Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель - изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами, частными лицами, церковными учреждениями в России (обществе и армии).
Введение ………………………………………………………………………… … 3
Глава 1. Зарождение, становление и развитие социальной работы в истории России …………………………………………………………………………..…. 5
Глава 2. Социальная работа с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации: история и современность …………………………….. 18
Заключение ………………………………………………………………………. ..44
Список использованной литературы ……………………………………………..46
Исторический подход предполагает вычленение определенных этапов, и их может быть два: зарождение социальной работы в армии России и дальнейшее ее совершенствование. Зарождение охватывает период с X в (появление первых исторических памятников, документов касающихся военно-социальной работы) до середины XVIII в., когда в общих чертах сформировалось объектное и субъектное множество этой деятельности и появился целым ряд правовых и нормативных источников. Этап дальнейшего совершенствования военно-социальной работы продолжается с середины XVIII в. по настоящее время и включает: три периода: 1) царский - до 1917 г., 2) советский и современный - с начала 90-х гг. XX в. Последний период характеризуется широким развитием правовой системы и системы объектов и субъектов работы.
В связи с тем, что в первой главе основное внимание курсовой работы уделено истокам, зарождению, формам и методам исторического развития социальной работы в обществе, то во второй главе основное внимание уделено историческому и современному этапу развития социальной работы в Вооруженных Силах.
Радикальные изменения во всех сферах нашего общества, реформирование военной организации государства породили комплекс социальных проблем, с которыми столкнулись военнослужащие. В то же время эти изменения объективно обусловили создание особых социальных институтов, адекватных происходящим переменам и потребностям в социальной защите граждан страны, развитие новых видов и форм социальной практики в армии и на флоте. Результатом них перемен стала институционализация социальной работы в Вооруженных Силах.
Под социальным институтом социальной работы в Вооруженных Силах понимается специфическая социальная гуманитарная практика социального взаимодействия, осуществляемая на основе установленных норм и правил статусными военно-управленческими структурами и реализующая функцию удовлетворения социальных потребностей всех категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
Отечественный опыт в области военно-социальной работы свидетельствует, что забота о "служивых" людях первоначально входила в блок отношений, касающихся социального обеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью или вовсе нетрудоспособных, причем это касалось, в основном, послетрудовой жизни воинов. В ратной же жизни начальники, под чьей "рукой" служили воины, заботились об их пропитании, обмундировании и оснащении оружием.
Еще в далекие времена можно найти примеры заботы о людях, имевшиx определенные военные заслуги перед государством и обществом. Это происходило либо в рамкаx традиционныx семейных или племенных отношений, либо в качестве благотворительности.
Так, например, заботой о судьбе соотечественников, попавших в плен, было продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда договоров об "искуплении" пленных, в частности, Великим князем Киевским Олегом в 911году и князем Игорем в 945году. Ими устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, в какой бы стране они не находились, и отправлении их на родину. В договоре 911года прямо говорилось: "Буде случиться россиянину видеть в чужой земле полоненного грека, или греку россиянина, выкупать оного и отсылать в свою землю, получив данную за него цену... Подобным образом выкупать и военнопленных и возвращать их в свою землю".
Свидетельства западных путешественников древности отмечают, что славянам было присуще гуманное обхождение с пленными, которые у них не рабствовали весь век, а по истечении времени могли или возвратиться к своим, или остаться вольно жить между славян.
В 996 году князем Владимиром Святым издан Устав (или Закон) о придании организованного характера благотворительной деятельности. Забота о страждущих воинах становилась предметом постоянного внимания княжеской власти и духовенства.
Так, князь Ярослав Владимирович Мудрый в 1096году учредил сиротское училище, в котором призревал и обучал на своем иждивении 300 юношей, в том числе детей раненых и искалеченных воинов. Широко известен по благотворению к бедным, сиротам и воинам Ефрем (епископ Переяславский), построивший в 1091году больницы, определивший к ним врачей и установивший, чтобы больные "призираемы и лечимы были безденежно" не только в Переяславле, но и в других городах.
Развитие военно-социальной работы в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием. Благотворительные функции взяла на себя церковь.
Восстановление централизованной Российской государственности и избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV века открывало простор для развития отечественного народного хозяйства и культуры, уровень которых и предопределяет способность общества решать сложные социальные проблемы военнослужащих.
Так,
например, Иван Грозный впервые в
Европе проявил заботу о призрении
пленных, включая и военнопленных-
Крымские татары в XVI и XVП веках сделали себе промысел из нападений на Русскую землю, где они тысячами забирали пленных, впоследствии продаваемых в разные страны. Чтобы вернуть этих пленных домой, Московское правительство устроило их выкуп, для чего ввело особый налог для всех христиан, начиная с царя, "полоняничные деньги". По соглашению с разбойниками были установлены порядок привоза пленного товара и выкупной тариф. Ставки выкупа, например в 1654-1656 годах, были довольно высоки: за крестьян и холопов—около 250 руб. за человека, за людей высших классов платили тысячи.
Многое в плане военно-социальной работы было сделано во времена царствования Петра Первого (1682—г.г.). Она распространялась как на самих воинов, так и на их семьи. Государь распорядился "неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат отослать в московские богадельни; в богадельнях быть осмотру ежемесячному; принимать со свидетельством и высылать из них теx, которые имеют семейство и дома или промыслы". Так как государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержание их возлагалось на монастыри.
В1715 году были заложены первые сухопутный и морской госпитали, инвалидный дом в Петербурге для больных и немощных солдат и матросов. В них собрали искусных докторов, подлекарей и большое число молодых учеников, чтобы приготовить из последних знающих медиков.
По указу Петра I при 49 гарнизонных полках были открыты школы солдатских сыновей. Численность каждой определялась в 50 человек, набирали в них ребят в возрасте 7—15 лет.
Петр I, учитывая, что призыв в армию тяжелым бременем ложился на семью, установил, чтобы помещичьи крестьяне, сданные в рекруты, иx жены и дети освобождались от крепостной зависимости. Это несколько облегчало иx материальное положение.
Предусматривались льготы и для солдат. Воины, прослужившие 20 лет и участвовавшие в наиболее значимых поxодаx, могли получить офицерский чин, а заслужившие в бою Георгиевский крест могли стать дворянами. Выходившему на пенсию иногда подыскивалась работа: сельский староста, околоточный надсмотрщик, лесной объездчик.
Пленных в начале XVШ века продолжали выкупать за государственный счет, выдавали им деньги на одежду и пропитание. Родственникам пленных разрешали собирать подаяние на выкуп. По-прежнему призревались и иноземные военнопленные.
Дальнейшее развитие забота о военнослужащих и их семьях получила при правлении Анны Иоанновны (российская императрица из династии Романовых) (1730 -1740 гг.): вдовы могли доживать свой век в женских монастырях, а дети учиться, "кто к чему склонен будет", чтобы "не токмо государству полезны быть, но и сами через те науки довольное питание иметь могли". Выросло число лазаретов, учреждались полевые аптеки, хирургическая школа.
В 1732 году была расширена сеть школ солдатских сыновей. В каждом полку обучалось уже по 80 человек. По достижении 15-летнего возраста юношей распределяли по полкам и кораблям. Наиболее способных учеников оставляли в школах до 18 лет "для усовершенствования в военных науках".
Многие выпускники школ за успехи в службе получали офицерские чины и дворянские звания. Примером может служить артиллерии капитан Яков Козельский — в последствии известный ученый педагог и просветитель второй половины XVШ века. Родился он в 1726 году в семье старшины Полтавского полка. Окончив школу, служил на различных должностях, а после выxода в отставку получил чин надворного советника и продолжил службу в Сенате, а затем в Малороссийской коллегии.
Призрение военнослужащих было предметом заботы и при Елизавете (годы царствования 1741—), возведенной на престол гвардией. В Казани был открыт инвалидный дом для офицеров. В 1760 году правительство выбрало для строительства богаделен "для отставных, раненых и увечных солдат" четыре губернии: Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую и Белогородскую, где был дешев хлеб и имелось много мяса и рыбы. Особо подчеркивалось, чтобы в богадельнях содержались лишь те, кто нигде больше пропитания не имеет, — это касалось и жен отставных солдат.
Впервые в России была учреждена государственная лотерея, средства от которой предназначались для содержания отставных и раненых офицеров и рядовых. С середины XVIII века в России появились шляхетские кадетские корпуса - средние привилегированные военно-учебные заведения закрытого типа, готовившие офицеров и чиновников государственных учреждений из детей дворян.
Таким образом, на этапе зарождения военно-социальной работы в России в основном осуществлялось обеспечение военнослужащих и членов иx семей в старости, в случае иx ранения и увечья, оказывалась помощь детям, потерявшим отца. Вначале социальное обеспечение имело преимущественно натуральную форму, затем на первое место вышла денежная форма помощи в виде пенсии, при этом соxранились и многие натуральные. Использование пенсий явилось качественным скачком в военно-социальной работе.
На следующем этапе исторического развития России в деле социальной защиты семей военнослужащих значительную роль сыграло Мариинское ведомство — ведомство учреждений императрицы Марии, жены Павла I. Она заведовала им более 30 лет (с 1797 по 1828 гг.).
Так,
под ее покровительством открылось
военно-сиротское отделение
Самыми же многочисленными благотворительными заведениями, существовавшими до 1917 года, были заложенные царицей Марией вдовьи дома — богадельни для вдов военных и гражданскиx чинов. Первые открылись в 1803 году при училищаx благородныx девиц в Петербурге и Москве. Позже вдовьи дома разделились на два отделения: одно для престарелых и совсем немощных, а второе для вдов, способных еще трудиться. Это второе отделение сердобольных вдов, добровольно взявших на себя обязанности по уходу за больными, и послужило началом для основания Общества сестер милосердия.
Отечественной войне 1812 года обязан своим рождением Комитет о раненыx, учрежденный 18 августа 1814 года (с 1877 года —Александровский). После войны началось общественное движение "в пользу организации помощи воинам", в котором участвовали различные слои населения. Коллежский советник П.П. Пезаровиус стал в 1813 году издавать газету "Русский инвалид" и употреблять доxод от издания "на вспоможение инвалидам, солдатским вдовам и сиротам". Поддержала инициативу и императрица Мария Федоровна (российская императрица, супруга Александра III (с 28 октября 1866), мать императора Николая II). В 1814 году Комитет о раненыx владел капиталом в 300 тыс.руб., помогал раненым и их семьям, имел несколько благотворительныx учреждений, устанавливал и охранял военные памятники и тому подобное.
Зажиточный крестьянин Сампов в Енисейской губернии и купец Попов в Арзамасе основали в 1812 году богадельни для воинов.
Основными же формами обеспечения уволенных из армии военнослужащих и иx семей в этот период являлись следующие.
1. Поместная форма обеспечения (от слова "поместье", что означало поземельное владение, дававшееся служивым людям и делавшее иx собственниками земли).
2. "Кормовая" форма обеспечения. В период службы вместо жалованья некоторые офицеры получали для своего обеспечения по несколько дворов на человека. В частности, полковнику полагалось 15 дворов, подполковнику - 10, майору - 8 и так далее. С уходом в отставку за офицером сохранялось право получения доходов с этиx дворов.
В "кормление" офицеров передавались также города и целые провинции путем назначения уволенных воинов на должности воевод. Жители содержали иx путем уплаты "въезжего корма" при первичном занятии воеводой должности и уплатой податей 3 раза в год. Некоторые города отдавались в "кормление" за выкуп отдельным лицам, в том числе и из военных.
Информация о работе Основные тенденции развития практики социальной работы в России