Общество как саморазвивающаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:06, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о закономерном характере развития общества - один из самых спорных вопросов в социальной философии. Ряд философов, стоящих на позиции антинатурализма, отрицают наличие объективных законов развития общества. К их числу относятся представители Баденской школы неокантианства Г. Риккерт и В. Виндельбанд. Представители этого направления обосновывают тезис о принципиальном различии наук о природе и наук о культуре (последние включают в себя и историю, и другие общественные науки).

Оглавление

1. Законы развития общества и их специфика. 3с
2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. 4с
3. Проблема движущих сил социальной динамики. 9с
4. Список литературы. 11с

Файлы: 1 файл

контрольная11.docx

— 52.67 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

Контрольная работа по философии на тему:

« Общество как саморазвивающаяся  система».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

      1. Законы развития общества и их специфика.  3с

2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. 4с

3. Проблема движущих сил социальной динамики. 9с

4. Список литературы. 11с

 

 

1. Законы развития общества  и их специфика.

 

Общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип индивидуальной и надприродной системной организации.

Вопрос о закономерном характере развития общества - один из самых спорных вопросов в социальной философии. Ряд философов, стоящих  на позиции антинатурализма, отрицают наличие объективных законов  развития общества. К их числу относятся  представители Баденской школы  неокантианства Г. Риккерт и В. Виндельбанд. Представители этого направления  обосновывают тезис о принципиальном различии наук о природе и наук о культуре (последние включают в  себя и историю, и другие общественные науки). Различие это обусловлено  в первую очередь различием методов, применяемых в данных науках. Естественные науки используют генерализирующий метод изучения явлений, который  состоит в подведении частного под  общее и который направлен  на выявление и описание законов. Науки о культуре пользуются противоположным  – индивидуализирующим методом  исследования, методом отнесения  к ценностям, цель которого не подведение частного под общее, а, напротив, выявление  индивидуального, неповторимого своеобразия  социальных явлений.

Противоположная, натуралистическая  позиция, представленная в позитивизме  О. Конта, исходит из отсутствия различий между естественными и общественными  науками, но при этом за образец научности  принимает естественно - научное  знание. Качественная специфика социальных законов отрицается О. Контом. Цель социологии – исследование регулярности социальной жизни по образцу естественно - научного значения – изучая эмпирические факты и их закономерности.

К. Маркс в своей социально  – философской концепции приходит к теоретическому выводу о наличии  объективных законов общественного  развития, не заложенных в программах субъектов исторического творчества. Эти законы столь же объективны, как и законы функционирования природных систем, но имеют свою качественную специфику.

Специфика общественных законов  проявляется, по К. Марксу, во-первых, в  том, что в них с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших количествах  людей и в больших временных  интервалах. Во-вторых, общественные законы складывается на основе сознательной деятельности людей (сознательная деятельность людей включена в механизм действия этих законов). Критерием социальной материальности, по Марксу, является наличие  независимой от сознания системы  потребностей, в которой определяющую роль играют практические потребности. Условия удовлетворения потребностей определяют мотивы деятельности людей, типизируя их. Столкновение воль порождает  независимый от воли результат как  равнодействующую всех воль. Необходимость  возникает из самой деятельности людей и господствует над ними. В-третьих, поскольку социальная закономерность существует и проявляется в деятельности людей, то социальные законы чаще всего  выступают как законы-тенденции. Ориентация К. Маркса на научность, исследование объективных связей, обусловливающих  закономерное развитие общества, на активное отношение к миру, преобразовательную историческую деятельность привлекли  к марксистской концепции социальных законов многих сторонников в  социальной философии хх в.

 

Учитывая и то общее, что  есть у законов природы и социологических  законов, и то, что их отличает друг от друга, К. Маркс характеризовал общественное развитие как естественноисторический процесс. С одной стороны, это процесс естественный, то есть столь же закономерный, необходимый и объективный, как и природные процессы. И в то же время это процесс исторический в том смысле, что он представляет собой результат деятельности самих людей. Люди выступают одновременно и авторами и актерами всемирно-исторической драмы, именуемой историей. В этом и заключается парадокс, каждодневно возникающий и также каждодневно разрешаемый в ходе исторической практики людей.

Очень часто в литературе наряду с терминами "социологический  закон", "закон общественного  развития" встречается понятие "исторического  закона».

Возникает необходимость различать объективные условия, без которых данное историческое событие произойти не может, и субъективный фактор его реализации.

Под объективными условиями имеются в виду те независящие от воли и сознания людей феномены и обстоятельства (прежде всего социально-экономического порядка), которые необходимы для порождения данного исторического явления. Но сами по себе они еще недостаточны. Произойдет данное историческое событие или не произойдет, ускорится его реализация или, напротив, замедлится, зависит от субъективного фактора, проявляющего себя на базе этих объективных условий. Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития. По своей направленности субъективный фактор может быть соответственно как прогрессивным, так и консервативным и реакционным. Взаимодействие объективных условий и субъективного фактора находит свое выражение в том, что историю творят люди, но творят не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия.

В структуре субъективного  фактора различают в качестве основных организационный и идеологический компоненты. Это значит, что чем  организованнее выступают люди, чем  глубже осознаются ими стоящие задачи и пути их решения, тем плодотворнее их практическая деятельность. Свобода  есть познанная необходимость: чем  лучше познал человек законы природы  и общественного развития, тем  свободней он в своей деятельности (разумеется, в рамках общей зависимости от этих законов).

Другой исторически известный  вариант теоретического разрешения рассматриваемого парадокса - фатализм (от лат. fatum - рок, судьба), который совершенно исключает момент свободы, свободного выбора субъекта, активную роль деятельностного человека. Уж коль скоро существуют и действуют объективные законы общественного развития, рассуждают фаталисты, то ни о какой активности человека речи быть не может, ему остается пассивно ждать, когда эти законы автоматически возьмут свое. Фатализм в объяснении исторических событий и исторического процесса в целом - явление весьма распространенное

Между тем исторический опыт на каждом шагу убеждает нас, что общественной жизни, как и всему окружающему  нас миру, присуще диалектическое взаимопроникновение необходимого и случайного: они слиты воедино  в каждом феномене и процессе. Откуда же берутся случайности в общественной жизни? Какую функцию они выполняют? Случайность нередко выступает как форма проявления исторической необходимости и часто появляется в точке пересечения процессов, каждый из которых имеет необходимый характер.

Анализируя причины исторического  движения общества, Г. В. Плеханов указывал, что влияние общих и особенных  причин дополняется в этом движении действием причин единичных, то есть личных особенностей общественных деятелей и других "случайностей", благодаря  которым события получают свою индивидуальную физиономию. "Единичные причины, - указывал он, - не могут произвести коренных изменений в действии общих  и особенных причин, которыми к  тому же обусловливаются направление  и пределы влияния единичных  причин. Но все-таки несомненно, что  история имела бы другую физиономию, если бы влиявшие на нее единичные  причины были заменены другими причинами того же порядка".

 

 

 

2. Природа и функции  социальных противоречий и конфликтов.

 

Наиболее  общий подход к определению конфликта  состоит в определении его  через противоречие как более  общее понятие, и прежде всего  — через социальное противоречие.

Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой  сложный процесс, который совершается  на основе зарождения, развертывания  и разрешения объективных противоречий. Причинами их могут быть самые  разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые  различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д.

 "Внутреннее" определение противоречия таково: противоречие есть возникновение и/или уничтожение противоположностей. В этом определении противоречие характеризуется как единство тождества и противоположности. Последние являются сторонами противоречия. Возникновение противоположностей означает переход от тождества к противоположности; уничтожение противоположностей означает переход от противоположности к тождеству. Промежуточными звеньями, моментами, осуществляющими переход от одной стороны противоречия к другой, являются сходство и различие. Таким образом, выстраивается цепочка переходов: "тождество-сходство-различие-противоположность". Противоречие есть целокупность указанных моментов. Каждый из них в отдельности не составляет противоречия. Только вместе они "делают" противоречие противоречием.

Конфликты охватывают все  сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов  социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают  отдельные индивиды, большие и  малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат  субъектино-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам).

В отечественной литературе наиболее полное определение социального  конфликта дал Е.М. Бабосов («Социологический словарь»): «Конфликт социальный —  предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении интересов различных социальных общностей — классов, наций, государств, различных социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном  противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций  развития. Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей, обладает определенными функциями, длительностью  и степенью остроты».

 

Каждый конфликт имеет  объективную и субъективную составляющие. К объективным составляющим конфликта  относятся:

– участники конфликта;

– предмет конфликта;

– объект конфликта;

– особенности среды, в  которой протекает конфликт.

 

Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о действующих лицах и исполнителях конфликтных отношений. Наряду с  понятием сторона конфликта сюда могут быть отнесены и такие понятия, как участник, субъект, посредник. Участник и субъект социальных конфликтов – разные вещи, и их отождествление может привести к путанице выполняемых в конфликте ролей.

Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее

своего интереса.

Субъектом социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

Предметом конфликта является объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Эта та проблема, из-за которой оппоненты вступают в противоборство.

Объектом конфликта может выступать материальная, духовная или социальная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

 

При анализе конфликтов необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых он протекает. Учет условий социальной среды, в которой протекает конфликт, позволяет понять содержание целей, мотивов сторон, и их зависимость от этой среды.

 

Социальный статус — это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанной с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте.

Сила в социальном конфликте — это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента (противника). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на социальный конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной.

Информация о работе Общество как саморазвивающаяся система