Общество как саморазвивающаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:06, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о закономерном характере развития общества - один из самых спорных вопросов в социальной философии. Ряд философов, стоящих на позиции антинатурализма, отрицают наличие объективных законов развития общества. К их числу относятся представители Баденской школы неокантианства Г. Риккерт и В. Виндельбанд. Представители этого направления обосновывают тезис о принципиальном различии наук о природе и наук о культуре (последние включают в себя и историю, и другие общественные науки).

Оглавление

1. Законы развития общества и их специфика. 3с
2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. 4с
3. Проблема движущих сил социальной динамики. 9с
4. Список литературы. 11с

Файлы: 1 файл

контрольная11.docx

— 52.67 Кб (Скачать)

Окружающая среда — один из элементов в структуре социального конфликта. Она состоит из физической сферы (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт)

Представление о ситуации

Каждый из участников конфликта  составляет свое представление о  ситуации, сложившейся в зоне разногласий  и охватывающий все связанные  с ней разногласия. Эти представления, очевидно, не совпадают. Стороны конфликта  видят дело по-разному — это, собственно, и создает почву для столкновения. Конфликт прорастает на этой почве, когда, по крайней мере, один из двоих воспримет ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей другого участника конфликта.

 

 

Мотивы конфликта

Мотивация определяет процесс, который психологи называют формированием  цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, который  индивид хотел бы в данной ситуации достичь.

Следует различать субъективные и объективные факторы, действие которых толкает людей в конфликт.

Объективные факторы — это реально существующие в действительности обстоятельства.

Они связаны, главным образом, с условиями быта, а также с  некоторыми существенными социально-психологическими особенностями личности, реально  имеющимися в данное время и не поддающимися изменению за короткий срок.

Субъективные факторы 

Представляют собой стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Люди искаженно воспринимают ситуацию, в которой они находятся, и в их воображении реальные обстоятельства принимают не свойственный им в действительности характер или рисуются такие обстоятельства, которых в данной ситуации на самом деле вообще нет.

 

Процесс развития конфликта

 

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же.

Предконфликтная ситуация.

Это рост напряженности в  отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными  противоречиями. Это положение дел  накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта  как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.

Инцидент 

Формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья» сила, преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Третья стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания  спорного объекта или принуждения  оппонента к отказу от своих целей  или к их изменению.

Кульминация

Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их связывает (или их родственным  связям, или дружеским отношениям). Кульминация — это верхняя  точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то взрывном эпизоде или  нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы. При кульминации  конфликт достигает того накала, что  обеим сторонам становится ясно, что  продолжать его больше не следует. Кульминация  непосредственно подводит стороны  к осознанию необходимости прервать как дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

Разрешение конфликта

На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих  и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации — невозможности достичь  целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение  тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие  стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

Социальный конфликт будет  продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия

его прекращения, которые  могут быть определены еще до начала противоборства, а могут быть выработаны и согласованы в ходе развития конфликта.

Послеконфликтная  стадия

Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную  реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде; новое видение существующих проблем и новую оценку своих  сил и возможностей.

 

 

Функции социального конфликта.

Функции конфликта – это воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду.

Конфликт выполняет как  положительные, так и отрицательные  социальные функции. Существуют объективные  субъективные оценки последствий конфликта. Позитивное или негативное воздействие  конфликта во многом обусловлено  социальной системой. В свободно структурируемых  группах, где конфликт считается  нормой и существуют разнообразные  механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой  жизнеспособности, динамизму и восприимчивости  к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

 

Рассмотрим некоторые  позитивные функции конфликта, характерные  для открытых социальных структур:

 

конфликт вскрывает и  разрешает противоречия и тем  самым способствует общественному  развитию. Своевременно выявленный и  разрешенный конфликт может предотвратить  более серьезные конфликты, ведущие  к тяжелым последствиям;

в открытой группе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и  межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;

конфликт многократно  увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу;

в состоянии конфликта  люди более четко осознают как  свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных  проблем и противоречий общественного  развития;

конфликты способствуют получению  информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований;

внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, мобилизует внутренние ресурсы, он также помогает находить друзей и союзников, выявлять врагов и недоброжелателей;

 

Внутренние конфликты выполняют следующие функции:

 

-создание и поддержание баланса сил;

-социальный  контроль за соблюдением общепринятых  норм, правил, ценностей; 

-создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;

-адаптация и социализация индивидов и групп

-группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

-установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

-установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров;

-конфликт выясняет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

 

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

 

-ведет к беспорядку и нестабильности;

-общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

-борьба ведется насильственными методами;

-следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

-возникает угроза жизни и здоровья людей.

К негативным можно отнести  большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие  вследствие социально-психологической  несовместимости людей. Негативными  считаются конфликты, затрудняющие принятие негативных решений. Негативные последствия может иметь и  затянувшийся позитивный конфликт.

 

Среди позитивных функций конфликта  по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

конфликт полностью или  частично устраняет противоречие, возникающее  в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается  полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие  в их основе;

конфликт позволяет более  глубоко оценить индивидуально-психологические  особенности людей, участвующих  в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную  силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к  стрессовым факторам трудной – ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;

конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную  ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности  отрицательных эмоций;

конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного  разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить  способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает  социальный опыт решения трудных  ситуаций;

конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;

при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения  личности, формирования ее активной позиции  во взаимодействии с окружающими  и могут быть определены как конфликты  становления, самоутверждения, социализации.

 

Помимо конструктивных функций, конфликт, как правило, имеет и деструктивные  последствия:

большинство конфликтов оказывает  выраженное негативное воздействие  на психическое состояние его  участников;

неблагополучно развивающиеся  конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;

конфликт как трудная  ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных  конфликтах резко возрастает вероятность  сердечнососудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;

конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся  до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения  участников вообще прекращаются;

конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению  к оппоненту. Это выражается в  предвзятом отношении к нему и  готовности действовать в ущерб  ему;

конфликты могут негативно  отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники  конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после  конфликта оппоненты не всегда могут  работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;

конфликт закрепляет в  социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив  однажды с помощью насилия, человек  воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального  взаимодействия;

конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут  способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т.д.

 

Таким образом, влияние конфликта  на его участников и социальное окружение  имеет двойственный противоречивый характер. Это связано с тем, что  отсутствуют четкие критерии различия конструктивных и деструктивных  конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта  может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для  кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.

 

 

3. Проблема движущих  сил социальной динамики.

 

В социальной философии марксизма  под движущими силами развития понимаются разные общественные явления: объективные  общественные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена; разделение труда; продолжительные  действия больших масс людей, классов, народов; разделение общества на классы и классовая борьба; социальные революции; потребности и интересы; наука; идеальные мотивы. Соответственно и в научной литературе движущие силы развития общества также понимаются по-разному: то они связываются с противоречиями общественного развития и их разрешением, то с социальным детерминизмом, то с объективными и субъективными факторами истории, то с деятельностью людей или с комплексом перечисленных факторов. По-видимому, каждый из указанных подходов правомочен, отражает какую-то грань истины.

Подчеркивание того, что общество — это деятельность людей, имеет глубокий методологический смысл. Этим определяется коренная специфика общества: деятельность людей есть сама общественная жизнь. В этом смысле все, что происходит в обществе, — действие его законов, функционирование составных частей общества, исторические события, разные общественные состояния и т.д. — прямо или опосредованно связано с деятельностью человека. Никакие материальные структуры, политические институты, идеи сами по себе, вне живой деятельности людей не представляют части, стороны общества. Лишь тогда, когда все эти феномены выступают в роли орудий, граней, аспектов живой человеческой деятельности, они обретают общественный смысл, становятся органами, частями, элементами общества. Человеческая деятельность выступает, таким образом, как бы своеобразным центром, вокруг которого и в связи с которым складывается, живет, функционирует исключительно сложное образование — общество.

Информация о работе Общество как саморазвивающаяся система