Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:05, лекция
Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества? Маугли - это только красивая сказка Киплинга. Робинзон, даже если исключить его общение с Пятницей, уже нес культуру осмысленных и опредмеченных в виде орудий труда действий человеческого рода.
Как в индивидуальном развитии вслед за преодолением биологической, физической слитности с другим человеком стремление к свободе, к отделенности от себе подобных, заключенное в позиции ребенка "Я сам!", оказывается одним из этапов становления личности, так и понятие "общество" формируется по мере развития способности людей отделять себя от природы.
1. Понятие общества. Общество как субъект социальной жизни.
2. Структура и исторические типы обществ.
3. Цивилизационный подход к анализу общества.
Любое общество структурировано и по другим параметрам, связанным с вертикальным расслоением. Для К. Маркса основным критерием было отношение к средствам производства, к собственности (классы имущих и неимущих). М. Вебер включает помимо отношения к собственности и уровня доходов отношение к власти (управляющие и управляемые) и социальный престиж.
Решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, сделавшие возможным само рождение человеческого общества: труд, общение и познание. Они лежат в основании выделения трех главных сфер жизнедеятельности общества и общественных отношений: это экономические, социально-политические, правовые, и духовно-культурные (религия, наука, мораль, искусство и пр.) связи-взаимодействия. Личность, являясь своего сюда слепком общества, также выступает как объект и субъект труда, общения, познания. В этих сферах протекает процесс развития общества и человека. Эти сферы и определяют основные функции общества: материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества (рост материального достатка, благосостояния); социально-политические, этические гарантии выживания человечества, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений; духовно-интеллектуальное, научно-эстетическое развитие людей.
Каждый элемент структуры
Кроме названных оснований
Мы рассмотрели общество как
бы изнутри: его структурные элементы.
Но если мы подойдем к анализу общества
как целостного организма, но одного
из многих, то увидим, что в современном
мире существуют различные типы обществ,
резко различающиеся между
Традиционно наше обществоведение при анализе исторических типов обществ и современных моделей социального развития опиралось на формационный подход(К. Маркс), объясняющий процесс развития человечества как восхождение от одной формации к другой. Выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. При этом подходе процесс производства материальных благ рассматривается как основа общественной жизни. Производя, люди воздействуют друг на друга, и эта система взаимодействий людей (непосредственных и опосредованных, сознательных и несознательных), занятых производством, обменом, распределением материальных благ, образует производственные отношения. Характер производственных отношений и их основа - форма собственности - отличают одну формацию от другой.
В социологии по-разному решался вопрос об определяющем типообразующем признаке.
П. Сорокин решающее значение придает разуму. По Сорокину, сознание, духовное как внутренний аспект жизни общества доминирует над его материальной оболочкой. Именно сознание определяет целостность социальных явлений. В строении общества он выделяет два уровня организации: уровень культурных систем и уровень социальных систем. Первенство принадлежит культурным системам. Поэтому подсистемы общества связаны с важнейшими ценностями: Истиной, Добром, Красотой, Справедливостью. Все подсистемы общества являются производными от науки, религии, искусства, этики1.
Роль главного системообразующего
признака отводилась и нравственности.
Совершенствование моральных
Существует и концепция, согласно
которой красота как высшая эстетическая
ценность может рассматриваться
в качестве основополагающего
Очевидно, что каждая из этих точек зрения имеет право на существование и приближает нас к истине.
На разных исторических этапах доминантой
может оказаться один из названных
факторов. И думается, что формационный
подход, на который опирался Маркс
в анализе общества, исторически
был оправдан. Но он оказался тупиковым
в условиях кризиса, переживаемого
сегодня миром. В трудах ученых Римского
клуба это состояние обозначено
как кризис современной цивилизации.
Стало очевидным, что опасен не сам
по себе формационный подход, а его
абсолютизация, догматическое прочтение,
что выражалось в жестко-детерминистских
фаталистических представлениях о
законах социального развития. В
диалектике необходимости и случайности
роль последней практически
Потребностям более
Понятие "цивилизация" имеет важное значение в качестве методологического принципа классификации типов общества. В соответствии с ним в истории выделяются цивили-зационные революции - аграрная (она проходила 6- 8 тыс. лет назад и осуществляла переход человечества от потребительской к производящей деятельности, что имело широкомасштабные социальные последствия) и индустриальная. В настоящее время человечество в лице передовых стран вступает в третью цивилизационную революцию - информационную. Отсюда в социологии устойчивым является деление общества на аграрное (традиционное) и индустриальное.
Для аграрного (традиционного) общества характерны преобладание аграрного уклада в экономике, низкие темпы развития производительных сил, консервативные структуры, крайне низкая социальная мобильность в социальной сфере; основанный на традиции способ социокультурно и регуляции, жесткий социальный контроль, неприятие инноваций во всех сферах. В традиционном обществе резко ограничена свобода личности.
Индустриальное общество
Начиная с 60-х годов активно
Попытаемся обозначить контуры информационного общества.
Во-первых, в сфере материального
производства происходит такая структурная
перестройка, когда информация (а
это и наука, и новая технология,
и новое соотношение
Уже сегодня информация, информационные, компьютерные программы превращаются в самый ценный товар. Возникает новый технологический базис производства - электронно-информационная техника, что и обусловливает эффективность материального производства.
Все эти изменения в сфере
экономики протекают далеко не безболезненно.
Тотальная автоматизация и
Во-вторых, информатизация перспективы
упорядочивания социальных взаимодействий
влияет на эффективность общения
людей. Благодаря компьютерной технике,
телевидению, лазерам, волокнистой
оптике и другим средствам создается
возможность преодоления
Социально-политическая деятельность также преобразуется благодаря свободному доступу к разнообразной информации. Информационная техника открывает новые возможности для демократии, в частности для обмена мнениями, для электронных плебисцитов, для непосредственной связи граждан и политических деятелей. Внедрение ЭВМ подрывает основы существования бюрократии. Информация выступает как глобальный ресурс человечества, превосходящий все имеющиеся энергетические источники, противостоящий энтропии, дезорганизации, хаосу, разрушению социальных связей.
В-третьих, в культурной
Познание человеком мира все
более оказывается связанным
с уровнем его сознания, информационно-энергетическим
потенциалом личности, ее способностью
к творчеству. А это уже эстетическая
проблема, т. е. проблема творческой деятельности,
способности человека к созданию
новых форм, новых ценностей. Только
совершенствование бытия и
По словам В. С. Соловьева, развивавшего в эстетике идеи русского космизма, предназначением человека является продолжение дела, начатого природой по организации мира в порядок и красоту. В. И. Вернадский говорил, что сознание - фактор мирового бытия - становится сотрудником космоса. Информатизация общества и оказывается средством взаимообусловленной эволюции человека и всего мира - коэволюции, средством гуманизации социальных отношений.
3. Категория "цивилизация"
употребляется в науке не
Становление человеческой цивилизации - это по-своему уникальный эксперимент. Человечеству не на что опереться, кроме собственного опыта. Над ним тяготеет и часто не пускает двигаться предцивилизационное состояние "варварства". Однако, несмотря на пробы, ошибки, зигзаги, рецидивы варварства и даже гибель отдельных локальных циви- лизационных образований развитие цивилизации в целом было и остается процессом поступательным, собирающим, накапливающим, обогащающим человеческий опыт.
История цивилизации начинается на
Востоке около 10 тысячелетий назад.
На протяжении многих тысячелетий древние
государства Востока определяли
направление исторического
Информация о работе Общество - целостная социокультурная система