Общество - целостная социокультурная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:05, лекция

Краткое описание

Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества? Маугли - это только красивая сказка Киплинга. Робинзон, даже если исключить его общение с Пятницей, уже нес культуру осмысленных и опредмеченных в виде орудий труда действий человеческого рода.
Как в индивидуальном развитии вслед за преодолением биологической, физической слитности с другим человеком стремление к свободе, к отделенности от себе подобных, заключенное в позиции ребенка "Я сам!", оказывается одним из этапов становления личности, так и понятие "общество" формируется по мере развития способности людей отделять себя от природы.

Оглавление

1. Понятие общества. Общество как субъект социальной жизни.
2. Структура и исторические типы обществ.
3. Цивилизационный подход к анализу общества.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 62.85 Кб (Скачать)

Цивилизация знаменует все большее  преобразование материала нетронутой природы в предметы и процессы (т. е. во "вторую природу"). Человечество как бы удваивает природу. Оно  создает множество неповторимо  прекрасных, уникальных или стандартных, но удобных и нужных предметов. Но в то же время появляется немало уродливых, а то и просто вредных  предметов. Это - проблема цивилизации, и вряд ли она когда-либо будет  окончательно решена. Выход может  быть в том, чтобы учитывать исторически  изменчивые, но в принципе определяемые критерии разумной достаточности, пользы, красоты, имея в виду ценность первобытной  природы вне человека и в нем самом.

Противоречивое вмешательство  человека в природные процессы - другая важная черта цивилизации. Экологические  проблемы, захламленные земли, уродующие нашу планету, являются издержками, элементами варварства, но не самой цивилизации. Превратили же голландцы, швейцарцы, японцы возделываемые ими поля в плодородные и цветущие земли. Достижение разумного баланса между научно-техническим прогрессом и цивилизованностью жизни вполне реально.

Для цивилизации характерно противоречивое, но в целом поступательное развитие товарного производства и обмена. Складываются особые области разделения труда, специфические типы социальных отношений, взаимодействий индивидов, профессиональных и имущественных  групп, стран и народов по поводу создания и обмена товаров. Отношения между производителями различных видов товаров, связи производителей и покупателей, производителей услуг и клиентов, управляемых, организуемых и управленцев, организаторов, производителей, потребителей и посредников между ними - все эти и подобные отношения развиваются и совершенствуются. А вместе с ними возникают, видоизменяются изобретенные именно цивилизацией институциональные формы, благодаря которым только и возможно функционирование товарных производств и обмена: заводы, фирмы, товарный рынок, финансово-кредитные, хозяйственно-юридические службы и др. Конечно, товарное производство несет проблемы: культ денег, прибыли, безжалостность конкуренции. Но в то же время в нем заключены стимулы для инициативы, творчества, а, следовательно, для эффективности и качества труда, для того, что Аристотель назвал "пропорциональной справедливостью".

Особенность цивилизации состоит  в тенденции к предоставлению комфорта все большему числу людей. Люди, народы, страны стремятся к  удовлетворению растущих потребностей (и духа, и тела), а следовательно, к тому, чтобы сделать повседневную жизнь более обустроенной, удобной, красивой, комфортной и в этом смысле более достойной человека.

Следующая черта цивилизации заключается  в обеспечении, предоставлении человеку всеобщих прав, свобод, гарантий, возможности  участвовать в решении своих  судеб и судеб нации, страны, мира. Практика наибольшей свободы для  наибольшего числа людей связана  с демократией. Цивилизация призвана обеспечить все более свободные, ненасильственные, добровольные формы  современного быта индивидов и их свободно формирующихся объединений. Человечество прошло через две мировые  войны, истребительные революции, локальные  войны, геноцид и др. Не устранена  угроза атомного самоуничтожения. Люди начинают понимать всю настоятельность  цивилизованного миролюбия, высокую  ценность прочных взаимовыгодных мирных договоров и соглашений.

Духовно-нравственный компонент цивилизации - это работа по созданию всеобщих идеальных  образцов предметной деятельности и  норм, принципов человеческого общежития  и общения. Это - доступные всеобщему  использованию проекты, принципы, навыки, знания и др. Платон приводит такой  пример. Допустим, что вдруг испортятся или исчезнут все ткацкие станки, но люди их способны восстановить, так  как владеют идеей челнока, знают  технологию изготовления. Это же относится  к области общения людей. Сфера  такого бытия есть "культура". Понятия "цивилизация" и "культура" нельзя отрывать друг от друга.

 

Важная черта цивилизации - это  всемирно-исторический и общечеловеческий характер и значение ее опыта. Процесс  развития цивилизации до сих пор  был непрерывным. В каждый момент он может быть уподоблен мощному  потоку, в который вливаются и  будут вливаться живительные  источники, питаемые деятельностью  людей разных эпох и стран, пока цивилизация  жива. Никогда не затухал "общий  очаг" мировой цивилизации (хотя локальные цивилизации могли  ослабевать и исчезать). Исконный исторический интерес всех народов требует  сохранения нашего общего очага - мировой цивилизации на планете Земля.

Выделяя признаки цивилизации, мы имели  в виду наиболее общие, общечеловеческие черты ее. Но, учитывая географические, религиозные, временные и иные параметры, ученые признают существование в  мире нескольких цивилизаций, различных  и равноправных, каждая из которых  уникальна. На сегодняшний день фиксируют 5 цивилизаций: Западная христианская (католическая и протестантская), Православная христианская, Индийская (индобуддийская), Дальневосточная (китайско-конфуцианская), Исламская (арабо-мусульманская). Чаще в литературе встречаются термины "западная цивилизация" (из названных первые две) и "восточная цивилизация" (последние три, к которым относится 3/4 человечества).

Хотя Запад и Восток существуют в одном мире и одновременно, но между ними есть существенные различия. Восток более традиционен, чем современный  Запад. Идет своеобразная борьба за существование, в которой Запад "припер к стенке" остальные цивилизации, запутал их в сетях своего экономического и политического превосходства, но при этом не смог отнять у них их отличительной культуры. У Р. Киплинга мы читаем:

Запад есть Запад, Восток есть Восток

И эта пара не встретится,

Пока не предстанет Небо с Землей

На страшный Господень Суд.

Простой перечень1 (даже неполный) ценностей и установок Запада и Востока показывает их различие и убеждает, что выработка общечеловеческих ценностей - дело довольно сложное.

Запад

Восток

индивидуализм сверхпотребление,

вещизм

предпочтение вещественных

отношений

религиозная нетерпимость

"посюсторонняя" ориентация

личности

правда-справедливость

ориентация на инновации

ориентация на изменение мира

установка на покорение природы

демократия насилие

антропоцентризм ("человек есть мера всех вещей" - Протагор)

коллективизм, группизм умеренный

достаток (вплоть до аскетизма),

скромность образа жизни

предпочтение личностных отношений

веротерпимость "потусторонняя"

ориентация личности правда-истина

 

осторожное следование испытанным

методам ориентация на

совершенствование самого человека

осторожный экологизм

авторитарный порядок

ненасилие

теоцентризм (бог есть центр

Вселенной)

В современном мире, к сожалению, глубоко пустили корни ложная идея о превосходстве западноевропейской цивилизации над остальными, а  также отождествление судеб Европы с судьбами всего человечества. Европа якобы создала высшую и окончательную  формулу человеческой цивилизации, а остальным народам остается только ей следовать. Этот подход свидетельствует  об искаженном понимании основных начал  развития исторического процесса. На самом деле западная цивилизация  имеет сравнительно недавнее происхождение, ее влияние поверхностно и может оказаться преходящим.

Подобная постановка проблемы очень  актуальна для России. Все чаще сейчас говорят (и в средствах  информации, и в научных трудах) о том, что наша страна должна "войти  в круг цивилизованных народов", понимая под этим, что Россия должна стать частью западноевропейской цивилизации. Однако Россия никогда не входила  в Западную Европу. По мнению Л. Гумилева2, чужой опыт изучать нужно, но при этом помнить, что это - чужой опыт. Присоединиться к западноевропейской цивилизации значит отказаться ототечественных традиций и в итоге ассимилироваться. Россия принадлежит к другому религиозно-культурному типу. Конечно, Россия не может и не должна быть в стороне от всемирного процесса развития, но в то же время ее историческая индивидуальность не может не отразиться на ее судьбе.

Таким образом, цивилизационный подход состоит в признании существования  в мире различных и равноправных цивилизаций. Каждая цивилизация уникальна, но содержит в себе общечеловеческие черты.

Тема 4 Социальные изменения и социальный прогресс

1. Социальные изменения, их формы.

2. Социальный прогресс. Проблема его критериев.

3. Современное общество: тенденции и перспективы развития.

1. В обществе непрерывно происходят  различные социальные процессы, которые могут приводить к  возникновению новых элементов  и исчезновению ранее существовавших  элементов и отношений между  ними. В этом случае мы говорим,  что система подвергается изменению.  Проблемы социальных изменений  находились в центре внимания  ученых с момента возникновения  социологии как самостоятельной науки.

В процессе развития социума просматриваются  две основные модели поведения общественных систем, две основные формы социальных изменений - эволюция и революция.

Представители эволюционной социологии (О. Конт, Г. Спенсер и др.) пытались доказать единство законов развития в физическом и социальном мирах. Спенсер, подобно биологам, различающим "высшие" и "низшие" по уровню организации организмы, представляет эволюцию как внутренне направленный процесс появления все более сложных социальных форм.

Основные источники развития социальных процессов - это противоречия и способы  их разрешения. При этом выделяются противоречия антагонистические и  неантагонистические, внутренние и  внешние, разрешаемые мирно и  средствами насилия, вооруженной борьбы.

Социальная революция - способ перехода к новому качеству, при котором  социальная система оказывается  в крайне неравновесном состоянии. Какие из отклонений от привычного развития станут толчком, определяющим новый облик системы, в условиях ломки структуры общества предсказать  трудно. Развитие оказывается прерывным, часто определяется случайными факторами. Социальная революция - это высшая точка  социального конфликта. В революционные  эпохи темпы развития ускоряются, в активную социальную деятельность вовлекаются широчайшие массы народа. Вместе с тем нарушение "равновесия", "баланса" социальных сил, дестабилизация системы ввергают общество в атмосферу  беспорядка, насилия, чреваты трагическими последствиями. Разрушительные действия увеличивают хаос, энтропию.

Если представить на схеме модель общества, то можно выделить ядро (базовую  систему духовных, этических и  эстетических ценностей), центральную  область (сферу экономики, науки, техники) и внешнюю оболочку (политическую и юридическую сферы)1.

политические идеи и политическая практика

(традиции и политическая и юридическая оболочка)

ядро: отличительная культура, система ценностей область экономики, науки,техники

Развитие общественной системы  может идти извне, когда политическая сфера провоцирует культурные мутации. Обычно инициатива исходит от других цивилизаций. Возможен и иной путь: через естественные изменения собственной  культуры к изменениям в экономике  и соответствующему политико-юридическому оформлению. Первый путь - революционный, путь агрессии против чужой культуры. Второй - эволюционный путь поступательного  перехода от низшей ступени к высшей, путь традиционный и гуманный.

Важным является вопрос о направленности социальных изменений и о факторах, обусловливающих их.

Возьмем современное общество. Конец XX в. подвел человека к таким рубежам, за которыми начинается совершенно новый  этап его истории. Это - век технических  свершений, человек впервые, преодолев  силу земного притяжения, вырвался в космос, средства транспорта и  связи сократили время и расстояния. Человечество превращается в единый организм, в нем возникают некоторые  общие стандарты поведения, государственного устройства, без которых трудно организовать необходимое взаимодействие внутри возникающей планетарной общности.

В то же время наш век обрушил  на человечество невиданные ранее войны  и катастрофы. Могущество цивилизации  сделалось угрозой для жизни  ее создателей, и проблема сохранения жизни на Земле стала реальностью. Ответ на вопрос о направленности социальных изменений и о факторах, обусловливающих их, как видим, далеко не однозначен.

Представление о том, что изменения  в мире происходят в направлении  от низшего к высшему, от менее  совершенного к более совершенному, возникшее в глубокой древности, противостояло концепциям регресса (нисходящая линия развития от древнего "золотого" века - Гесиод, Сенека), а также теориям циклического круговорота, повторяющего одни и те же стадии (Платон, Аристотель).

2. Идея прогресса начала утверждаться  в науке с XVII-XVIII столетий (Бэкон,  Вольтер), впоследствии она стала общепризнанной.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых  изменениях в нем, в результате которых  осуществляется переход к более  высокому уровню материального производства и благосостояния людей, осуществляется и развивается человеческая личность.

Социологическое понятие прогресса  неизбежно включает проблему взаимоотношения  личности и общества. И здесь нельзя не согласиться с определением социального  прогресса, данным русским социологом П. Л. Лавровым: "Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях, точно так же как в расширении и уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, поскольку это не препятствует росту и скреплению солидарности между возможно большим числом личностей"1.

Прогресс как понятие можно  применять к системе в целом  и к отдельным ее элементам. Для  примера возьмем сферу материального  производства. Совершенствование средств  и организации труда ведет  к росту его эффективности, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания. Мы бесконечно далеко ушли от примитивной культуры наших  предков восьмитысячелетней давности. Они даже представить себе не могли, что поля можно обрабатывать машинами, что хлеб можно выпекать, не прикасаясь к нему руками, что можно получать энергию от мощных электростанций и в считанные часы преодолевать расстояния во многие тысячи километров. Современная цивилизация, индустриальная и техногенная, создавшая огромные промышленные комплексы, превратившая развитие техники и научных знаний в ведущую детерминанту общественного развития, - это следствие прогресса.

Произошли изменения и в характере  трудовых отношений. Рабство Древнего мира сменилось феодальным устройством, основанным на отношениях вассальных, а оно в свою очередь уступило место системе наемного труда.

Информация о работе Общество - целостная социокультурная система