Общество как саморазвивающаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Общество как органическая система находится в постоянном движении, изменении, развитии. Развитие - это направленные, необратимые, качественные изменения системы. Вопрос о путях изменения, источниках и движущих силах развития общества, детерминантах общественной жизни занимал умы исследователей истории во все времена. Ответы на эти вопросы были самые разнообразные: одни видели источники развития общества вне его (в Боге и божественном мире; в природных условиях), другие - в нем самом (в материальном производстве, в духовных факторах, в великих людях).

Файлы: 1 файл

философия кр.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

  ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ  СИСТЕМА

 

План

 

  1. Общество как органическая система. Законы структуры, функционирования и развития общества.
  2. Способ производства материальных благ как способ бытия общества.
  3. Разрешение противоречий способа производства - основа общественного прогресса. Социальная революция и социальная эволюция.

 

  1. Общество как органическая система

 Общество как органическая  система находится в постоянном  движении, изменении, развитии. Развитие - это направленные, необратимые,  качественные изменения системы. Вопрос о путях изменения, источниках и движущих силах развития общества, детерминантах общественной жизни занимал умы исследователей истории во все времена. Ответы на эти вопросы были самые разнообразные: одни видели источники развития общества вне его (в Боге и божественном мире; в природных условиях), другие - в нем самом (в материальном производстве, в духовных факторах, в великих людях).

Общество и  его структура

Социальная философия  изучает общество, его законы, исторические формы, структуру общества, социальные процессы и другие явления в их системных связях, выступает методологическим основанием социальных наук. Существует несколько теорий, объясняющих причины происхождения общества. Договорная теория объясняет возникновение общества из идеи соглашения людей о взаимной жизнедеятельности. Трудовая теория считает причиной социальности естественную необходимость людей в их совместной деятельности по удовлетворению витальных (жизненных) и социальных потребностей. Семиотическая теория утверждает о рождении общества из символического обмена, возникшего в процессе развития речи (языка) у человека.

Общество имеет свою структуру, чаще всего, рассматриваемую через  его сферы: экономическую, политическую, правовую, институциональную, духовную, эстетическую и пр., в которых закрепляется какая-либо социальная функция деятельности человека. Философское познание системы общества выявляет входящие в него морфологические элементы: социальные отношения, социальные субъекты (классы, страты), социальные процессы, социальная мобильность, социальная динамика и пр.

Самое простое, элементарное общественное отношение имеет структуру: человек - знак - человек. В отличие от животных люди вступают в общение не напрямую, а через посредство знаков (слов, цифр, денежных знаков и т.д.). Любой предмет, втягиваясь в сеть общественных отношений, немедленно превращается в знак, обретая некое значение, которого в природе он не имел. Камень и кость становятся орудиями труда, огонь - домашним очагом и божеством, и даже недосягаемые звезды тут превращаются в зодиакальные знаки, в компас и календарь. Знаки суть инструменты, с помощью которых человек воздействует на других людей и на себя самого.

Одной из важнейших проблем современной  социальной науки является отделение  общества от государства, т.е. понимание их взаимосвязи через отношение подчинения: то ли государство является частью системы общества, то ли они тождественны.

 

Существуют  законы функционирования, законы развития. Они носят объективный характер, им свойственны статистические, динамические закономерности. Действие законов определяется условиями функционирования: в природе они действуют стихийно, в общественной практике возможно регулирующее влияние человека.

 Предметом   социальной   философии   является   общество,   взятое во взаимодействии   всех   его   сторон,   т.е.   как   целостная    социальная

система,  также  законы  функционирования и развития общества.  Это  значит, что социальная философия рассматривает и  объясняет  различные  общественные явления  и  процессы на  макро уровне,   т.е.  на   уровне   общества    как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся  социальной  системы.   Социальная философия  рассматривает  также   взаимодействие  между    собой   различных обществ. В поле ее зрения находятся и те  явления  и  процессы  общественной жизни, которые характеризуют развитие всего  человечества.  В  этом   случае предметом социальной   философии   выступает  исторический   процесс  в  его целом  взаимодействие его объективных и субъективных сторон,  закономерности

его развития.

 

     Представители   разных  направлений  социальной   философии  исходят  из понимания   общества  как  определенной   социальной  системы  («социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий   людей,   они расходятся в  понимании основ этого. Одни  принимают  за   основу   духовные начала  деятельности и  поведения  людей  (сознание,  духовные  потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу  в материальных  потребностях и материальных  условиях  общественной  жизни.   Но   как  бы   там  ни  было, общество  -  это  прежде  всего  совместная  жизнь  многих  людей,   активно взаимодействующих  между  собой  по  поводу  удовлетворения  своих  жизненно необходимых   потребностей.   В   результате   между    ними    складываются определенные  отношения,   касающиеся средств  и   способов   удовлетворения их  потребностей,  исходя из существующих   условий   жизни.   Со   временем

данные   отношения  приобретают  устойчивый  характер,   и   само  общество предстает как совокупность  общественных   отношений.   В   процессе   своей практической деятельности  -  производственно-экономической,   нравственной, духовной, социально-политической, научной  -  люди  производят   необходимые для  своего  существования  материальные   и  духовные  блага,   преобразуют природу,    создают    необходимую    для   себя   духовную   атмосферу    и социокультурную среду.

     В  процессе своей совместной  деятельности  люди вступают между  собой   в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их  общественной  жизни. Речь  идет    о    производственных,    семейно-   бытовых,    нравственных, политических   и   других   общественных  отношениях,   которые   в    своей совокупности  образуют  структуру общества.   Ведь общество  -  это прежде всего люди в их общественных отношениях друг  к  другу.  Подобное  понимание общества имеет место  в   целом   ряде   социально-философских   теорий.   В рамках общественных отношений людей реализуются  все  виды  их  практической деятельности,  создаются  государственные,  экономические,  нравственные   и прочие  социальные  институты,  развиваются  все стороны культуры  общества.

В литературе понятие  «общественных отношений» встречается  в двух смыслах:  в широком,  когда  имеются  в виду  все,   любые отношения   между   людьми, поскольку они  складываются  и  реализуются  в  обществе   (в  том  числе  и межличностные,  даже  интимные  отношения),  и  в  узком,   когда  под  ними понимаются  только   отношения   между   большими   социальными    группами, имеющие   непосредственный   характер(производственные,    межклассовые    и внутриклассовые,  международные   и   внутриполитические,   межнациональные,

экологические и  т.д.).

       В    философии    общественные    отношения     рассматриваются     с

материалистических  или идеалистических позиций.   Материалистическое,   т.е. научное,    понимание    общественных    отношений     впервые    выработано марксизмом.  Оно  заключается  в  том,  что все  многообразные  общественные отношения - экономические, политические, правовые,  нравственные  и  т.п.  - делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные -  идеологические, надстроечные.

     Базис и  надстройка  являются  понятиями   исторического   материализма.

Они   обозначают   общественные    отношения    исторически    определенного общества   как   целостную   систему,   в  которой  материальные   отношения представляют его реальный  базис,  основание  общества,   а  политические  и идеологические отношения - надстройку,  вырастающую  на  данном   базисе   и им   обусловленную.  Базис  общества  -   это    совокупность    исторически определенных  производственных  отношений.  Надстройка -  это   совокупность идеологических   отношений,   взглядов  и   учреждений,    в   нее    входят государство и право,  а  также  мораль,   религия,   философия,   искусство, политическая  и  правовая форма  сознания   и   соответствующие  учреждения. Историческое  изменение  базиса  вызывается  и  обуславливается   изменением характера   производительных   сил   общества.   Исторически    определенный

базис определяет собой характер,  тип  общественной   надстройки.   Переворот в экономическом строе данного общества вызывает   изменение,   переворот  во всей общественной надстройке.

     Из  всех  общественных  отношений   главными  являются  материальные  - экономические,    производственные    отношения.    Характер    материальных общественных  отношений определяется производительными  силами   общества  и не  зависит  от  воли  и  сознания   людей.   Идеологические    общественные отношения - политические,  правовые,  нравственные  и  другие возникают   на базе материальных общественных  отношений  и складываются   как  надстройка над ними, проходя предварительно через  сознание  людей.   Поэтому  общество представляет  собой  не  механическое  соединение   различных   общественных отношений, а единую систему этих отношений.

 

     В связи с  усложнением   общественной  жизни   возникают   многообразные общественные  отношения,  связанные  с  различными,   более   специфическими видами  деятельности  людей  -  управленческой,   научной,   художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.

 

      Общественные   отношения   носят  во  многом   объективный   характер,

поскольку возникают на основе объективных потребностей  людей и  объективных условиях  их  существования.  Они  развиваются вместе   с   развитием   условий   их  жизни  и  деятельности.   Разумеется, система общественных отношений не обязательно  жестко однозначно  определяет

каждый шаг поведения  человека.   Однако  в  конечном  счете  она  прямо  или косвенно   обуславливает  основное    содержание  и    направленность    его деятельности   и   поведения.   Даже  самая выдающаяся,  творчески  активная личность   действует  под  влиянием  сложившихся   общественных   отношений, семейно-бытовых   и   других.        Таким      образом,      в     качестве системообразующих   факторов существования  и  развития  общества  выступают деятельность  людей (социальных  групп  и  отдельных   личностей  )   и   их общественные отношения.

     Все,   что  существует  в  обществе  (  производство   материальных   и

духовных   ценностей,   их   потребление,   созидание   необходимых  условий жизни  людей,  равно  как   и  их   разрушение  )  происходит   в  процессе соответствующей    деятельности   -  созидательной    или разрушительной.

     Деятельность  людей  и  их  общественные  отношения составляют  основное  содержание   их   общественного   бытия    как    реального   процесса  их общественной жизни.  Речь  идет  об  их  производственной,  семейно-бытовой, политической,  правовой,  нравственной,  эстетической,     религиозной     и других     видах     деятельности    и   соответствующих   им   общественных отношениях, а также результатах этой    деятельности,      воплощенных     в предметах     материальной  культуры,     социально-политическом     строе общества,    духовных ценностей и т.д. Значение этих  факторов  определяется тем,   насколько   они     способствуют     удовлетворению     разнообразных потребностей  людей,    созданию     условий      для      их      развития, проявления   их   творческих  способностей.

     Вопрос  о соотношении общественного  бытия людей как  реального   процесса их   общественной   жизни   и   их   общественного    сознания  -  один   из основополагающих  методологических  вопросов социальной философии. Ответ  на него  предполагает,  в  частности,  выяснение  того,  насколько   полно    и глубоко  общественное сознание людей  отражает  их  общественное  бытие.   В этом  обнаруживается  степень  понимания  людьми  происходящих  в   обществе явлений    и  тем  самым   возможности  их  приспособительной  и  творчески-преобразующей деятельности в собственных интересах.

      Понятие   «общественное  бытие»  и   «общественное   сознание»   играют

немаловажную методологическую роль в исследовании  в исследовании   общества и   в   понимании   отдельных   социальных   явлений.   Правильно   понять взаимодействие   этих   сторон  –  значит  встать    на    путь     научного познания     общества    как    сложной  социальной   системы,    а    также отдельных    явлений,    будь   то    в   области   экономики,   социальной, политической и духовной жизни.

      Понимание      общественного       сознания        как       отражения

общественного   бытия  указывает  на  объективную   основу   его   развития.

Содержание    экономических,  политических,   нравственных,    эстетических, религиозных и     других взглядов  и  теорий   есть    более    или   менее полное   отражение соответствующих  сторон  жизни  людей,  их  общественного бытия. В своей совокупности  эти  взгляды   и   теории   представляют  собой самосознание   общества,   т.е.   осознание  им  всех  сторон   своей  жизни в их связи и  развитии.   Так  как   общественное  сознание  есть  отражение общественного     бытия,     то     оно     имеет    как    бы  производный, вторичный  характер.  Это  выражается  в  положении:   общественное    бытие первично,   общественное  сознание  вторично.  Такой    подход     позволяет объяснить    развитие    общественного  сознания   с   позиции   социального детерминизма. Это значит указать на объективные и субъективные  причины  тех или  иных  проявлений  общественного  сознания.  Объективные  причины  этого коренятся    в    условиях        общественного         бытия         людей, субъективные  -  в особенностях их мыслительной деятельности.

     Исходя  из  принципа  социального   детерминизма,   необходимо  раскрыть  также   взаимодействие    различных   сторон   общественного   бытия,   их взаимозависимость,  носящая  причинный  и  закономерный  характер.     Такой подход      неизбежно    подводит    к     анализу     роли    материального производства в развитии  общества.   Это  одна  из  тех  проблем  социальной философии,    которая    ставится    и    решается    со    своих    позиций представителями разных направлений.

Информация о работе Общество как саморазвивающаяся система