормативные  акты, принятые в  особом порядке органами законодательной  власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

   Законы  – это наиболее значительный вид  нормативных актов.

   Во-первых, законы могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США законы принимаются Конгрессом США, в России – Федеральным Собранием.

   Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

   В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтёт необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

   В-четвёртых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

   По  своей значимости законы делятся  на три группы:

   основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства (конституционный строй, основные права и свободы граждан, систему государственной власти и др.);

   конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о выборах президента, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

   текущие (обычные) законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон об образовании и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

   Разновидность текущих законов – кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определённом порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в Уголовном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании, в Гражданском кодексе – самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс – это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причём весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы части особенной, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Уголовном кодексе в Общей части содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной же части предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

      39.Приобретение  и прекращение  права собственности.

Первоначальные  способы приобретения права собственности 
Создание новой вещи. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 Гражданского кодекса РФ). 
Переработка. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов (п. 1 ст. 220 Гражданского кодекса РФ); 
Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей .В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем в лесах, водоемах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу (ст. 212 Гражданского кодекса РФ); 
Самовольная постройка. По общему правилу, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку. (ст. 222 Гражданского кодекса РФ) 
Право собственности на бесхозяйные вещи (брошенные вещи, находка, безнадзорные животные – ст. 225 – 232 Гражданского кодекса РФ); 
Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное (ст. 233 Гражданского кодекса РФ) 
Приобретательная давность (ст. 234 Гражданского кодекса РФ). 
Институт приобретательной давности сравнительно новый для российского гражданского права, хотя он и был известен дореволюционному законодательству России. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом течение пятнадцати лет либо иным    имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество. При этом должны иметь место следующие условия:

добросовестное,

открытое,

непрерывное владение,

в течение определенного  срока (для движимого – 5 лет, для  недвижимого имущества – 15 лет).  
К производным способам приобретения права собственности относятся: 
Приобретение права собственности:

договорам. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

по  наследству. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

в результате реорганизации. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

При этом право  собственности у приобретателя  вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 223 Гражданского кодекса РФ). Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.

 Важной   гарантией   защиты   права   собственности   выступает правовое регулирование оснований и порядка прекращения права собственности. Так, право собственности прекращается при: 
отчуждении собственником своего имущества другим лицам,  
отказе собственника от права собственности,  
гибели или уничтожении имущества,  
при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.  
Принудительное прекращение права собственности допускается только по основаниям, предусмотренным законом.  
Принудительное безвозмездное изъятие у собственника имущества допускается только в случаях: 
обращение взыскания на имущество по обязательствам;  
конфискация (статья 243);  
Изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором. На некоторые объекты обращение взыскания не допускается. Их перечень определен в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, в частности, взыскание не может быть обращено на: 
принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением; земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;  
предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;  
имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и др.

Информация о работе Основы права