Общество как саморазвивающаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

То обстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически ни кем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним из теоретических достижением науки XX в. можно считать, представление о социальной системе. Под ней понимается все относящееся к системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. В известном смысле слова индивид тоже может рассматриваться как социальная система, но чаще это относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества.

Файлы: 1 файл

Общество как саморазвивающаяся система.docx

— 52.24 Кб (Скачать)

 

По подсчетам специалистов, с начала неолита и до настоя­щего времени на «сцене» истории побывало около 30 милли­ардов человек, причем темпы прироста населения все время росли. Так, последний десяток миллиардов добавился всего за 130 лет с середины XIX в. и до наших дней. В 1937 г. ро­дился пятимиллиардный житель планеты, а темпы прироста сейчас таковы, что каждую секунду число людей на Земле увеличивается в среднем на 3 человека. В результате этого ежегодно появляется около 100 миллионов человек, что равно современному населению Западной Европы. Основной при­рост населения обеспечивают Африка (2,9%), Латинская Аме­рика, Юго-Восточная Азия (по 1,8%), в которых на рубеже XX - XXI вв. будет жить свыше 80% всего населения мира.

 

Эта ситуация еще в 60-е  гг. нашего столетия расценива­лась как  «демографическая бомба». С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Евро­пе, ряде стран Восточной Европы и регионах России наблю­дается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Вполне реальны прогнозы де­мографов о начале депопуляции (т. е. вымирания), когда число уми­рающих превзойдет число рождающихся, что наблюдается уже сейчас с России.

 

Иными словами, ситуация с  народонаселением в мире характеризуется  глубоким противоречием: в целом  проис­ходит достаточно интенсивный  рост населения и ряд стран (Китай, Индия) предпринимают энергичные меры для огра­ничения такого роста; а  в ряде регионов и стран происходит де популяция, что порождает огромные трудности для эко­номического  и социального развития.

 

Причины этих явлении интересовали ученых давно, достаточно вспомнить  полемику вокруг, учения Мальтуса в  ХIХ в. С позиций биологии, где  имеется достаточно четкая зависимость  между размерами организмов и  их численно­стью, может существовать неограниченно, используя ресур­сы биосферы и энергию Солнца, около 500 миллионов чело­век. Как же объяснить нынешнее десятикратное превышение этой биологической «квоты», т. е. не является ли нынешняя экологическая, политическая, военно-стратегиче­ская ситуация "расплатой" за нарушение биологического равновесия человека среди других видов живого? Действи­тельно, реальность самоуничтожения вследствие термоядерной катастрофы (изобретение самого человечества!), либо аналогичных катастроф с применением химического и био­логического оружия может быть расценена и как своеобраз­ная «месть» природы за нарушение равновесия.

 

Кроме того, большинством людей  осознается, что из 5 с лишним миллиардов ныне живущих на планете, ведут суще­ствование, достойное человека, немногие. Так, по данным на начало 90-х гг 20-века, 900 миллионов не умели ни писать, ни читать; 500 миллионов, не имели работы, либо заняты не полностью; 130 миллионов детей не имели возможности по­сещать начальную школу; 450 миллионов страдали от голо­да и недоедания; 12 миллионов младенцев умирали, не про­жив и года; более 40 миллионов — слепых или близких к слепоте, людей; 2 миллиарда не имели доступа к источникам чистой питьевой воды; 250 миллионов живут в городских трущобах или лачугах.

 

Идет ускоренная люмпенизация значительных слоев населения в  разных регионах Земли, что служит питательной  средой для острейших расовых, национальных, политиче­ских конфликтов. «Качество» населения, если можно так выразиться, входит в противоречие с его количеством, а неравномерность этого процесса порождает ожидания «конца света», когда планета «стряхнет» с себя заблудшее человечество. Земля сейчас «болеет» человеком и вполне законо­мерно ожидать в скором будущем демографический коллапс, т. е. достаточно резкое снижение численности населения. Оно может быть вызвано глобальным голодом, истощением ресурсов полезных ископаемых и почвы, непригодностью воды для питья, тепловым перегревом поверхности, распространением СПИД и т. д.

 

Иногда человечество сравнивают даже с раковой опухолью на теле планеты, полагая, что Земля и  Космос —это живые существа, наделенные сверхразумом". С этой точки зрения, неполноценный разум человечества не соответству­ет законам космического Разума, что приводит к его саморазрушению. В пользу этой концепции говорит, в частности, то, что все попытки стимулировать или затормозить рост народонаселения со стороны государства и общества малоэффективны.

 

Демографический процесс  — сложнейшая система, ибо воспроизводство  поколения зависят от такого количества факторов, что далеко не всегда их может  охватить современная наука. Во многом поведение человека здесь выглядит пара­доксальным. Казалось бы, материальное благополучие — первая предпосылка для рождения детей, однако наиболее высока рождаемость в странах бедных или небогатых, а бла­гополучные страны (Скандинавия, Франция и др.) обеспоко­ены снижением рождаемости. Наиболее высокими темпами воспроизводится население, в мусульманском мире (удвоение идет каждые 23 года), а в странах с преобладанием правосла­вия и протестантизма эти темпы гораздо ниже.

 

Известны установки многих людей на преимущественное рождение сыновей (наследники имущества, дела, идеи и т. д.), однако природа довольно четко регулирует соотношение де­вочек и мальчиков (в соотношении примерно 100:105). Под­мечены чрезвычайно интересные феномены. Например, из­вестно, что у владельцев восточных гаремов в прежние вре­мена рождались по преимуществу сыновья, у военачальников, подолгу находившихся в походах,—напро­тив, по большей части дочери. В первом случае, ввиду мни­мого дефицита мужчин, какими-то биологическими путями подавался сигнал на его восполнение. Во втором случае, наоборот, природа принимала самые экстренные меры, чтобы покрыть кажущийся дефицит женщин.

 

Так или иначе, но человечество только начинает позна­вать сущность процессов саморегуляции его численного состава и потому искусственное, а тем более насильственное вмешательство в эти процессы чревато тяжелейшими по­следствиями. Это имеет огромное мировоззренческое значе­ние, поскольку без адекватного уяснения данных проблем невозможно понять другие противоречия природного и культурного в обществе.

 

Еще более сложен для анализа  второй источник самораз­вития социальных систем, связанный с общественными отно­шениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека. Для философского анализа общества центральным вопросом является анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности, поскольку этот момент во многом определяет отношение человека к миру и другому человеку. Выделяют несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности.

 

Во-первых, поддержание собственного существования, выживание индивида. Такая ситуация складывается у героев различных "робинзонад", оставшихся один на один с природой.

 

Во-вторых, продолжение жизни  рода (особенно труд ро­дителей ради поддержания жизни детей). В любом обществе есть немалое количество людей, работающих и живу­щих ради семьи и детей, рода и клана. В периоды бурных социальных потрясений семья, родные и близкие зачастую оказываются единственной надежной опорой человека, смыслом его жизни и деятельности. Невнимание к проблеме семьи со стороны государства оборачивается, как правило, деструкцией социальных связей, утратой идентичности че­ловека и деградацией общества.

 

В-третьих, удовлетворение самой  потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты  бытия. В этом смысле труд перестает  быть необхо­димостью, а является свободной игрой творческих сил чело­века. Разумеется, такое возможно при удовлетворении оп­ределенного (и исторически изменчивого) уровня биологи­ческих потребностей человека.

 

В-четвертых, борьба с другими  людьми за присвоение продуктов труда  или ради помощи людям. Соотношение  этих двух компонентов последней  группы стимулов меняется в за­висимости от этапа развития общества, однако в любом обще­стве можно увидеть и острую непримиримую борьбу людей, групп, классов за удовлетворение их потребностей за счет других и примеры бескорыстного служения людям вопреки даже собственным потребностям. Антагонизмы и сотрудниче­ство - два полюса взаимодействия людей в обществе, а между ними находится основная масса человеческих взаимоотно­шений по поводу труда и его плодов.

 

Рассмотрение данного  вопроса с необходимостью влечет за собой философский анализ понятий  собственности и эксплуатации, труда  и капитала. Круг этих проблем очень  важен, ибо так или иначе затрагивает  интересы каж­дого человека. Нет религиозной системы, этического уче­ния, социальной доктрины, которая бы не высказала своего отношения к этим проблемам. Так; еще апостол Павел учил, что «не трудящийся пусть не ест», Сен-Симон выдвинул девиз социализма «От каждого по способности, каждому по труду», а Э. Каабе — лозунг коммунизма «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Благородный призыв «Манифеста Коммунистической партии» к построе­нию ассоциации, «в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» часто обора­чивался на практике своей противоположностью. Требуется объективный анализ этих сложнейших понятии, характери­зующих жизнь общества и человека.

 

Понятие " собственности" возникает тогда, когда у че­ловека появляется право распоряжаться принадлежащими ему вещами, включая и продукты духовного производства. Собственность распространяется и на собственную жизнь человека, его телесные и духовные силы. Когда же человек, опираясь на силу, подкрепленную или законом, пли безза­конным насилием, распоряжается другими льготами, возни­кает феномен власти. Очевидно, что соотношение власти и собственности представляет важнейшую характеристику общества, имеющую прямое отношение к каждому человеку.

 

Через эти социальные, институты (сласть и собствен­ность) так или иначе реализуется принцип справедливости, исторические модификации которого отражают эволюцию взглядов на соотношение общества и человека. Например, с разные эпохи считалось справедливым распределение по статусу рождения (аристократия), по положению в обще­стве (бюрократия), по имущественному положению, по тру­ду или его результатам, по едокам в семье и т. д. В реаль­ном обществе, как правило, сосуществуют все или почти все виды распределения, хотя один из них занимает доминиру­ющее положение.

 

История учений о собственности  показывает, что почти у всех народов  в форме мифов и утопий были идеи о золотом веке, когда ни у кого не было частной собственности, иму­щество считалось общим и это порождало мир и согласие, добрые правы и уверенность в будущем. Наиболее харак­терной чертой таких утопий является идеализация прими­тивной общины, которая, как правило, отгорожена от дру­гих общин и внешнего мира (остров, горное ущелье и т. д.). При таком способе организации общества справедлива фор­мула «Всякий собственник есть либо вор, либо наследник вора", которую в XIX в. выразил Прудон в знаменитой фразе: «Собственность есть кража».

 

При общинном типе устройства и такому же отношению к собственности  вполне оправданным является стремление к максимальной замкнутости этого  мира (отсюда образ «же­лезного занавеса»), к постоянной переделке природы и че­ловека и их «покорению». Человеку в таком обществе по­зволено делать то, что приказано и одобряется официально, а запрещено все то, что не приказано. Это общество жестоко детерминировано и по сути дела исключает или сводит к минимуму случайность и свободную волю человека. Поня­тие производства в таком обществе вытесняется понятием распределения и присоединения, а произведенный приба­вочный продукт рассматривается как источник потенциаль­ного зла (обогащения) и последующей эксплуатации чело­века человеком.

 

Тем не менее, властвующая  в таком обществе элита (либо единичный  деспот, либо класс так называемой «но­менклатуры») отчуждает в свою пользу этот прибавочный продукт, беря на себя роль «справедливого» распределите­ля. Очевидно, что такое положение долго существовать не может, поэтому вполне резонно, что происходят революци­онные потрясения, сопровождающиеся переделом имущест­ва. Источником зла тут является не только его несправедли­вое распределение, как само богатство, порождающее жад­ность, роскошь, лень. Государства гибнут от «процветания, ибо, как писал еще Платон, стать очень богатым, оставаясь добродетельным, невозможно. Всякий обогащающийся делает это за счет других.

 

Цицерон сравнивал мир  с театром, который принадлежит  всем, а место в нем каждому. Всякий, кто сидит более чем  на одном месте — захватчик, ибо  нельзя поставить лишний стул, можно  только отнять чужой. У человека этим самым практи­чески, отбивается стремление к расширению производства, ибо главное — как распределить. Данные идеи восходят к идеалу «божьей справедливости», ибо, создавая Вселенную и челове­ка, творя день и ночь, солнце и воздух, землю и поду, Бог предусмотрел, что если все разделить поровну, у каждого бу­дет все необходимое, и ни у кого не будет лишнего. Если же человек, приобрел богатство, он обязан поделиться им, так как делится не своим собственным имуществом, а принадле­жащим этим людям 11 в конечном итоге Богу. Религия ислама вообще запрещает ростовщичество, а в христианстве это суро­во осуждалось. С многочисленных (особенно в эпоху средневековья) коммунах имущество было общим, вводился всеоб­щий обязательный физический труд.

 

Средством такого отношения  к собственности является разделение общества на два абсолютно антагонистических  друг другу класса, борьба между которыми, и является пружиной исторических процессов. Отсюда выводится концепция уничтожения частной собственности, которая порабо­щает и закабаляет человека, допускает эксплуатацию в массовых масштабах.

 

В этой связи необходимо обратиться к сущности понятия "эксплуатация". В узком смысле слова эксплуатацию можно определить как форму социального  паразитизма, когда чело­век (или  группа людей) живет за счет другого. Следует раз­личать экономическую форму эксплуатации и ее неэкономи­ческие формы. К последним могут быть отнесены такие явле­ния, как расизм, национализм, сексизм, т. е. то или иное ущемление прав людей другой расы, нации и пола. Можно говорить и о том, что нынешнее поколение людей эксплуати­рует ресурсы Земли, загрязняя среду обитания будущих по­колений (жизнь за счет детей и внуков).

 

Однако основная форма  эксплуатации складывалась в деятельности людей по поводу производства материальных благ. Она построена на той или  иной форме присвоения прибавочного труда, т. е. труда избыточного, направленного  не только на удовлетворение элементарных физиологиче­ских потребностей организма. Такой труд стал появляться при выходе общества из первобытного состояния, когда обмен товарами становился не эпизодическим, а постоянным феноменом. В определенном смысле слова размер и масшта­бы прибавочного труда характеризуют прогресс общества, ибо только он позволил создать элементы материальной и духовной цивилизации. На предшествующих этапах разви­тия человечества преобладала самоэксплуатация по принци­пу: «Человек — раб своего желудка».

Информация о работе Общество как саморазвивающаяся система