Общество как социокультурная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:46, реферат

Краткое описание

. Человеческое общество постоянно изменяется. В давние времена возникло общество первобытных охотников. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное, и наконец, капиталистическое общество. Человеческое общество идёт по ступени развития от простого к сложному.
. Общество – это любая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют ещё второй природой, подчёркивая то, что оно стоит вне естественной природы и не способно функционировать по её законам.

Файлы: 1 файл

общество.doc

— 48.00 Кб (Скачать)

 

 

Общество как  социокультурная система.

 

 . Человеческое общество постоянно изменяется. В давние времена возникло общество первобытных охотников. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное, и наконец, капиталистическое общество. Человеческое общество идёт по ступени развития от простого к сложному.

. Общество – это любая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют ещё второй  природой, подчёркивая то, что оно стоит вне естественной природы и не способно функционировать по её законам.

. Другие утверждают, что общество людей является  прямым продолжением биологического  сообщества зверей и что в  обществе нет ничего такого, чего  не было бы в животном мире. Примером этой теории служит  муравейник. Он предстаёт как совершенный аналог человеческого общества. Он также как оно, сложно организован, в нём существуют разделение труда и специализация, свой язык и т. д. В узком значении общество охватывает только совместные формы проживания людей.

. С точки зрения марксисткой социологии общество предстаёт как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др. В данном случае в основу классификации общественных отношений положено их социальное содержание. Если исходить из их субъектов, то можно выделить отношения между социальными группами: классовые и национальные отношения, отношения между людьми города и деревни, умственного и физического труда, семейные отношения, отношения между личностью и обществом, личностью и социальной группой, коллективом, межличностные отношения. Все общественные отношения связаны между собой и выражают взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом Основой данных отношений являются разделение труда и развитие разных видов деятельности людей.

. Общественные отношения  можно разделить на материальные  и идеологические.

Материальные  отношения – складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. К ним относятся экономические и производственно-технологические отношения.

Идеологические  отношения – складываются сознательно. К ним относят политические, правовые, нравственные, эстетические и религиозные отношения между людьми. Они формируются под непосредственным воздействием сознания людей и под влиянием их экономических отношений. Их функционирование осуществляется через соответствующие, политические, правовые, религиозные и др. организации и институты.

. Понятие общество  применимо к любой исторической  эпохе, к любому по численности  объединению (группе) людей, если это объединение соответствует следующим признакам:

  1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
  2. Браки заключаются между представителями данного объединения;
  3. Оно пополняется за счёт  детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  5. У него есть своё название и своя история;
  6. Оно обладает собственной системой управления;
  7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  8. Общество объединяет общая система ценностей, (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

. Согласно материалистическому  пониманию, сущностью общественной  жизни людей является производство  материальных благ, в результате которого удовлетворяются их разнообразные материальные и др. потребности. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Он в разной степени воздействует на развитие указанных сфер жизни общества.

Способ производства – это единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений. К производственным силам относятся сами люди с их знаниями, навыками и опытом работы, а также используемые ими средства производства – орудия и предметы труда, здания, сооружения, транспортные средства и т.д.

Производственные  отношения – это отношения, в кот. вступают люди в процессе производственной деятельности. Прежде всего, это их отношения по поводу средств производства. В зависимости от того, кому они принадлежат, разные люди занимают различные места в процессе производства (хозяева – наёмные работники).

. Исходя из учёта  содержания общественных отношений,  различных видов социальных субъектов  (политических, правовых и т.д.) можно всё общество разделить на четыре главные сферы - экономическую, политическую, социальную и культурную.

Экономическая – это фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, обороты капиталов и т.д.  Т.е. то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяют жизненно важные потребности людей - в пище, жилье, досуге и т.п. Основой экономической сферы любого общества является производство, конечная продукция которого составляет национальный доход.

Политическая – это президент и аппарат президента, правительство и парламент, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба. Все вместе они составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Функции государства: обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнёрами, (например рабочим и работодателем), учреждение новых законов и слежение за их выполнением всеми структурами, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и т.д.

Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) – включает университеты и лаборатории, музеи и театры, журналы и газеты, памятники культуры, научно-исследовательские институты и т.д. У этой сферы три главные задачи:

1.Наука – открыть  новые знания в технической  и гуманитарной областях.

2. Образование – передавать  открытые учёными знания последующим  поколениям (школы и университеты).

3. Культура – создавать  художественные ценности, хранить  их в библиотеках, музеях, выставлять  в галереях.

Социальная  сфера – это совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения (магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, здравоохранение, связь и т.д.). Социальная сфера охватывает почти все слои и классы от богатых и средних до бедных.

. Соответственно четырём  этим сферам выделяют четыре  института общества, каждый из  которых является социальной системой:

  1. Институт семьи и брака (потребности в воспроизводстве людей)
  2. Экономические институты (добывание средств существования)
  3. Политические (потребность в безопасности и социальном порядке)
  4. Духовные институты, включая науку и культуру (духовные проблемы, новые знания, социализация подрастающего поколения).

Социальный институт понимают как приспособительное  устройство общества, которое служит для удовлетворения его важнейших  потребностей и регулируется сводом социальных норм. 

Типология обществ:

Общественно-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества с присущим ему способом производства , социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Она может объединять общества , находящиеся на разных уровнях развития . Учение об общественно-экономических формациях представляет общество , как целостную социальную систему , все элементы которые находятся в органической связи и взаимодействии между собой. Оно позволило представить развитие человечества, как закономерный исторический процесс в котором одна формация сменяется другой , более прогрессивной. В связи с этим появились такие общественно- экономические формации, как первобытно- общинная, рабовладельческая, феодальная , капиталистическая и коммунистическая . Каждая из них отличается присущим ей способом производства и системой производственно- экономических отношений. Этим в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни  в каждой формации. В итоге каждая из них выступает как качественно определенный тип общества. Смена формаций происходит под влиянием экономических факторов , с которыми связаны другие факторы данного процесса (социально- политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры.).

.Формационный подход  для оценки общественных процессов  представляет общество, как целостную  социальную систему, все элементы  которой находятся в органической  связи и диалектическом взаимодействии  между собой.

. Необходимо сочетать  формационный подход с так называемым цивилизационным подходом. Суть этого подхода заключается во всестороннем учёте роли и значения разного рода исторических цивилизаций в общественном развитии. Цивилизационный подход к исследованию общества преодолевает ограниченность формационного подхода и ВТО же время дополняет его. Он более основательно выражает, проходящие в современном мире интеграционные процессы в области производства, экологии, культуры, всеобщую зависимость народов и их общие интересы. При социологическом анализе имеет смысл применять оба подхода в их диалектическом сочетании.

. Марксистская социология  в современных условиях относится  к числу наиболее основательных  социологических учений. Многие  зарубежные авторы высоко оценивают  учения Маркса об обществе. Есть немало учёных, которые не разделяют Марксистскую социологию, но признают отдельные её положения. Она является не совсем объективной и часто бывает поверхностной, непрофессиональной и главное – субъективной. Из анализа большого числа учебников по социологии видно, что многие учёные стремятся дать объективную оценку различных  социальных теорий, в том числе и марксистской. Зарубежные учёные признают Маркса «одним из основоположников социологии». Его концепцию, они продолжают использовать спустя столетие, как он писал об этом. Она содержит:

  1. Значение экономических факторов, которые определяют социальную жизнь.
  2. Системы веры и мысли – это продукт той эпохи, в которой они локализованы.
  3. Концепция отчуждения труда.

. Не все положения  марксистской социологии подтвердились на практике в полном объёме и являются достоверными. Учение об общественно-экономических формациях подтвердилось в развитии лишь ряда европейских стран. Сегодня происходит невиданный пока ещё в истории переход ряда бывших социалистических стран к капитализму. Это ставит под сомнение положение марксизма о коммунистической формации как наиболее прогрессивной. Это положение нуждается в новом подтверждении. Большое число учёных высказываются в духе конвергенции (сближения) капиталистических и социальных обществ, обосновывают необходимость создания третьего типа общества, которое включило бы  в себя достоинства капитализма и социализма.

. Таким образом, общество предстаёт перед нами как сложная система, которая до сегодняшних дней прошло по ступени развития от простого общества к сложному. Общество существует с давнейших времён и включает в себя любые по численности объединения людей, которые трудятся в различных сферах и занимают разные должности. Различные исторически изменившиеся типы общества имели свои законы. Но по прежнему целью общества остаётся производство материальных благ, которые удовлетворяют различные их потребности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

   


Информация о работе Общество как социокультурная система