Общество как саморазвивающаяся система

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Общество как органическая система находится в постоянном движении, изменении, развитии. Развитие - это направленные, необратимые, качественные изменения системы. Вопрос о путях изменения, источниках и движущих силах развития общества, детерминантах общественной жизни занимал умы исследователей истории во все времена. Ответы на эти вопросы были самые разнообразные: одни видели источники развития общества вне его (в Боге и божественном мире; в природных условиях), другие - в нем самом (в материальном производстве, в духовных факторах, в великих людях).

Файлы: 1 файл

философия кр.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Наверное,   каждому   ясно,    что    без    развития     материального

производства  общество существовать не может: оно погибнет, если не    будут удовлетворяться   жизненно    необходимые    потребности  людей    в   пище, одежде,   жилище,   средствах   передвижения   и   т.д.  Поэтому       любое современное     общество    придает    развитию материального   производства первостепенное   значение.   Именно  на  этой  основе  решаются   проблемы повышения  уровня  жизни   людей,  что  означает   не   только   достаточное удовлетворение  вышеуказанных     потребностей,      но    также     решение проблем   здравоохранения,     образования,       быта       и       отдыха, социального   обеспечения      и      развития      духовной       культуры. Материальное    производство       создает        необходимые        условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер  жизни общества.

      Таким      образом,    благодаря       материальному      производству

развивается   материальная   база  существования  общества,    решения   его

многочисленных   проблем.       Уже    одно    это    указывает    на    его

фундаментальную    роль    в    общественном     развитии,      историческом

процессе.

      Однако  дело  не  ограничивается   этим.   Материальное   производство

непосредственно обуславливает развитие социальной структуры  общества,  т.е. существование  определенных  классов,  других  социальных  групп   и   слоев общества. Их наличие обусловлено разделением труда, а  также  экономическими отношениями  собственности  на   средства   производства   и   распределения создаваемых в обществе материальных благ. Этим обусловлено деление людей  на различные профессиональные  и  социальные  группы,  по  видам  деятельности, получаемым доходам.

     Способ производства как прямо,  так  и  косвенно,  в   том  числе  через

существующую    социальную   структуру,    обусловливает    содержание    и

направленность  происходящих  в  обществе  политических  процессов.  Ведь  их субъектами выступают те самые классы и  другие  социальные  группы,  которые существуют на базе данного способа  производства.  Политическими  средствами они   решают   многие   свои   социально-экономические,    политические    и идеологические проблемы. Способ производства  влияет  на  развитие  духовной жизни общества как  в  плане  ее  материального  обеспечения  (строительство зданий  библиотек,  театров,  филармоний,  производство  бумаги  и  создание полиграфической базы для выпуска книг, журналов, газет,  радио,  телевидения и т.д.) так  и  в  тои  смысле,  что  существующие  экономические  отношения

воздействуют  определенным образом  на  развитие  морали,  науки,  искусства, религии и других сторон духовной жизни общества.

      Как видно, способ производства  материальных благ воздействует  на  все

стороны жизни общества. Способ  производства  материальных  благ  имеет  две стороны:    производительные    силы    и    производственные     отношения. Производительные силы – это прежде всего люди  с  их  знаниями,  умениями  и навыками к труду, а также средства производства, включающие  в  себя  орудия труда, сырье, материалы, транспорт, здания, сооружения,  с  помощью  которых осуществляется производство. Производственные отношения есть отношения  между людьми в процессе  производства.  Производственные  отношения  –  это  также

отношения обмена деятельностью между людьми на базе сложившегося  разделения труда. Их суть заключается в том, что один человек,  например  инженер,  как бы отдает другим  людям  и  обществу  свой  труд,  но  при  этом  пользуется результатами труда и услугами  других  людей,  скажем,  земледельца,  врача, учителя, ученого и т.д. Таким  образом  осуществляется  обмен  деятельностью между представителями  разных  профессий  и  видов  труда.  Производственные отношения выступают как  отношения  между  людьми  по  поводу  производства, распределения  обмена  и потребления материальных  благ.  Производственные отношения  складываются,  исходя  из  объективных   потребностей   людей   и потребностей  самого  производства.  Данные потребности заставляют   людей находить наиболее рациональные формы  производственной  деятельности,  чтобы

эффективно  использовать имеющиеся в их распоряжении  производительные  силы, прежде  всего  способности  производителей,  а  также  возможности   средств производства, в том числе техники и технологии. От  того,  каким  образом  и насколько решается эта фундаментальная проблема в  любом  обществе,  зависит подъем производства и рост общественного богатства, что создает  возможности решения  экономических,  социальных   и   иных   проблем.   Главным   звеном производственных отношений  являются  отношения  собственности  на  средства производства  и  его  продукты.  Они  определяют   социальный   характер   и направленность  общественного  производства.  Общественное  производство   в самом широком его понимании (как не только  материального,  но  и  духовного

производства,  производства  всех  форм  общения между   людьми   и   самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в обществе осуществляются  не только производственная, но и  другие  виды  деятельности,  различного  рода общественные  отношения,  а  также  многочисленные  формы  меж   личностного общения людей. Общество –  это  определенный  мир  материальной  и  духовной культуры.

    Большой вклад в толкование  общества как системы дано  в  учении  К.Маркса об  общественно-экономической  формации.  Исходя   из   работ   К.Маркса   и Ф.Энгельса,  общественно-экономическую  формацию   можно   истолковать   как общество  на  определенном  этапе  его  развития  с  характерными  для  него способом  производства,  социальной структурой,  политической  системой   и духовной жизнью. Выделяются такие  общественно-экономические  формации,  как первобытно-общинная,  рабовладельческая,  феодальная,  капиталистическая   и

коммунистическая. Каждая из них характеризуется, во-первых, как  качественно определенный тип общества, во-вторых, как ступень  общественного  прогресса.

Но  Маркс не настаивал на  том,  что  все  страны  должны  пройти  поочередно указанные формации. Он указывал  на  особенности  развития  некоторых  стран Востока, прошедших  через  так  называемый  азиатский  способ  производства, отличный от тех,  которые  существовали  в  странах  Европы.  Другие  страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций.  Все  это показывает неодномерность и многовариантность  исторического  процесса,  его разнообразие и сложность.

     Важно и то,  что  понятие   “общественно-экономическая  формация”   также позволило представить общество как  целостную  социальную  систему,  каковым оно является в действительности. Названные выше  общественно-экономические формации показывают, скорее  объективную  тенденцию  мирового  исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны.  Они  появились  на  разных этапах  развития  человечества.  При  этом   каждая   последующая   из   них представляет собой,  по  Марксу,  новый  и  качественно  более  высокий  тип

общества.  Методология  формационного  анализа   ориентирует   на   изучение довольно сложного процесса перехода общества от  одной  формации  к  другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных  и  субъективных факторов данного  процесса.  Учение  об  общественно-экономической  формации дает ключ к пониманию единства и многообразия истории человечества.

         Единство   исторического   процесса   выражено   прежде   всего   в

последовательной  смене общественно-экономических  формаций друг  другом.  Это единство проявляется также и в том, что все  социальные  организмы,  имеющие своей основой  данный  способ  производства,  с  объективной  необходимостью воспроизводят и  все  другие  типичные  черты  соответствующей  общественно- экономической  формации.  Но  поскольку  между  логическим,   теоретическим, идеальным, с одной  стороны,  и  конкретно-историческим,  с  другой,  всегда неизбежно расхождение, то развитие  отдельных  стран  и  народов  отличается

также и значительным многообразием.

     В 20 в. получила  распространение   теория  локальных  цивилизаций.  Эта

теория  восходит к учению  итальянского  философа  Джамбаттиста  Вико  (1668-1744), который считал, что каждая  нация в своем развитии  проходит  три сменяющие друг  друга  эпохи:  божественную,  героическую,  человеческую,  в течение которых происходит рождение, расцвет и упадок наций  и  их  культур.

Эту теорию развил в новых исторических условиях немецкий философ  О.Шпенглер (1880-1936) и английский историк и социолог А.Тойнби (1889-1975).

     О.Шпенглер исходил из того, что  развитие того  или  иного   народа  есть

развитие  его  культуры.  Каждый  народ  представляет  собой  самостоятельный “культурно-исторический  тип”,непохожий   на   культурно-исторические   типы других народов. Типы их культур абсолютно разнородны и  нередко  чужды  друг другу. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеского, равно  как и  единого  исторического   процесса.   Культура   своеобразна,   уникальна, неповторима и, по  сути,  замкнута  в  себе.  Надо  сказать,  что  в  теории культурно-исторических  типов  Шпенглер  развивает  идеи  своего  учителя  – русского философа Н.Я.Данилевского. О.Шпенглер довольно ярко  рисует  образы

восьми, по его мнению, существующих на земле  культур.  Теория  Шпенглера  с момента  ее  обнародования  и  по  сей  день   неоднозначно   воспринимается философами и учеными. Эта теория получила много критики, но она имеет  своих сторонников и продолжателей.  Наиболее  видный  из  них  А.Тойнби.  В  своем фундаментальном труде “Постижение истории” он дает  характеристику  двадцати одной  цивилизации,  которые  “ничего  не  объединяет”.  Тойнби  говорит   о ложности  концепции  единства  истории,  основанной  на  идее  похожести   в современных  развитых  странах  экономических  и  политических  систем.   Он

отмечает, что экономические и политические системы схожи далеко не  во  всех странах, к  тому  же  неодинакова  степень  их  схожести.  Однако  концепция единства  истории  имеет  еще  одну  ложную  посылку   –   представление   о прямолинейности развития.  Тойнби  показывает  прерывный  характер  развития разных обществ. Он пишет о “потоке человеческой жизни”, который  прерывается от одной замкнутой  цивилизации  к  другой.  Одной  из  центральных  проблем

развития  Тойнби считал проблему взаимодействия личности и общества.

      При рассмотрении различных подходов  к анализу  исторического   процесса нельзя не добавить немного слов о цивилизационном  подходе.  Цивилизационный подход позволяет понять генезис,  характерные  черты  и  тенденции  развития различных  социально-этнических  общностей, которые  не  связаны  напрямую  с формационным членением общества.  При  цивилизационном  подходе  обогащаются наши представления о социально-психологическом  облике  данного  конкретного общества, его  менталитете.  Цивилизационный  подход  вполне  согласуется  с современными  представлениями  о  культуре   как   внебиологическом,   чисто социальном способе  деятельности  человека  и  общества.  С  цивилизационным

подходом  к  изучению  общества  может   сочетаться   формационный   подход.

Сочетание формационного и  цивилизационного  подходов  позволяет  выработать более конкретные представления о нем, как о весьма  сложном,  противоречивом и многовариантном процессе. Сложный характер развития общества  определяется его  весьма  сложной  структурой,  действием  в  нем   многих   неоднородных факторов. В ней осуществляются различные по своему  характеру  и  содержанию

виды  общественной деятельности. В результате  складываются  различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая,  социальная,  политическая, духовная.

      Экономическая  сфера  включает  в  себя  производство,  распределение,

обмен  и  потребление   материальных   благ.   Эта   сфера   выступает   как

экономическое  пространство, в  котором  организуется   хозяйственная   жизнь страны, осуществляется  взаимодействие  всех  отраслей  экономики,  а  также международное   экономическое    сотрудничество.    Здесь    непосредственно воплощается  в  жизнь  экономическое   сознание   людей,   их   материальная заинтересованность в  результатах  своей  производственной  деятельности,  а также  их  творческие  способности.  В  экономической  сфере  осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов  развития.  Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

      Социальная сфера – это   сфера  взаимоотношений  имеющихся   в  обществе социальных  групп,  классов,  профессиональных  и  социально-демографических слоев населения, а также национальных общностей по-поводу социальных  условий их  жизни и деятельности.  Речь   идет   о   создании   здоровых   условий производственной деятельности  людей,  об  обеспечении  необходимого  уровня жизни всех слоев населения, о  решении  проблем  здравоохранения,  народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной  справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд,  при  распределении  и

потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ.  Имеется  в виду  регулирование  всего  комплекса  социально-классовых  и   национальных отношений, касающихся  условий  труда,  быта,  образования  и  уровня  жизни людей. Функционирование социальной сферы связано с  удовлетворением  особого круга   социальных   потребностей.    Степень    удовлетворения    указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того  или  иного  человека, семьи, социальной группы и т.д.  Это  –  обобщающие  показания  достигнутого уровня благосостояния людей и функционирования его социальной сферы. На  это должна быть направлена социальная политика государства.

Информация о работе Общество как саморазвивающаяся система