Общество как саморазвивающаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 04:06, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о закономерном характере развития общества - один из самых спорных вопросов в социальной философии. Ряд философов, стоящих на позиции антинатурализма, отрицают наличие объективных законов развития общества. К их числу относятся представители Баденской школы неокантианства Г. Риккерт и В. Виндельбанд. Представители этого направления обосновывают тезис о принципиальном различии наук о природе и наук о культуре (последние включают в себя и историю, и другие общественные науки).

Оглавление

1. Законы развития общества и их специфика. 3с
2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. 4с
3. Проблема движущих сил социальной динамики. 9с
4. Список литературы. 11с

Файлы: 1 файл

контрольная11.docx

— 52.67 Кб (Скачать)

 

Развитие общества есть естественноисторический процесс, совершающийся по объективным законам. Объективность этих законов отнюдь не означает отрицания роли и значения человеческой деятельности. Так, в каждый момент исторического времени в обществе имеется определенный уровень материальной и духовной культуры. Это и определенная степень развития материального производства, его материально-технической вооруженности, это и реальная система экономических отношений собственности, это и определенный характер и структура институтов общественного управления, это и огромный массив достижений духовной жизни, и многое, многое другое. Все это достигнуто усилиями всех предшествующих поколений, и все это достается в наследство каждому новому поколению. И это поколение изменяет современный мир, опираясь на те возможности, которые уже имеются, на те тенденции изменения, которые в нем прочерчены. Изменение любой стороны общества, как и общества в целом, имеет свои объективные законы развития, определяющие характер, ритм, направленность, масштаб последующих изменений. Иначе говоря, в обществе, в его наличной материальной и духовной культуре, в объективных законах его развития как бы воплощена программа человеческой деятельности в целом, которая и выступает как ее самая глубокая объективная основа.

Таким образом, история закономерна, ибо она подчиняется объективной  логике социальных преобразований, в  то же время сама эта закономерность осуществляется только через деятельность людей. Нет этой деятельности — нет  ни общества, ни его истории. Уже  сам по себе этот факт — свидетельство  фундаментальной значимости человеческой деятельности в обществе.

 

Вместе с тем нельзя забывать, что история общества — это не только однонаправленная логика ее всеобщего развития, но и огромная палитра самых разнообразных возможностей исторически конкретного развития событий, определяемая, по существу, бесконечным сочетанием различных обстоятельств, социальных сил, общественных интересов.

Все это свидетельствует  о том, что отношение человека к требованиям объективных законов  отнюдь не подобно подъему на эскалаторе. Именно от людей, их действий, энергии, настойчивости зависит, как они  воспользуются шансами, предоставленными им историей, какой конкретный путь общественного прогресса изберут, приблизят или, напротив, отдалят  реализацию назревших общественных преобразований.

Если общественная жизнь, история общества представляют собой  не что иное, как деятельность людей  — народов, классов, социальных групп, личностей, то отсюда вытекает, что  эта жизнь, эта история должны быть рассмотрены не только в своей  обшей логике, не только с точки  зрения своих объективных законов, но и в контексте самой деятельности людей.

 

В связи с вычленением  деятельности людей в виде отдельного и специального ракурса общественной жизни и раскрывается проблематика движущих сил общества. Движущие силы общества — это не вообще все  силы, противоречия, причины и т.д., существующие в обществе. Движущие силы общества — это деятельность людей, раскрытая с точки зрения ее внутреннего механизма, ее факторов и причин.

Именно в таком плане раскрывает движущие силы истории Ф. Энгельс: «Когда речь заходит об исследовании движущих сил, стоящих за побуждениями исторических деятелей, — осознанно ли это или, как это бывает очень часто, не осознанно, об исследовании сил, образующих в конечном счете подлинные движущие силы истории, то надо иметь в виду не столько побуждения отдельных лиц, хотя бы и самых выдающихся, сколько те побуждения, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы, а в каждом данном народе, в свою очередь, целые классы. Движущие силы общества в рассмотренной выше интерпретации выступают как всеобщая характеристика общественной жизни. Поскольку все в обществе осуществляется в деятельности людей, постольку поле проявления движущих сил универсально. Но поскольку деятельность людей представляет лишь одну грань общества, постольку и движущие силы ограничены в своем проявлении. И эта граница проходит не по линии разделения элементов общества, его исторических состояний, а по линии выделения разных качеств, аспектов единой общественной жизни.

 

В обширной тематике движущих сил общества важнейшими проблемами являются анализ субъекта общественной жизни, характеристики его деятельности, ее условий, причин, целей, задач, ее результатов, диалектики объективного и субъективного, творческого и репродуктивного  в этой деятельности, ее подъемов и  спадов.

В научной и учебной  литературе движущие силы общества нередко  связывают с определенной направленностью, с прогрессивными преобразованиями общества. Этот подход представляется односторонним. Ведь жизнь общества, его история есть целостный процесс. Он складывается из сложного переплетения противоборства самых разных людей, классов, наций, народов. В этом смысле всякая деятельность людей есть движущая сила. И она является таковой не потому, что она прогрессивна либо реакционна, стихийна либо сознательна, а потому, что она именно человеческая общественная деятельность. Иначе говоря, качество быть движущей силой — имманентное существенное качество человеческой деятельности вообще, и эта деятельность в силу указанных причин не делится на движущую или недвижущую.

Другое дело, что в конкретных условиях при анализе отдельных  этапов истории, конкретных стран и  народов необходимо различать позиции  разных социальных субъектов, их разный вклад в прогрессивные преобразования в обществе или противоборство им. Но эта расстановка социальных сил, имеющая конкретно-историческое значение, ни в коем случае не должна перерастать  в общее отрицание качества движущей силы истории за определенной деятельностью  той или иной социальной группы.

Анализ движущих сил общества раскрывает, сколь мощны и многогранны  силы людей, как много им подвластно, как они по-настоящему творят историю. В то же время именно анализ этих сил побуждает сказать и о  том, что они не беспредельны, что  есть такие цели, ориентиры, ставить  которые перед людьми не только ошибочно в силу их невыполнимости, но и социально  безответственно, ибо в стремлении к этим целям ни к чему иному, кроме  как к разочарованиям и социальным потрясениям, прийти нельзя.

 

Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас  в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль... страсти, своекорыстные цели, удовлетворение эгоизма имеют наибольшую силу; сила их заключается в том, что они  не признают никаких пределов, которые  право и моральность стремятся  установить для них, и в том, что  эти силы природы непосредственно  ближе к человеку, чем искусственное  и продолжительное воспитание, благодаря  которому человек приучается к порядку  и к умеренности и соблюдению права и моральности».

 

К сожалению, это соотношение  нередко «переворачивается». В таком  случае в человеческой жизнедеятельности  на первый план выдвигается именно стремление ко всеобщим преобразованиям  и построению новой формации. Тогда конкретное совершенствование жизни людей, их собственное развитие выступают уже как нечто вторичное, производное. А такое «переворачивание» неминуемо приводит к диктатуре идеи над жизнью, к попытке реальную сложность, переменчивость, непредсказуемость общественной жизни загнать в заранее заданные схемы. Рано или поздно эта приоритетность общей идеи или цели приходит в столкновение с реально-конкретными интересами и потребностями людей, в конечном счете превращается в игнорирование человека.

Из всего этого вытекает достаточно очевидный вывод, что  при всем могуществе движущих сил  общества они не могут ставить  задачи типа построения новой формации. Не могут не потому, что неизвестно, хороша или плоха эта формация, а не могут в принципе. Ибо формационные сдвиги, будучи в конечном счете  результатом совокупной, конкретной деятельности людей, возникают как  продукт объективно-закономерных изменений  истории, они возникают post factum, в  общественном итоге истории.

 

 

Список  литературы.

 

 

1. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие, Е.В. Зорина, Н. Ф. Рахманкулова (и др.); под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 336 с.

 

2. Крапивенский С. Э. Социальная философия: учебник для гуманит. – соц. специальностей высших учебных заведений. 3-е изд., исправленное и дополненное. – Волгоград: комитет по печати, 1996. – 352 с.

 

3. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 200 с.

 

4. Барулин В. С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: Фаир–Пресс, 2000. – 560 с.

 


Информация о работе Общество как саморазвивающаяся система