Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:35, контрольная работа
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Форма правле
Задания для выполнения контрольной работы
Дисциплина – Основы права
Специальность – 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Курс – 4
Форма обучения – Заочная
Преподаватель: В.В. Бусыгин
Вариант 1 (первые буквы фамилии А – И)
Вопрос 1. Форма государственного правления: понятие, виды, признаки.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Форма правления показывает:
как создаются высшие органы власти в государстве,
их структуру,
какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Форма правления является самым старейшим элементом характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.
Критерии определения формы правления
1. Способ передачи власти (наследование или путём выборов);
2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства никакой ответственности не несет, в отличие от главы государства в республике);
3. Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.
Основные формы правления:
I. Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Отличительные признаки монархии:
1. Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;
2. Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).
Виды монархий:
Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом государства и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).
Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:
o Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[2]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
o Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
| Абсолютная монархия | Конституционная монархия | |
Дуалистическая монархия | Парламентарная монархия | ||
1. Принадлежность законодательной власти | монарху | разделена между монархом и парламентом | парламенту |
2. Осуществление исполнительной власти | монарх | формально - монарх, фактически - правительство | |
3. Назначение главы правительства | монарх | формально - монарх, но с учётом парламентских выборов | |
4. Ответственность правительства | перед монархом | перед парламентом | |
5. Право роспуска парламента | нет парламента | у монарха (неограниченное) | у монарха (по рекомендации правительства) |
6. Право вето монарха на решения парламента | нет парламента | абсолютное вето | предусмотрено, но не используется |
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха | неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | только в период между сессиями парламента | предусмотрено, но не используется |
8. Современные страны | Саудовская Аравия, Оман | Иордания, Кувейт, Марокко | Великобритания, Испания, Нидерланды |
II. Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.
Отличительные признаки республиканской формы правления:
1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
возможно досрочное прекращение полномочий.
Виды республик:
Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.
Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).
Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны[3] (Франция, Португалия, Монголия).
| Парламентская республика | Президентская республика | Смешанная республика |
1. Статус президента | должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрассигнатуры | одновременно глава государства и глава исполнительной власти | глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции |
2. Способ избрания президента | мандат получает от парламента | мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов | |
3. Порядок формирования правительства | парламентом на основе парламентского большинства | президентом | совместно президентом и парламентом (парламент представляет кандидатуру премьер-министра, а президент его утверждает) |
4. Ответственность правительства | перед парламентом | перед президентом (парламент может выразить вотум недоверия) | одновременно перед президентом и парламентом |
5. Наличие у президента законодательной инициативы | отсутствует | обладает | как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть |
6. Право вето президента на решения парламента | отсутствует | сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) | как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето |
7. Право президента распустить парламент | используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно | отсутствует | обладает |
8. Наличие поста премьер-министра | имеется | отсутствует | имеется |
9. Современные страны | ФРГ, Италия, Австрия | США, Аргентина, Мексика | Франция, Румыния, Россия |
Нетипичные (смешанные) формы правления:
Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации[4]. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства[4]. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.
Литература:
Морозова, Л. А. Теория государства и права - М.: Изд. Эксмо, - 2009 г.
Черданцев, А. Ф. Теория государства и права: учеб. для вузов. - М.: Юристъ, 2003. - 393 с.
Кашанина, Т. В. Основы российского права : Учебник для вузов. - М. : НОРМА, 2003. - 769 с.
Чиркин, В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. - М. : Юристъ, 1999. - 398 с.
Марченко, М. Н. Теория государства и права: учеб. [для вузов] / М. Н. Марченко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 637 с.
Вопрос 2. Характеристика Конституции РФ 1993 года.
Относясь к числу правовых актов, Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами. Основные черты характеризуют Конституцию как специфический документ, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь обобщенным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее отражение складывающихся в обществе общественных отношений. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления, принцип разделения властей и т.д.
К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они обобщены, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.
Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком- либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст.2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).