Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:06, курсовая работа
Основными факторами образования новой для России отрасли знания послужили указы Госкомтруда СССР (1991 года) о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения по различным формам обучения.
1. Введение
2. Основные этапы развития помощи и взаимопомощи в России.
2.1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян в Х в.
2.2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.
2.3. Период церковно-государственной помощи –
с XIV в. по 2 половину XVII в.
2.4. Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину XIX в.
2.5. Период общественного и частного призрения –
с конца XIX в. до начала ХХ в.
2.6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.
2.7. Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах.
3. Заключение.
4. Литература.
Однако в советский период, когда происходит слияние государства и общества, благотворительность как форма помощи и поддержки отмирает. Государство, исповедуя классовый подход в деле помощи и поддержки, сворачивает многие виды общественной помощи: частную, конфессиональную, сословную, благотворительную. Именно в этот период законодательно оформляется принцип приоритетов, помощь и защита в зависимости от заслуг, выслуги, статуса и т.д. В конце 80-90-х гг. происходит расширение парадигмы помощи, появляются тенденции благотворительности, но в отличие от тенденций XIX в. она выступает как один из путей негосударственной деятельности в социальной сфере, а не как потребность гражданского общества. Тем не менее возвращение к видам деятельности, не связанных с государственными институтами, позволяет говорить о формировании самостоятельных общественных тенденций в конце ХХ в.
Институт церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из жизненных, но и духовных потребностей индивида. Уже в древнейший период появляются больницы и странноприимницы. Секуляризация церковных земель не могла не пройти бесследно для системы призрения нуждающихся. Власть вынуждена заново тратить средства, чтобы организовать институты призрения, восстанавливая то, что было создано за несколько столетий. Конечно же, внутрицерковная жизнь имела жесткие противоречия, однако традиционно в России разрушается предшествующая система помощи и поддержки, и уже потом на ее останках формируется новая. Такая же участь постигла систему государственного призрения в советский период, а в постсоветский период система социального обеспечения заменяется системой социальной защиты. Все же церковно-монастырская система помощи в конце XIX в. и сегодня, в конце ХХ в. возвращается к своим исконным традициям в деле милосердия, когда призрение оказывается не только через монастыри, но и через приходы, где предоставляется комплекс услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, приют.
Изменение форм защиты неотъемлемо от изменения паттернов клиента: они касались то стариков, то вдов, то сирот, то инвалидов. Постепенно к различным формам патологии вырабатывались оперативные и превентивные меры. Можно отметить одну устойчивую тенденцию – в культурно-исторической перспективе клиентела не уменьшается, с усложнением общественных отношений общность «культивирует» новые формы социальных болезней, а парадигма клиентов с различными проблемами увеличивается. Есть и другая закономерность. Открытие того или иного клиента, требующего помощи, связано с определенным качественным развитием общества. Об этом свидетельствуют те факты, что появляется институт стариков, институт вдовы; инфантицид считается преступлением и т.п. Возможно, гуманизация общества связана с выявлением на том или ином историческом отрезке определенного типа нуждающегося в помощи и поддержке.
4. Литература.
1. Фирсов М.В. История
2. Холостова Е.Н. Теоретико-
3. Теория и методика социальной работы/под ред. В.И. Жукова. – М., 1994.
4. Спицкая А.Н. Социальная
5. Фирсов М.В. Теория и
6. Основы социальной работы. Учебник/под ред. П.Д. Павленок. – М., 1997.
7. Жуков В.И. Реформы в России 1985-1995 гг. – М., 1997.
8. Гуслякова Л.Г. Теория и
Информация о работе Основные этапы развития практики социальной работы в России