Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:46, реферат
. Человеческое общество постоянно изменяется. В давние времена возникло общество первобытных охотников. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное, и наконец, капиталистическое общество. Человеческое общество идёт по ступени развития от простого к сложному.
. Общество – это любая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют ещё второй природой, подчёркивая то, что оно стоит вне естественной природы и не способно функционировать по её законам.
Общество как социокультурная система.
. Человеческое общество постоянно изменяется. В давние времена возникло общество первобытных охотников. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное, и наконец, капиталистическое общество. Человеческое общество идёт по ступени развития от простого к сложному.
. Общество – это любая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют ещё второй природой, подчёркивая то, что оно стоит вне естественной природы и не способно функционировать по её законам.
. Другие утверждают,
что общество людей является
прямым продолжением
. С точки зрения марксисткой социологии общество предстаёт как система общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др. В данном случае в основу классификации общественных отношений положено их социальное содержание. Если исходить из их субъектов, то можно выделить отношения между социальными группами: классовые и национальные отношения, отношения между людьми города и деревни, умственного и физического труда, семейные отношения, отношения между личностью и обществом, личностью и социальной группой, коллективом, межличностные отношения. Все общественные отношения связаны между собой и выражают взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом Основой данных отношений являются разделение труда и развитие разных видов деятельности людей.
. Общественные отношения
можно разделить на
Материальные
отношения – складываются и проявляются независимо
от сознания и воли людей. К ним относятся
экономические и производственно-
Идеологические отношения – складываются сознательно. К ним относят политические, правовые, нравственные, эстетические и религиозные отношения между людьми. Они формируются под непосредственным воздействием сознания людей и под влиянием их экономических отношений. Их функционирование осуществляется через соответствующие, политические, правовые, религиозные и др. организации и институты.
. Понятие общество
применимо к любой
. Согласно материалистическому
пониманию, сущностью
Способ производства – это единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений. К производственным силам относятся сами люди с их знаниями, навыками и опытом работы, а также используемые ими средства производства – орудия и предметы труда, здания, сооружения, транспортные средства и т.д.
Производственные отношения – это отношения, в кот. вступают люди в процессе производственной деятельности. Прежде всего, это их отношения по поводу средств производства. В зависимости от того, кому они принадлежат, разные люди занимают различные места в процессе производства (хозяева – наёмные работники).
. Исходя из учёта
содержания общественных
Экономическая – это фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, обороты капиталов и т.д. Т.е. то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяют жизненно важные потребности людей - в пище, жилье, досуге и т.п. Основой экономической сферы любого общества является производство, конечная продукция которого составляет национальный доход.
Политическая – это президент и аппарат президента, правительство и парламент, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба. Все вместе они составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Функции государства: обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнёрами, (например рабочим и работодателем), учреждение новых законов и слежение за их выполнением всеми структурами, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и т.д.
Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) – включает университеты и лаборатории, музеи и театры, журналы и газеты, памятники культуры, научно-исследовательские институты и т.д. У этой сферы три главные задачи:
1.Наука – открыть новые знания в технической и гуманитарной областях.
2. Образование – передавать
открытые учёными знания
3. Культура – создавать художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях.
Социальная сфера – это совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения (магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, здравоохранение, связь и т.д.). Социальная сфера охватывает почти все слои и классы от богатых и средних до бедных.
. Соответственно четырём этим сферам выделяют четыре института общества, каждый из которых является социальной системой:
Социальный институт понимают как приспособительное устройство общества, которое служит для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируется сводом социальных норм.
Типология обществ:
Общественно-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества с присущим ему способом производства , социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Она может объединять общества , находящиеся на разных уровнях развития . Учение об общественно-экономических формациях представляет общество , как целостную социальную систему , все элементы которые находятся в органической связи и взаимодействии между собой. Оно позволило представить развитие человечества, как закономерный исторический процесс в котором одна формация сменяется другой , более прогрессивной. В связи с этим появились такие общественно- экономические формации, как первобытно- общинная, рабовладельческая, феодальная , капиталистическая и коммунистическая . Каждая из них отличается присущим ей способом производства и системой производственно- экономических отношений. Этим в конечном счете определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни в каждой формации. В итоге каждая из них выступает как качественно определенный тип общества. Смена формаций происходит под влиянием экономических факторов , с которыми связаны другие факторы данного процесса (социально- политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры.).
.Формационный подход
для оценки общественных
. Необходимо сочетать формационный подход с так называемым цивилизационным подходом. Суть этого подхода заключается во всестороннем учёте роли и значения разного рода исторических цивилизаций в общественном развитии. Цивилизационный подход к исследованию общества преодолевает ограниченность формационного подхода и ВТО же время дополняет его. Он более основательно выражает, проходящие в современном мире интеграционные процессы в области производства, экологии, культуры, всеобщую зависимость народов и их общие интересы. При социологическом анализе имеет смысл применять оба подхода в их диалектическом сочетании.
. Марксистская социология
в современных условиях
. Не все положения
марксистской социологии подтве
. Таким образом, общество предстаёт перед нами как сложная система, которая до сегодняшних дней прошло по ступени развития от простого общества к сложному. Общество существует с давнейших времён и включает в себя любые по численности объединения людей, которые трудятся в различных сферах и занимают разные должности. Различные исторически изменившиеся типы общества имели свои законы. Но по прежнему целью общества остаётся производство материальных благ, которые удовлетворяют различные их потребности.
.