Обзор программ Организации Объединённых Наций в области добровольчества, благотворительности и правозащитной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:36, реферат

Краткое описание

Деятельность ДООН в городах способствует развертыванию процессов социального и экологического развития общин с помощью добровольчества на основе новаторского подхода к развитию в целом. Зачастую в городах существует несколько добровольческих организаций и частных лиц, действующих в индивидуальном порядке в различных областях развития, имеются группы самопомощи и взаимопомощи с конкретными задачами, а также действует корпоративное добровольчество (поддержка общин частными предприятиями).

Файлы: 1 файл

ООН.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Одно из главных направлений Программы добровольцев ООН (ДООН) — улучшение условий жизни в общинах. Таким образом,  добровольцы играют ключевую роль в осуществлении общего плана действий и решают конкретные задачи этой программы в рамках международной помощи развитию городов.

Деятельность ДООН в  городах способствует развертыванию  процессов социального и экологического развития общин с помощью добровольчества  на основе новаторского подхода к  развитию в целом. Зачастую в городах существует несколько добровольческих организаций и частных лиц, действующих в индивидуальном порядке в различных областях развития, имеются группы самопомощи и взаимопомощи с конкретными задачами, а также действует корпоративное добровольчество (поддержка общин частными предприятиями).

В рамках общегородского подхода ДООН также поощряет и  упорядочивает добровольчество  с помощью органов местного самоуправления. Межгородское добровольчество не только поддерживает развитие бедных районов  в мегаполисах, но и способствует укреплению солидарности между людьми, живущими в разных городах. ДООН благоприятствует внедрению в жизнь моделей сотрудничества местных органов власти, а также развитию межгородского корпоративного добровольчества.

Основное место в деятельности ДООН в городах занимает работа непосредственно на местах, что достигается за счет использования местных людских ресурсов, высокой интенсивности труда и долгосрочного присутствия. Другими словами, деятельность на местах отличается большой трудоемкостью и связана с длительной, повседневной работой с населением.

Для этого требуется  профессионально обученный персонал, способный помочь общинам в осуществлении  проектов развития с опорой на собственные  силы. Таким образом, средства, выделенные на эти проекты, тратятся не на материальную инфраструктуру, а на обеспечение «полевой» деятельности профессионально обученных работников, помогающих местным общинам. В этом четко проявляется актуальность действий ДООН.

В системе учреждений ООН Программа считается «контактной» организацией, поскольку добровольцы часто напрямую работают с городскими общинами, поощряя местных жителей участвовать в обеспечении устойчивого развития. Этот «полевой подход» определяет характер работы ДООН, в которой основной упор делается на программы и проекты, связанные с прямым воздействием на уровне общины .

Направления деятельности ДООН

1. Укрепление организационных/институциональных структур

Как отмечается в публикации ДООН «Участие добровольцев в работе с городской беднотой», «в большинстве случаев ... внешние катализаторы играют важную роль в возникновении и укреплении процесса развития [общин] или ускорении процессов, развитие которых в противном случае заняло бы гораздо больше времени». Важным элементом этой работы является укрепление низовых организаций, играющих ключевую роль в развитии городских общин. Они представляют собой форум , на котором члены общины могут собраться вместе, организоваться, усилить социальную сплоченность и потенциал; представляя общину в целом перед лицом властей и других внешних сил, способствуя получению помощи извне и т. д.

2. Выработка управленческих и технических навыков

Некоторые организации  зачастую не обладают достаточной управленческой квалификацией, чтобы справляться  с множеством повседневно возникающих препятствий или осуществлять институциональные изменения. Выработка необходимых навыков — еще одна задача, решению которой способствует совокупное воздействие некоторых характеристик ДООН: например, способности к длительной трудоемкой работе, гибкости (в урегулировании разногласий внутри организаций и между ними) и участия добровольцев (чтобы обеспечить более прочные межличностные связи и согласованность действий, особенно если речь идет о добровольческих организациях). Другой способ выработки необходимых навыков заключается в привлечении добровольцев из данной страны, обучающихся в ходе практической работы по осуществлению проектов. Подобные институты испытывают также нехватку технических специалистов, например, бухгалтеров и информационных агентов, так что и здесь требуются программы по их обучению.

Кроме того, во многих городских общинах имеется  значительное число лиц, занимающихся одним и тем же видом деятельности (это могут быть рыбаки, каменщики, рикши, домашние работники); в таких  случаях внедрение учебной программы может быть вполне оправдано. Деятельность ДООН способствует выполнению и этой задачи .

3. Мобилизация/ориентация общин

Большинство членов городских общин не осознают своих  прав и возможностей в городе из-за неграмотности и/или потому, что переселились в город недавно, а значит, не могут ими воспользоваться. Более того, вновь прибывшие часто не имеют представления о рисках и проблемах городской жизни. В подобной ситуации со всей очевидностью проявляется важная роль специалиста, способного повысить уровень знаний членов общины об их правах и сориентировать их в отношении рисков и проблем, а также возможностей и преимуществ, связанных с жизнью в городах. Эта задача также соответствует отличительным качествам ДООН, так как ее выполнение связано с повседневной, непосредственной работой внутри общины в течение долгого периода.

4. Участие

Социальная  сплоченность/потенциал играют ключевую роль в процессе развития. Поэтому  непосредственное участие занимает центральное место в работе по их формированию. Здесь поддержка извне представляет особую важность, поскольку в мегаполисах инициировать процессы непосредственного участия довольно трудно из-за препятствий, связанных с городской жизнью (нехваткой времени на подготовительную работу, необходимую для начала процесса) и разнородности самих общин (например, разного культурно-этнического происхождения его членов). В некоторых странах за участие в жизни общины люди иногда подвергаются политическим репрессиям, а в некоторых культурах отсутствуют прочные традиции такого участия .

5. Посредничество между местными заинтересованными группами

Управление  городами связано с взаимодействием  местных властей и гражданского общества, что влечет за собой переговоры и совместные проемы с участием различных  заинтересованных групп и может рассматриваться как процесс непосредственного участия на общегородском уровне. Следует отметить, что нейтралитет/беспристрастность добровольцев ООН в контексте такого посредничества может иметь особую ценность. Конечно, существуют качественные различия между началом процесса участия внутри общины и процессом управления в масштабе города: поэтому для каждой из этих задач требуются разные категории специалистов.

 

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) олицетворяет собой стремление мирового сообщества к достижению всеобщих идеалов человеческого достоинства и отвечает за поощрение и защиту прав человека во всем мире.

Верховный комиссар ООН по правам человека является главным должностным лицом ООН в области прав человека. Возглавляемое Верховным комиссаром, УВКПЧ координирует усилия ООН в области прав человека, просвещает и информирует общество, предпринимая все необходимые меры для того, чтобы расширить возможности граждан в пользовании правами человека и содействовать государствам в обеспечении этих прав. УВКПЧ является специализированным учреждением ООН по вопросам прав человека и структурно входит в состав Секретариата ООН. Штаб-квартира УВКПЧ расположена в Женеве.

Приоритетные  направления деятельности УВКПЧ  зафиксированы в двух ключевых документах: Программа действий УВКПЧ и План стратегического управления 2010-2011. К нынешним приоритетам относится более интенсивное взаимодействие с государствами посредством местных представительств УВКПЧ, в целях обеспечения включения международных стандартов в области прав человека в национальные законодательства и их соблюдения; повышение роли и влияния Верховного комиссара; а также более тесное сотрудничество с гражданским обществом и другими организациями ООН.

УВКПЧ также  поддерживает функционирование механизмов ООН по правам человека, таких как Совет по правам человека, его специальные процедуры, договорные органы, созданные для наблюдения за выполнением государствами основополагающих международных договоров в области прав человека. УВКПЧ поощряет право на развитие, координирует информационно-просветительскую и образовательную деятельность ООН в области прав человека, развивает тематику прав человека в деятельности всех учреждений и подразделений системы ООН. УВКПЧ работает также и над вопросами правоприменительной практики, связанной с реализацией международно-признанных норм в области прав человека, в частности, путем поощрения всеобщей ратификации и реализации основополагающих договоров в области прав человека, а также соблюдения принципа верховенства права.

УВКПЧ располагает  офисом в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, а также представительствами  на местах во многих государствах и регионах. Помимо Административной канцелярии УВКПЧ и ряда отделов, подотчетных Заместителю Верховного комиссара, в состав УВКПЧ входят два основных подразделения и четыре отделения.

УВКПЧ насчитывает  более 850 штатных сотрудников (на 2007 год), которые работают в Женеве, Нью-Йорке, 11 представительствах в странах и 7 региональных отделениях, включая 240 человек персонала в подразделениях по правам человека миротворческих миссий ООН. Финансирование деятельности УВКПЧ осуществляется за счет средств регулярного бюджета ООН и добровольных взносов государств-членов, межправительственных организаций, фондов и частных лиц.

Будучи главным  органом ООН в области поощрения  и защиты прав человека каждого, УВКПЧ возглавляет международные усилия по обеспечению прав человека и олицетворяет собой стремление мирового сообщества к достижению всеобщих идеалов в области прав человека. УВКПЧ разоблачает случаи нарушения прав человека, где бы они ни происходили, и дает им объективную оценку. Управление служит форумом для обмена мнениями, анализа и реагирования на современные проблемы в области прав человека. УВКПЧ координирует проведение научных исследований в сфере прав человека, а также мероприятий образовательного, просветительского и информационного характера по этой тематике в рамках всей системы ООН.

Поскольку основная ответственность за обеспечение  и защиту прав человека возлагается  на правительства стран, УВКПЧ оказывает  им техническое содействие в проведении обучения по таким направлениям, как отправление правосудия, реформирование законодательства и организация электорального процесса с целью практического внедрения международных норм и стандартов в области прав человека. Управление оказывает содействие также и другим органам и организациям, занимающимся вопросами защиты прав человека, в выполнении их обязанностей и полномочий, предоставляет помощь отдельным лицам в реализации их прав.

Включение прав человека в программную деятельность ООН

С момента образования  Организации Объединенных Наций  в 1945 году продвижение и поощрение  уважения прав человека всех людей  в независимости от расы, пола, языка или религии является одной из основных целей организации, закрепленных Уставом ООН. Задача УВКПЧ заключается в том, чтобы тематика прав человека присутствовала во всех программах ООН. Права человека, обеспечение мира и безопасности и развитие – это три стержневых направления деятельности ООН.

Эта задача играет существенную роль в период, когда  ООН испытывает серьезные преобразования. В ответ на многочисленные острые проблемы во всем мире международное  сообщество отвело центральное место тематике прав человека. На Всемирном саммите ООН 2005 года мировые лидеры подтвердили ведущую роль УВКПЧ в условиях непростого положения в области прав человека во всем мире.

Сотрудничество  и партнерство

Имея ведущую  роль в области прав человека и преследуя цель включения прав человека во все программы ООН, УВКПЧ сотрудничает с правительствами, гражданским обществом, национальными институтами по правам человека и другими учреждениями ООН и международными организациями, такими как Международная организация труда, Управление Верховного комиссара по правам беженцев, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный уголовный суд, специализированные уголовные трибуналы, учрежденные Советом Безопасности (такие как Международный трибунал по бывшей Югославии или Международный трибунал по Руанде), а также Всемирный банк.

Нормотворческая деятельность и мониторинг

Метод работы УВКПЧ  включает в себя три главных аспекта: нормотворческая деятельность, мониторинг и осуществление прав человека. УВКПЧ стремится предложить основным структурам и механизмам ООН в области прав человека, выполняющим функции нормотворчества и мониторинга, высочайший уровень квалификации, а также материально-правовую и административную поддержку. УВКПЧ выполняет функции секретариата для Совета по правам человека. который является ключевым международным органом ООН в области прав человека.

УВКПЧ также  содействует работе специальных процедур(специальных докладчиков, независимых экспертов и рабочих групп), назначенных Советом по правам человека для осуществления мониторинга за положением в области прав человека в конкретной стране или по конкретному вопросу. УВКПЧ оказывают содействие этим механизмам во время их визитов в страны, получает и изучает жалобы, поступающие от лиц, чьи права были нарушены, и обращается к государству от имени жертв правонарушений. Кроме того, УВКПЧ предоставляет административные услуги базовым договорным органам. Комитеты независимых экспертов уполномочены осуществлять мониторинг за соблюдением государствами обязательств, вытекающих из договоров. Они ежегодно проводят сессии, на которых рассматривают доклады государств и на их основе выносят заключительные замечания и рекомендации.

Осуществление прав человека

За счет интенсивного взаимодействия со странами и присутствия на местах. УВКПЧ стремится к тому, чтобы международные стандарты в области прав человека применялись на практике. Управление увеличивает количество своих представительств, оказывая поддержку наиболее нуждающимся. В тесном сотрудничестве с правительствами, системой ООН, неправительственными организациями и членами гражданского общества представительства и другие структуры УВКПЧ на местах разрабатывают эффективные меры реагирования на события в области прав человека. Среди таких мер – мониторинг ситуации в области прав человека и реализация разработанных совместно с государствами-членами проектов, таких как техническая подготовка и поддержка в сфере судопроизводства, проведение законодательных реформ, ратификация договоров по правам человека и образование в области прав человека. 

Информация о работе Обзор программ Организации Объединённых Наций в области добровольчества, благотворительности и правозащитной деятельности