Организация социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:45, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования является практическая деятельность службы по социальному обслуживанию пожилых и одиноких граждан на примере деятельности Сухоложского центра социального обслуживания населения.
Целью исследования является -выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов эффективности обслуживания одиноких пожилых людей.

Оглавление

Введение
Теоретические аспекты социального обслуживания одиноких пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения
1.1 Состояние разработанности проблемы социального обслуживания одиноких пожилых людей в психолого-психологической литературе.
1.2 Социальные проблемы одиноких пожилых людей
1.3 Содержание социального обслуживания одиноких пожилых людей
Выводы по первой главе
2. организационная деятельность центра социального обслуживания пожилых людей на дому.
2.1 Содержание деятельности центра по социальной работе и опыт работы по социальному обслуживанию одиноких пожилых людей (на примере города Сухой Лог)
2.2 Оценка эффективности деятельности центра социального обслуживания населения города Сухой Лог, в сфере социального обслуживания одиноких пожилых граждан
Выводы по второй главе
2.3 Рекомендации администрации Центра социального обслуживания
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Организация социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

-содействие  по уборке территории от мусора; 

-содействие  в уборке снега; 

-содействие  в приготовлении заготовок на  зиму. 

Всю информацию о проделанной работе социальный работник должен занести в журнал для ежемесячной отчетности и по окончании месяца представить отчет о проделанной работе в центр социального обслуживания населения своему руководителю. 

При активизации  работы с пожилыми гражданами проживающими в сельской местности важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя. Необходимо учитывать главные позитивные социально-психологические факторы, их тесный контакт со средой обитания. Поэтому специалисты по социальной работе должны иметь универсальную подготовку вот всех аспектах пожилого и старческого возраста. Работа со старыми людьми считается одной из непростых в психологическом плане. Поэтому возникает необходимость в наличии квалифицированных кадрах на всех уровнях. При каждодневном общении социальных работников с пожилыми людьми, они должны хорошо представлять свои профессиональные возможности и ограничения. Также социальный работник должен владеть всей исчерпывающей информацией о контингенте пожилых людей, которых он обслуживает. Так психологические и физические характеристики людей различаются по 5-летним возрастным периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т.д., поэтому для получения социальной информации и создания банка данных о пожилых и старых людях важно знать не только демографические особенности местности, но и картину демографических изменений в этой массе населения. 

Так, при центре социального обслуживания населения  города Сухой Лог, в отделении  социальной помощи на дому в сельской местности социальными работниками  обслуживается 91 человек пожилого возраста. Если это количество пожилых людей разбить по возрастным категориям, то получим следующую картину: 

в возрасте от 60-69 лет на обслуживании состоит 4 человека,  

в возрасте от 70-74 лет на обслуживании состоит 10 человек, 

в возрасте от 75-79 лет на обслуживании состоит 49 человек, 

в возрасте от 80-84 лет на обслуживании состоит 28 человек. 

Зная состояние  здоровья и психологические данные возрастных категорий обслуживаемых  граждан, социальный работник может  адекватно разрешать проблемы своих  клиентов. 

При работе с пожилыми людьми социальные работники применяют широкий спектр социально - психологических методов: беседа, дискуссия, личностно ориентированная психотерапия. Также и места работы с пожилыми людьми разнообразны- это работа на дому и в центре социального обслуживания. Важно только, чтобы включение в любую психотерапевтическую работу пожилого человека было проведено не просто с его согласия, но по его инициативе. Только в этом случае возможен какой-то положительный эффект. Несмотря на то что существуют различные формы психотерапии для пожилых людей, большинству из них недостает теоретического обоснования. Поэтому, приступая к работе с пожилым человеком, необходимо разрабатывать концептуальную основу психотерапевтического воздействия или вмешательства [44, с 370-378]. 

Как считают  многие авторы, если мы не имеем позитивного  опыта общения с пожилыми людьми в повседневной жизни, увеличивается  риск видеть всех пожилых в одинаковом свете - как инвалидов, беспомощных, имеющих много проблем. Более  того, социальные работники и психологи обычно контактируют с пожилыми людьми и их семьями в то время, когда они находятся в сложной, кризисной жизненной ситуации.  

Социальным работникам приходится постоянно выслушивать  пожилых людей, которые рассказывают им о своей жизни, полной уныния и разочарований. Однако пожилые люди имеют не только горький опыт. О многих позитивных событиях, которые имели место в их жизни, они не вспоминают. События для пожилых людей становятся значимыми только в том случае, если они находят отражение в их поздней жизни. Часто это имеет место в самом начале беседы (контакта) пожилого человека и социального работника, накладывая отпечаток на дальнейшее общение. Социальному работнику больно слышать, что, например, пожилой человек, потерял ребенка 40 лет назад или что женитьба, /замужество/ не удалось, он чувствует отчаяние пожилого человека, его ощущение, что «жизнь прошла зря». Пожилые люди, особенно в нашей стране, имеют еще и «травматическую память» - о войнах, репрессиях.  

Конечно мы не можем  не сочувствовать пожилым, но следуя этому сочувствию попадаем в ловушки, рассматривая всех пожилых людей как жертв неудачного прошлого, которое угнетает их; все они кажутся беспомощными жертвами прошлых ситуаций. Социальным работникам кажется, что они уже знают (после предыдущего контакта), чего им ожидать  

от пожилого человека, чего он хочет, поэтому они  с ним уже не консультируются, Т.е. действуют, как они считают, в  интересах клиента. Однако такие  действия социальных работников вызывают раздражение и тревогу у пожилых людей.  

Специалистами было выделено три основных руководящих  принципа в работе с пожилыми людьми:  

- не позволять  пожилым людям втягиваться в  негативный имидж  

старения, например, нужно помогать им увидеть и понять, что источник их проблем лежит в ситуации, но не в них самих;  

- требовать от  пожилых брать ответственность  за свою жизнь там, где это  возможно;  

- стимулировать  деятельность пожилых людей, которая  поддерживает ощущение интеграции  и целостности жизни.  

Социальная работа - новая для нашего общества профессия, только недавно внедренная в официальные документы. Основное назначение социального работника - помочь в установлении взаимовыгодного взаимодействия между личностью (в том числе пожилым человеком) и Обществом для улучшения качества жизни конкретных людей [62, с 227].  

Однако престиж  этой профессии очень низок. Это  связано с отсутствием в государственном  масштабе должного внимания к социальным проблемам, ограниченными возможностями  оказать ощутимую помощь, неопределенностью  статуса социального работника и низкой оплатой труда [62,с 229].  

По степени  сложности и характеру решаемых проблем эта профессия требует  основательной подготовки и предъявляет  особые, повышенные психологические  требования к социальному работнику  как к человеку и специалисту в первую очередь в плане организации взаимодействия с другим человеком, находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющие многочисленные проблемы со здоровьем.  

В большинстве  случаев социально-психологическая  поддержка пожилого клиента целиком ложится на плечи социальных работников, которые не всегда могут ее обеспечить. Отсутствие специальной подготовки у людей, повседневно общающихся с пожилыми, зачастую приводит к тому, что они не в состоянии адекватно решать каждодневные психосоциальные проблемы своих подопечных. Неумение снять напряженность ведет к возникновению личных психических трудностей, проблем в семье, при общении и с коллегами и прочими.  

Социальные работники  как представители зрелого и, нередко, пожилого возраста сами имеют немало профессиональных и личных проблем:  

-отсутствие  психологических знаний о проведении, характере, способах общения людей  пожилого возраста;  

- необходимость  адаптации к новой роли - выполнению  обязанностей патронажной сестры, получению новых знаний, умений и навыков (например, как поменять постельное белье у лежачего больного);  

- проблема общения  установления адекватного контакта  с  

пожилым, часто  тревожным, консервативным, испытывающим внутренний дискомфорт человеком, который  может иметь тяжелый характер, вследствие чего взаимоотношения между ним и социальным работником могут быть негативными, эмоционально напряженными;  

- сложность установления  контакта с родственниками пожилого  человека, возможно, нежелание членов  семьи сотрудничать с социальным работником;  

- проблема проекции  своих личных проблем на конкретную  ситуацию пожилого человека и  его семьи (навязывание решений,  советы, оценка происходящего);  

- проблема свободного  времени: ухаживающий за недееспособным  

пожилым должен надолго оставаться при нем, одновременно он вынужден выполнять тяжелую работу по дому с высоким уровнем однообразия и монотонности;  

- сужение круга  общения из-за нехватки свободного  времени [9, с 39-49]. 

Эти проблемы социальные работники неосознанно пытаются решить за счет пожилых людей, которых они обслуживают, и тем самым еще более усугубляют ситуацию, а нередко и свое психическое состояние. Поэтому самим социальным работникам необходим определенный уровень социально-психологической компетентности [17, с 65 ].  

Опыт работы и обучения социальных работников в  сфере обслуживания пожилых людей  давно показал, что в эту область, работать идут те люди, которые в  силу обстоятельств почувствовали  призвание помогать другим. Те же, кто  пришел под влиянием каких-либо случайных обстоятельств, например в связи с безработицей, чтобы иметь свободный график работы и прочие, обычно долго не задерживаются и при первой же возможности уходят. Таким образом, в социальной сфере работают в основном неравнодушные к чужой беде люди. Но когда переживания, связанные с сочувствием к пожилым, становятся личной проблемой - это уже сигнал тревоги и признак профессиональной некомпетентности.  

Социальные работники  должны обладать определенными психологическими качествами для успешного выполнения работы. Эти качества практически не учитываются при подборе персонала в центры социального обслуживания.  

К важнейшим  качествам профессиональной пригодности  социального работника относятся: наличие положительной мотивации  к труду, доброжелательное отношение к людям, коммуникативные способности, эмпатия, нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, терпение. При этом нужно учитывать, что многие профессионально важные качества успешно развиваются по мере овладения профессией, на занятиях и курсах или компенсируются стилем деятельности. Например, качества, входящие в группу «Отношение к людям», можно разделить на развиваемые и плохо развиваемые, на компенсируемые и не компенсируемые другими свойствами. Отношение к людям проявляется комплексом различных психологических характеристик, среди которых есть как доброжелательные, так и недоброжелательные. По мнению некоторых авторов, нецелесообразно заниматься социальной работой людям с сильно выраженным недоверием и недоброжелательностью к окружающим, а также испытывающим чувства враждебности и агрессивности.  

Эмпатия крайне необходима социальным работникам; без  способности «вчувствоваться» в  другого человека, без сопереживания  нельзя понять своих подопечных, а  значит, невозможно отстаивать их интересы. Обнаружено, что эмпатия плохо поддается самоконтролю и самовоспитанию, поэтому люди, не имеющие выраженной эмпатии, практически не пригодны к социальной работе.  

И так, при Отделении  срочного социального облуживания  государственного областного учреждения социального обслуживания населения «Центра социального обслуживания населения» города Сухой Лог осуществляют практическую деятельность по социальному обслуживанию одиноких пожилых граждан и инвалидов:  

Отделение социального  обслуживания на дому; 

Отделение социальной службы по оказанию социальных услуг на дому бригадной формой обслуживания; 

Отделение срочного социального обслуживания при центре социального обслуживания; 

Отдел социально-бытового обслуживания на дому в сельской местности. 

В результате можно  сделать вывод, что деятельность всех отделений и отделов «Центра социального обслуживания населения» направлена на осуществление мероприятий по реализации ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122 от 22.08.1995г. (с изменениями и дополнениями), с целью оказания социально-медицинского, социально-бытового, социально-психологического обслуживания граждан пожилого возраста , этим самым оказывая реальную помощь людям в трудной жизненной ситуации. 

Информация о работе Организация социального обслуживания одиноких пожилых людей на дому