Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа
Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения.
1. Введение
2. Основные этапы развития помощи и взаимопомощи в России.
2.1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян в Х в.
2.2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.
2.3. Период церковно-государственной помощи –
с XIV в. по 2 половину XVII в.
2.4. Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в.
2.5. Период общественного и частного призрения –
с конца XIX в. до начала ХХ в.
2.6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.
2.7. Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах.
3. Заключение.
4. Литература.
Российский государственный социальный университет
филиал в г. Чебоксары
Факультет социальной работы
Кафедра социальной работы и социального права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету
«Теория социальной работы»
на тему: «Основные этапы развития практики социальной работы в России»
г. Чебоксары, 2013 г.
Содержание
1. Введение
2. Основные этапы развития помощи и взаимопомощи в России.
2.1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян в Х в.
2.2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.
2.3. Период церковно-государственной помощи –
с XIV в. по 2 половину XVII в.
2.4. Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в.
2.5. Период общественного и частного призрения –
с конца XIX в. до начала ХХ в.
2.6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.
2.7. Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах.
3. Заключение.
4. Литература.
1. Введение
Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения. В создавшихся условиях научная мысль вплотную занялась вопросами организации инфраструктуры помощи, с практическими методами поддержки нуждающихся, образовательными проблемами подготовки специалистов, определением научного статуса новой дисциплины. С 1992 года начинаются исследования по истории и теории социальной работы. Причем, в современных трудах рассматривается или отечественный, или зарубежный опыт работы. Исследований по истории социальной работы в России настолько мало, что может возникнуть впечатление, что она появилась только в начале 90-х гг. ХХ в. На самом же деле история социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. В учебнике «Основы социальной работы» Павленок П.Д. пишет, что «Началом ее следует считать договор 911 г. князя Игоря с греками, который содержал в себе моменты, называемые ныне социальной работой».
2.Основные этапы развития помощи и взаимопомощи в России.
2.1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян в Х в.
Современный историк, повествуя о временах древних славян, говорит о них: «сии люди на войне жестокие, возвращались домой с одним своим природным добродушием. Они не знали ни лукавства, ни золота, хранили древнюю простоту нравов и обходились с пленными дружелюбно, кормили их за своим столом, охотно отпускали на волю». Столь же единогласно хвалят летописи «гостеприимство славян, редкое в других землях. Всякий гость был для них священным: встречали его с ласкою, провожали с благословением. Славянин, выходя из дому, оставлял отворенную дверь и пищу готовую для странника».
В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Работа заключалась в строительстве нового дома, моста, ремонте ветхого жилья и сельскохозяйственные работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую голову. Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян.
2.2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.
Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси, по мнению В.И. Курбатова, стало ее крещение. Христианство, призывавшее людей к любви и милосердию, упав на благодатную почву, стало государственной религией.
По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.
Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских уставов под именем «Русской Правды». Он первый издал законы письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между россиянами варяжского племени и славянами. Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую землю». Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим для сыновей написанное. В нем он призывал: «Не забывать бедных, кормить их. Будьте отцами сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо».
Святослав Киевский (1194-1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал и нищих. Обычай достохвальный: тогда не было праздника для богатых без милости для бедных».
Владимир Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами».
Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве».
Таким образом, во 2-м периоде мы «среди русских князей увидим и героев добродетели, сильных мышцою и душою».
2.3. Период церковно-государственной помощи –
с XIV в. по 2 половину XVII в.
Благотворительные традиции, заложенные киевскими князьями, продолжили их преемники – московские цари. В этот период происходит становление, объединение русского государства. Средоточием социальной помощи являются церкви и монастыри. «Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви», - считает П.Д. Павленок.
В 1551 году в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы состоялось собрание высшего духовенства Русской православной церкви, получившее название Стоглавого собора. Оно высказалось за то, чтобы размещать нуждающихся в специальных местах – богадельнях. Царь Федор, Борис Годунов, Василий Шуйский, будучи набожными, раздавали нищим деньги, снижали цены на хлеб, раздавали его бесплатно. Идеи помощи нуждающимся проявляются и в деяниях царей новой династии – Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович также известны своей благотворительной деятельностью.
2.4. Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в.
Первые годы своего единоличного правления Петр I посвятил поиску путей реформирования России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к реформам внутренней жизни страны.
Так какие же модели социальной помощи
возникли благодаря реформам Петра
I? Помощь имела различные стратегии
и поддержку: от материальных до изменения
сценариев жизни самих
1) социально-философское;
2) социально-административное или реформистское;
3) социально-медицинское.
Социально-философское
Социально-административное или реформистское направление указами, инструкциями обязало государственные органы управления сформировать:
1) призрение детей, вдов, служащих;
2) попечение и опеку несовершеннолетних;
3) богадельни для людей, потерявших трудоспособность;
4) смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы;
5) губернские органы защиты и помощи нуждающимся (комитеты);
6) профилактика нищенства;
7) школы для детей.
Социально-медицинское
1) госпитали и «другие, где болезни лечат»;
2) лазареты;
3) дома для душевнобольных.
Законодательная ответственность, организация и финансирование возлагались на святейший синод, магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков в своих селениях.
Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.
Перспективная модель социальной политики подводилась под аксиому:
во-первых, имела в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации;
во-вторых, в нее закладывались механизмы, реагирующие, улавливающие такие изменения;
в-третьих, она была обязана предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовывать их в соответствующие решения, программы и проекты.
Однако многие реформы Петра I проводились варварскими методами и до предела обострили конфликт между государством и обществом. Демократизация политической жизни не была осуществлена. Русский абсолютизм укрепил крепостную зависимость.
«Много ошибок помрачают славу преобразователя России, но ему остается честь пробуждения ее к силе и к сознанию силы…».
Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине II, которая в 1763 г. издает указ об открытии в Москве воспитательного дома для детей-сирот военных в возрасте до 3 лет. В 1764 г. указ об основании Воспитательного общества благородных девиц. Через год при нем было открыто училище для девушек мещанского происхождения.
Продолжила дело Екатерины II жена сына, императрица Мария Федоровна, которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище для мальчиков, основанное в Москве на средства А.Демидова.
К числу наиболее известных благотворительных заведений следует отнести: Императорское Человеколюбивое общество (1802), Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За годы царствования Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и учреждено 6 попечительных комитетов в Москве.
Таким образом, ко 2 половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, однако, оказался в значительной мере невостребованным вплоть до наших дней.
2.5. Период общественного и частного призрения –
с конца XIX в. до начала ХХ в.
К этому периоду только в Москве существовало 628 богоугодных заведений: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т.п., значительная часть которых содержалась на деньги московского купечества.
«Благотворительные занятия, - пишет
В.А. Сущенко, - часто вызывались к
жизни именно мировоззренческо-
Нищету и отсталость таким путем нельзя было ликвидировать, но «можно было облегчить себе душу». Причины, побуждающие предпринимателей к благотворительности, крылись еще и в том, что все они были глубоко «набожными людьми и в том, что они были молодыми». Отсутствие возможности заслужить признание своей профессиональной деятельностью часто заставляло их уходить в другие области.
Такую идеалистическую картину дает В.А. Сущенко. Среди предпринимателей С.Д. Сидоров, его сын Михаил, В.Ф. Демидов и его сын (не уральский Демидов), В.И. Клюшников и его сын Иосиф, Платановы, Бахрушины, Агриппины, Абрикосовы, П.П. Демидов.
Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX-ХХ вв. было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 г. Попечительство издает журнал «Трудовая помощь».
Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. Оно использовало различные формы помощи детям: детские дома призрения, начальные школы, ремесленные училища.
Одно из почетных мест в истории
российского меценатства
В начале ХХ в. в стране было основано 82% всех благотворительных заведений и 95% благотворительных обществ.
Однако мировые войны, голод, эпидемии давали самую высокую смертность. Как считают специалисты, нет оснований преувеличивать удельный вес прогрессивных предпринимателей. Большая часть богатых равнодушно относилась к простым людям, их собратьям по торгово-промышленному классу.
Информация о работе Основные этапы развития практики социальной работы в России