Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:23, контрольная работа
Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющие ее от других объектов.
1. Понятие социальной системы. Структура общества………………….…3
2. Социальная деятельность и общественные отношения…………………7
3. Гражданское общество…………………………………………………...10
4. Использованная литература……………………………………………...12
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение
высшего профессионального
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра теории и практики управления
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Тема: Общество как целостная система.
Москва 2012
Содержание
Понятие социальная система. Структура общества.
Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющие ее от других объектов.
Структура – общенаучное понятие, отражающее тот факт, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями. Мир не только разделен, но и един, или иначе говоря, не только дискретен, но и континуален. Именно эти особенности мира и отражает понятие структуры и близкие к нему понятия организации, системы, порядка.
Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, отдельных людей, их объединения, но и их свойства, связи, взаимоотношения. Конечно, нет и не может быть общества без отдельных индивидуумов, выступающих в качестве далее неделимых «социальных атомов». Человек и общество – две стороны одной медали. Но все же общество представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его индивидов, поскольку оно также включает те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, семьи, народности, нации, государства и, наконец, в сообщество.
Поэтому в качестве начального, предварительного определения сущности понятия общества приемлемо его определение как совокупности людей, групп, а также объединяющих их взаимоотношений.
Если первый из указанных разрезов социальной структуры – отдельные люди их объединения – обнаружить нетрудно, то второй – связи и отношения между людьми – увидеть значительно сложнее, поскольку они носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу.
С точки зрения социального
нигилизма, существуют только отдельные
люди, индивидуумы, общественных связей
и, следовательно, общества не существует.
Отсюда следует, что общество есть чистая
фикция, удобное слово и ничего
более. Следствием подобного
Напротив, по мнению сторонников крайнего, воинствующего коллективизма, общество, государство не только существует, но и являются более высокими ценностями, чем индивиды, из которых это общество состоит. С этой точки зрения существует только общество, одно лишь общество ничего, кроме общества. Отдельные же люди – всего лишь частицы, винтики, «моменты», как выражается Гегель, более широкого целого, подобно тому, как ноги и руки являются частями человеческого тела. Эта гегелевская концепция отчасти была воспринята и К. Марксом, подвергшимся за это резкой критике со стороны философов.
Конечно, указанные два компонента общественной организации – люди и их взаимоотношения – еще не выражают всего содержания структуры общества, они суть лишь ее главные, несущие опоры. Структура общества не двухмерна, а многомерна, представляет собой совокупность множества различных частей и элементов, которые могут быть сведены к двум основным лишь в теоретическом анализе. Реальное, живое общество предстает перед нами в ярком многообразии образующих его элементов и частей. Эти части скреплены, слиты друг с другом благодаря множеству связей, взаимодействий, которые и превращают совокупность элементов социальной структуры в единую, целостную общественную систему, подобно тому как тесные связи, существующие между отдельными живыми клетками, создают единый человеческий организм.
Однако общество, конечно, существенно отличается от других, природных, систем как биологических, так и физических своей особой сложностью.
Поэтому при описания социальной системы широко используются наряды с понятиями общей теории систем: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение», а также и специфические социально-философские понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.
Создание этого понятийного аппарата для описания общества как единого организма явилось продуктом длительного процесса развития философской мысли.
Под элементом или частью общества понимается мельчайшая частица системы или их совокупность; в качестве элементов и частей общества могут выступать те или иное социальные субъекты, отношения, институты. Эти понятия обозначают нечто относительно просто, более элементарное, чем система. Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны.
Под отношениями понимается определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общество. Отношение – своего рода цементирующий материал, который сплачивает людей в общество, превращает его отдельные элементы, части в прочный монолит. Устойчивые, повторяющиеся, постоянные отношения, зависимости между людьми постепенно приводят к формированию стабильных социальных групп, организаций, институтов, вступающих в свою очередь во взаимоотношения между собой. Чем богаче, многообразнее социальные отношения, тем более развитым, демократичным является общество.
Понятие «структура» и отражает степень развития общества, сложившую в нем определенную форму устойчивых связей, отношений, совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях.
Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей.
При характеристике социальной
жизни часто употребляются
И, наконец, социальная система является обобщающим понятием данной темы. Оно охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.
Как уже отмечалось, социальная система отличается от систем, существующих в природе. Эти отличия состоят в следующем:
По мере выявления философской мыслью особой сложности и многообразия общественной жизни стало усиливаться и стремление философов отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие. Причем философия в этом отношении лишь следовала за другими науками, каждая из которых обнаруживала тот или иной «первокирпичик» в своей области познания: физика – в элементарных частицах, химия – в атомах, биология – в живых клетках, психология – в явлениях раздражимости.
Социальная деятельность и общественные отношения. Основные сферы жизни общества.
Настойчиво размышляя над этим вопросом применительно к обществу, философы после долгих дискуссий пришла в конце концов к общему ответу на него – все внешне разнообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность совместной деятельности людей.
Так рассуждал О. Конт – один из основателей современной социальной философии. Развивая его мысли, М. Вебер увидел основу жизни общества в социальном действии, которое он определял как человеческое поведение, направленное на другого человека. Соглашаясь в принципе с Вебером, другой известный социолог Т. Парсонс, рассматривал всю социальную систему как совокупность «взаимоотношений между исполняющими свои роли людьми». К этим представлениям о первооснове общества был близок и К. Маркс, утверждавший, что общество есть «продукт взаимодействия людей».
Таким образом, общий ответ на вопрос о первооснове общества свелся к тому, что все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид деятельности людей. Именно человеческая деятельность представляет собой как бы скрытую, тайную сущность, первооснову, субстанцию всего социального. Современная социальная философия видит в социальном действии исходный пункт всей системы общественных отношений, средство интеграции различных областей социального знания.
Однако, признавая исключительное значение феномена человеческой деятельности, современная социология вместе с тем предупреждает о связанной с этим опасности искусственного упрощения, обеднения реально существующих многообразия, сложности и многомерности социального взаимодействия. При этом особо обращается внимание на то, что при всем фундаментальном, системообразующем значении социальной деятельности она все же не является исчерпывающим, конечным, «далее неделимым» основанием человеческого существования. Этому есть по крайней мере две основные причины:
Поэтому, признавая, что социальная деятельность – основа общественной жизни, следует видеть, что она не сводится к ней. Признание наличия в социальной системе фундаментальной основы, опорных конструкций не исключает, как уже указывалось выше, представлений о многомерности, сложности общественной жизни. Она может быть понята не только как совокупность отдельных видов деятельности, но и во многих других аспектах, например, как совокупность отдельных социальных групп, как определенная структура различных общественных организаций или же как сложная сеть отношений, связывающих людей, группы и организации.